Найти тему

Величие и ярость морей Айвазовского

Оглавление

Сегодня мы затронем одно из великолепных явлений природы - море и то, как его изображал великий художник-маринист из России - Иван Айвазовский. Лично я сам живу у моря и каждое лето посещаю песчаные пляжи и наблюдаю за морем, наблюдаю за его спокойными приходящими издали волнами. Мне всегда нравилось вглядываться вдаль, в горизонт и создаётся ощущение, что море бескрайнее и если уплыть в него, то уже никогда не наткнёшься на берег. И наш сегодняшний художник великолепно передавал это чувство, чувство глубины от одного взгляда на волны и одновременно и тревоги и спокойствия.

Иван Константинович Айвазовский был русско-армянским художником-маринистом и одним из величайших мастеров-маринистов 19 века. Родился в 1817 году в Феодосии, в семье купцов.

При рождении мальчика назвали Ованес (армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер "Гайвазовский".

Гнев морей, 1886г.
Гнев морей, 1886г.
Шторм, тёмные тучи и скалы, очертания которых теряются во мраке и это "Гнев морей", название картины очень точно описывает весь сюжет изображённый на ней. На переднем плане мы можем лицезреть спасающихся людей в шлюпке после кораблекрушения. Один из людей указывает рукой в сторону берега, а другие гребут.

Айвазовский наиболее известен своими изображениями морских пейзажей с реалистичными изображениями моря, кораблей и неба. Его картины часто обладают драматическим, атмосферным качеством, с мощными волнами и интенсивным светом и цветом. Исключительное мастерство Айвазовского в передаче настроения и движения моря снискало ему репутацию одного из величайших художников-маринистов всех времен.

Дом где прошло детство Айвазовского, стоял на самой окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался прекрасный вид на Чёрное море, крымские степи и на их древние курганы. С ранних лет мальчик мог наблюдать море в самых разных его характерах (тихим и бушующим), наблюдать за рыбацкими лодочками и большими кораблями. Окружающая его обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика появились первые художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и провёл для него несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в бигорафии и жизни Ивана Айвазовского.

Среди волн, 1898г.
Среди волн, 1898г.
На картине изображена поверхность бушующего в шторме бирюзово-синее море в тёмное время суток.

С 1830 года Айвазовский учился в симферопольской гимназии, что в Крыму, а в конце августа 1833 года отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в самую престижную на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 года обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.

Самая первая выставка, принесшая славу молодому Айвазовскому, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две его работы, и одна из них - "Этюд воздуха над морем" была отмечена серебряной медалью. Дальше он все больше и больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 году его знаменитое полотно "Штиль" принесло Айвазовскому Большую золотую медаль.

Командировка в Италию, совершенство мастерства, "Чесменский бой" и "9 вал"

С 1840 года молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в жизни и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует своё мастерство, изучает мировое искусство, и начинает выставлять свои работы на местных итальянских и выставках и далее в остальной Европе. После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание академика и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – "Чесменский бой" в 1848 г.

Чесменский бой, 1848г.
Чесменский бой, 1848г.
Немного истории. Чесменское сражение произошло летом 1770 года между Российской и Османской империями. Итогом было уничтожение турецкого флота.
Перейдём к самой картине, она описывает вторую фазу морского сражения и на ней изображено 6 кораблей, 2 из которых тонут и полыхают ярким огнём под лунным светом. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота "Трёх Иерархов", к которому, подходит шлюпка с экипажем брандера Д. С. Ильина За "Тремя Иерархами" стоят "Европа" и "Ростислав", слева на дальнем плане — "Не тронь меня". Слева на переднем плане турецкие моряки держатся за обломки кораблей, чтобы не утонуть. Композиция выстроена на резком контрасте между языками пламени, бледным светом Луны, затянувшими небо клубами дыма и огня - всё это создаёт впечатление напряжённости и драматизма происходящих событий.

И сразу к следующей картине, под названием "9 вал", которую пропустить было бы непосильным грехом.

9 вал, 1850 год
9 вал, 1850 год
9й вал, это самая опасная и сильная волна (от мифологического представления о девяти как священном числе). А теперь, поговорим о том, каким образом Айвазовский смог воссоздать такое явление, как 9 вал? В 1844 году, художнику суждено было пережить сильную бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором находился сам Айвазовский, посчитали затонувшим, а в прессе появилась новость о том, что во время шторма погиб известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, Айвазовский создает картину "9 вал", ставшую мировым живописным шедевром.
На картине мы можем наблюдать раннее лучезарное утро, которое могло быть тихим, если бы не страшная буря и высоко поднимающиеся волны. Небо же кажется таким низким, что оно практически сливается с волнами. На переднем плане держатся за обломок корабля в виде оторванной мачты, в надежде на спасение, и кажется, что спасения уже не будет, но яркие, мягко подобранные цвета придают оптимизма картине и надежду на то, что в конце-концов моряки смогли спастись.
Моряки отчаянно держатся за обломок корабля в виде мачты и противостоят вспененной волне, которая вот-вот может обрушиться на них со страшной силой.
Моряки отчаянно держатся за обломок корабля в виде мачты и противостоят вспененной волне, которая вот-вот может обрушиться на них со страшной силой.

Возвращение в Айвазовского в Феодосию и его становление меценатом

50-е и 70-е годы 19 века стали самыми яркими и плодотворными в карьере художника. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прославиться как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.

При первой же возможности он возвращается в Феодосию, его родной город, где тот построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна. Художника прозвали "отцом города", и говорят Айвазовский дарил свои работы горожанам, а иногда драгоценные подарки неожиданно оказывались в домах жителей города.
Он основал школу для моряков, больницу, картинную галерею и даже библиотеку, а также делал щедрые пожертвования различным благотворительным организациям, являлся крёстным отцом для половины младенцев Феодосии и каждому из них жертвовал частицу своих солидных заработков.
В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее очень даже оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, но стал русским художником, и это меня очень воодушевляет.


Наследие Айвазовского продолжает оказывать большое влияние на морскую живопись, и его работы высоко ценятся коллекционерами и любителями искусства по всему миру. Он является одним из самых знаменитых художников 19 века, он написал более 6000 картин. Его изображения бескрайних морей являются одними из самых красивых и запоминающихся за всю историю русского и всемирного искусства.