Борисоглебский мужской монастырь в городе Дмитрове относится к древним обителям Подмосковной земли.
Сохранилась легенда об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в середине 12 века, почти одновременно с основанием им города Дмитрова в 1154 году.
Точных данных о дате основания монастыря история не сохранила, но, вероятнее всего, возник он в третьей четверти 15 века.
На чем основывается это утверждение?
Дело в том, что в 1841 году под Алексеевским приделом монастырского Борисоглебского собора был найден белокаменный крест с датой его установки -1462 год. Обретенная спустя 400 лет святыня ныне хранится в краеведческом музее Дмитрова.
А в сохранившихся письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1472 году.
Существует ещё одна версия, согласно которой монастырь был основан в 1380 году.
Так, возраст монастыря варьируется от шести до девяти столетий, бесспорно одно - он древний.
Монастырь за свою многовековую историю претерпел многое. Страдала обитель от нашествий и разорительных набегов врагов, пожаров и стихийных бедствий, но всегда возрождалась.
В 1610-м монастырь сожгли дотла польско-литовские интервенты, но спустя десятилетие, в 1620 году обитель возродилась.
В 1652 году, по указу царя Алексея Михайловича, Борисоглебский монастырь стал резиденцией его советника и доверенного лица митрополита Новгородского Никона, который в тот же год стал патриархом и являлся им до 1666 года.
Патриарх Никон , который был к тому же близким другом монарха, находился в Борисоглебском монастыре до 1656 года, пока не основал Новоиерусалимский монастырь в Воскресенске.
В 1656 году жена стольника Алексея Чаплина Пелагея Чаплина пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия человека Божиего, небесного покровителя ее мужа,но они с мужем действовали дальновидно: строительством этого придела и в особенности его посвящением их семья в первую очередь отдала дань уважения царю Алексею Михайловичу, святым покровителем которого также являлся Алексий.
В 1672 году случился сильный пожар, от которого монастырь сильно пострадал, но обитель, у которой было немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, была восстановлена, на сей раз, в камне.
Каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен по периметру каменными стенами с четырьмя круглыми башнями, расположенными по углам, сохранившимися до нашего времени.
Башни снабжены шатрами и мощным машикулями (навесными бойницами), а также и декоративными кирпичными поясами.
Монастырская кирпичная ограда имеет высоту около четырех метров, а толщину - 0.9 метров .Ее возводили с 1685 по 1689 гг.
Именно в этот период – конец 17 века- и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней.
Что входит в состав ансамбля монастыря?
Это, конечно, собор во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба .
Построенный в 1537 году, этот величественный собор создан в традициях древнего русского зодчества и является ярким образцом Московской архитектурной школы начала 16 века.
Он удивительно напоминает Спасо-Преображенский собор в Переславле и церковь Покрова на Нерли. Лаконичный силуэт собора- одного из древнейших на подмосковной земле – восхищает!
Это кирпичный, на белокаменном подвале, четырехстолпный, одноглавый, кресто-купольный храм многократно перестраивался: в 1620, 1656, 1778, 1824, 1887 годах.
В 1656 году у собора появился придел, освященный во славу Алексия человека Божиего.
Комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом 17-19 веков- двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее в себе функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения.
Сперва у комплекса в 1762 году появился нижний ярус с однопролетными воротами , чуланом и пекарней.
А в 1685-1687 гг.он был дополнен небольшой бесстолпной одноглавой надвратной Никольской церковью. В 1834 году у церкви появился придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
В монастырский ансамбль, помимо храмов, входят братские кельи – кирпичные, двухэтажные сооружения, возведённые в последнюю треть 17 века. Корпус настоятеля-кирпичный двухэтажный, построенный в первой половине 19 века.
Здание духовного правления- двухэтажный, краснокирпичный корпус 1902 года постройки – проект архитектора П.А. Ушакова.
С 1777 года при монастыре действовало духовное училище.
