Найти тему

В головах пустота, а на фронте – пауза. Проблемы и решения спецоперации. Новый тип войны: между окопной и очаговой.

Оглавление
Найдете на картинке, по кому выпустили тысячу снарядов? Поле изрыто воронками, как огород кротами. Кадр из видео-новостей.
Найдете на картинке, по кому выпустили тысячу снарядов? Поле изрыто воронками, как огород кротами. Кадр из видео-новостей.

В одной из более ранних статей уже вспоминал, как в 70-е годы в Палестине наш генштаб, в помощь Палестине, разработал тактику сопротивления танковым атакам Израиля: очаговое сопротивление с подземными ходами между ними. Эта тактика до сих пор там применяется и очень эффективно. В Афганистане ее тоже применяли против нашего контингента: днем вокруг только мирные люди, а ночью аулы наполнялись моджахедами… Вроде территория очищена и пройдена, а на утро – начинай сначала…

И вот подобная тактика, но в усовершенствованном виде, демонстрируется Украиной. Генштаб России вынужден искать противоядие против разработок Генштаба СССР… Опять и опять…

И вот подобная тактика, но в усовершенствованном виде, демонстрируется Украиной. Генштаб России вынужден искать противоядие против разработок Генштаба СССР… Опять и опять…

На войне учатся не только обе стороны конфликта – учатся все… Для генералов и маршалов это время - момент истины: у многих есть идеи и собственные представления. наработки, и война безжалостно «чистит генеральские мозги». Иногда до пустоты… А в пустоте/тишине ума можно услышать откровения… в том числе и в области тактики войны.

Год спецоперации изрядно почистил мозги нашим военачальникам, избавив от бреда натовских стратегов, навязанных нашему генштабу в прошлые годы. От советских уставов уже отказались, а натовские оказались негодными. Пустота. Самое время начать с чистого листа. Ну. Не совсем чистого – от прошлого, тем более славного, не так просто освободиться. Но и становиться заложниками прошлого тоже крайне опасно.

Чем отличается современная война от войн прошлого?

Вот многие как бы невзначай сравнивают спецоперацию с окопной войной Первой мировой. Есть параллели. Но они в поиске решений… В Первую мировую искали новые тактические решения на основе новой техники: массовое применение артиллерии, появление и применение авиации, аэростатов наблюдения и первых танков… Позже, уже в гражданскую был прорыв в виде «тачанок», который позже преобразовался в танковые клинья… Окопная война – это всегда пауза, в которой рождается что-то новое.

Сегодня тоже массовое применение артиллерии, окопы и подземные ходы, доты, укрепления… В первую мировую артиллерия была неподвижная, впрочем и во вторую она также страдала малоподвижностью. Исключением были «Катюши». Но это тоже был «прорыв» в тактике того времени. А вот сегодня в тактике артиллерийских дуэлей наступил серьезный перелом. Мы начинали спецоперацию с упором на стационарную артиллерию: на кадрах начала видно, что на позиции выкатывали сразу десятки орудий, так предписывал устав для массированного артиллерийского обстрела. Много и в одном месте.

Артбатарея на начальном этапе спецоперации: все расположены компактно и ведут огонь по одной цели.
Артбатарея на начальном этапе спецоперации: все расположены компактно и ведут огонь по одной цели.

Смысл был именно в интенсивности огня. И это сначала давало результат. До тех пор, пока с той стороны не применили мобильные дальнобойные орудия с корректируемыми снарядами.

Вот что интересно: у нас тоже есть и мобильные, и дальнобойные орудия, и с корректируемыми снарядами. Но они не вписывались в принятую тактику: дорого, сложно (нужна спец подготовка артиллеристов), гораздо проще по-старинке… Пока не пошли большие потери из-за скученности: несколько точных выстрелов из дальнобойной «777» и батареи нет! Стали рассредотачивать технику – потеряли концентрацию огня. Одиночные орудия против одиночных окопов… Что такое одиночная реактивная установка с половинным боекомплектом? Ни уму, ни сердцу. Не под такое применение создавалась система. Но именно к этому пришли.

Когда в головах головах пустота, на фронте – пауза.

Все вдруг узнали про иранские «шахиды» и наши «букеты» из «герани». Это было откровение для всех? И да, и нет.

Еще в 2019 году армия взяла на вооружение первые беспилотники, но упор делался на ударные многоцелевые комплексы дальнего действия. Их применяли в Сирии, но все в порядке отработки тактики применения.

Незадолго до начала спецоперации – примерно за 2-3 недели, - Шойгу приехал в Кронштадт для ознакомления с частной компанией, производившей небольшими сериями беспилотники среднего класса. Приехал разместить невиданный по объему заказ. Настолько невиданный, что речь пошла о строительстве новых заводов и тиражировании технологии компании в сотню раз. Помню, растерянный взгляд собственника и руководства компании – к таким масштабам они были не готовы… Но государство взяло на себя решение всех сложных вопросов. Причем, Шойгу обозначил, что задача не просто построить заводы и запустить производство, но и… построить жилье для новых рабочих и сотрудников: создать кластер. И его создали

https://yandex.ru/video/preview/15719389961458797736

Это все к тому, что решение по спецоперации откладывалось до последнего момента, и было принято лишь в январе. И именно тогда встал вопрос о новой тактике и новых вооружениях. И весь этот год армия перестраивалась, как по вооружениям, по воссозданию производства этой техники, так и по тактике. Россия медленно запрягает, но быстро едет.

Как выглядит тактика ВС РФ сегодня? Против нас – очаговое сопротивление (опорные точки с 5-15 бойцами ВСУ). Против таких очагов применять массированный огонь малоэффективен – спрятались в блиндаж или в подземные ходя, переждали обстрел – и вновь на позиции. Все надо начинать сначала. Против нас – дальнобойные скорострельные мобильные орудия, которые действуют импульсивно (отстреляли 5 – 10 снарядов и быстро уехали). Помните первые комментарии наших специалистов, что французские и американские орудия сделаны облегченными и длительной стрельбы не выдержат (перегреются)? То есть дерьмо. А что вышло? А они и не предназначены для длительной стрельбы! Они – инструмент другой тактики, войны другого типа – супер-маневренной. Стрельнул - сбежал. А если не успел, тем более запас прочности лишний.

В чем откровения супер-маневренной войны?

- На стрельбу отводится 10-15 минут, после чего немедленно (!) необходимо сменить позицию. Но это только следствие, а причина такой тактики – сочетание этих орудий с очень мощными системами определения координат, откуда ведется стрельба (пеленгации). Спутники – только видимая часть «айсберга» целого комплекса разведки, которые не работают ночью или в облачность. Наземные средства пеленгации более эффективны и надежны! Проблема в том, то наши уставы предполагали их работу по поиску батарей, и отсюда малая обеспеченность армии такими системами. Одно дело охотиться за десятками орудий, которые сосредоточены в одном месте, другое – за одиночными, которые открывают огонь то тут, то там… Другие подходы, другое оснащение.

Мобильность и рассредоточение – сильные стороны обороны. Но они же ослабляют потенциал при наступлении: война переходит в стадию дуэлей. Видели кадры, где все поле возле лесополосы в воронках? Это «из пушки по воробьям». Тысячи снарядов ежедневно – звучит громко. Но 90% - в «молоко». Эта тактика годится только для «беспокойства», чтобы противник прятался и не очень активничал. Поэтому надо ждать новых подходов и откровений. Наверняка варианты уже есть, но это тоже секретное оружие, которое раньше времени применять не целесообразно.

- Тактика роя беспилотников.

Беспилотники – не новое в военных действиях. Кто только их не применял и в самых разных вариациях. И вроде бы ничего революционного. На самом деле, пока бои шли «фронт против фронта», большими группировками, ничего не предвещало революции – так, корректировка тактики и средств. Но, как известно, количество может переходить в качество, как и качество в количество. Именно это мы наблюдаем сегодня. Наращивание количества мобильных, дальнобойных и скорострельных артиллерийских систем в сочетании с системами пеленгации, корректировки огня изменило сам характер боевых действий: земля оказалась под пристальным наблюдением. Даже под тотальным контролем систем наблюдения. В ситуации, когда небо, которое пока еще не под таким тотальным контролем, как земля, «мухи» в виде малогабаритных беспилотников спокойно летают, - массовое применение «Гераней» стало откровением, аналогичным «тачанкам» времен гражданской войны.

Конечно, через некоторое время будет найдено «противоядие» не только против единичных «Гераней», но против роев из них. Поэтому они не панацея, а эффективный временных ход.

- Беспилотники – наблюдатели.

Пожалуй, это более наиболее ценное откровение современной войны! Есть бородатый анекдот:

Инструктор

- Пуля летит по кривой невидимой траектории…

Боец:

- Если автомат повернуть набок, можно стрелять из-за угла?

Так вот, этот анекдот вдруг стал реальностью! Благодаря беспилотникам-наблюдателям! Боец с сидит далеко в блиндаже и управляет квадрокоптером, а наш танк скрылся от противника за насыпью: боец буквально заглядывает или в окоп, или в окно… передает координаты танкисту или артиллеристу – и с одного -двух снарядов цель поражена. По кривой невидимой траектории… Невидимой для противника. Кстати о танках: вдруг очень востребованными стали старые танки Т-62 и Т-72: если орудия не защищены броней при ответном огне, то танк имеет очень хорошую защиту и мобильность. Именно это, а не отсутствие более современной танковой техники, сделали их массово востребованными.

Ранее, до спецоперации, считалось, что использование танков с закрытых (защищенных) позиций не эффективно из-за невозможности точного наведения на цель. Однако, в паре с квадрокоптером эффективность стала потрясающей! Это привело к тому, что сегодня на ходу формируется новая боевая единица: танк с приданным беспилотником-корректировщиком. Быть в укрытии и видеть все, как на ладони – вот современные реалии боя. Сегодня к квадрокоптеру нужен оператор. Но это сегодня. Когда беспилотник соединят с системой управления огня танка (бортовым компьютером, и эта работа уже идет) мы получим совсем другую тактику боя. Уже в ближайшем будущем. Более не существует неприступных укрытий – можно заглянуть за любой угол и запустить «кривой/корректируемый снаряд» по любой «кривой» траектории.

Отдельная тема – место современной авиации. Но это – в другой статье.