В начале прошлого века вдова крупного фабриканта Ивана Артемьевича Лямина-основателя товарищества Покровской мануфактуры Елизавета Семёновна Лепешкина -Лямина на свои средства провела в монастыре ремонтные и реставрационные работы.
Поле революции 1917 года монастырская братия объединилась в сельскохозяйственную артель, но это лишь не надолго отсрочило его закрытие. В первой половине 1920-х гг.это был уже женский, а не мужской монастырь.
Сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а ее монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В Борисоглебской же обители были размещены сестры эвакуированного из западной Украины Турковицкого женского монастыря.
В 1921 году в монастырь прибыли также сестры Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии во главе с игуменьей Софией, изгнанные большевиками.
Последним до закрытия обители настоятелем храмов Борисоглебского монастыря был епископ Дмитровский Серафим Звездинский (1883-1937). Архимандрит Серафим в 1920 году, когда ему было 37 лет, стал епископом и поселился в Дмитрове.
На улице Подлипичье в Дмитрове есть дом-музей священномученика Серафима, отправленного в ссылку, принявшего там мученическую смерть в 1937 г.
А в 2010 году у стен Дмитровского Успенского собора, в котором епископ служил с 1920 по 1923 год, священномученику Серафиму Звездинскому установили памятник, авторами которого являются скульптор Алексей Караулов и архитектор Галина Гуляева.
Дмитровский епископ Серафим (Звездинский), ныне причисленный к священномученикам, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах Борисоглебского монастыря.
А в 1926 году монастырь был окончательно закрыт.
На его территории был поначалу размещен музей Дмитровского края.
Директор музея Кирилл Алексеевич Соловьев и его коллектив делали всё, что могли, для сохранения монастырского комплекса как памятника истории, культуры, архитектуры,почти все сотрудники впоследствии были репрессированы и погибли.
В 1932 музей был переведён в Успенский собор в Дмитровском Кремле, а на территории монастырского комплекса разместилось управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) -отделение, созданное для осуществления строительства канала Волга-Москва (так до 1947 года назывался Канал имени Москвы) – жуткую стройку, на которой безвинно погибли люди.
Дмитлаг являлся одним из управлений ГУЛАГА.
В Дмитровском районе Московской области расположился специализированный лагерь заключённых, которые работали на строительстве канала вместе с военными и вольнонаёмными работниками.
Те, кто работал на строительстве водоканала, а таких было 200 000 человек репресированных, либо умерли от истощения и тяжёлого труда, либо были расстреляны. В память о них на трассе канала был установлен поминальный крест...
В годы Великой отечественной войны и после ее окончания более 30 лет в монастырском комплексе размещалась воинская часть. А также склады, конторы некоторых городских учреждений, часть монастырских построек (Братские кельи) отдали под жилье горожан.
Только в 1993 году Борисоглебский монастырь был возрожден.
В 2003 году обитель впервые за её многовековую историю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который лично оценил десятилетние труды по возрождению порушенных святынь обители.
А 6 августа 2004 года был торжественно освящен восстановленный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия.
Сегодня он снова живёт по общежительному уставу.
На монастырской колокольне появились часы-куранты.
А ещё - новая звонница с 8 колоколами весом от одной четверти до сорока пудов.
Появилась часовня Сошествия Святого Духа. Она была построена в 2004 году, к 850-летию Дмитрова, но весьма органично сочетается с древними монастырскими постройками.
А ещё возле восточной стены обители в августе 2006 года установили памятник работы скульптора Александра Рукавишникова - святым князьям страстотерпцам Борису и Глебу, по именам которых, собственно, и назван монастырь. Как мы видим, на одном пьедестале находятся две конные статуи, а на них скульптурные образы князей-братьев. Красиво и со смыслом!
Были построены также новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус.
Продолжаются восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Феодоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.
Святынями монастыря являются ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других, а также возвышающийся над ковчегом крест - частица гроба господня..
Спасибо, что читаете , я пишу для вас.