Найти в Дзене

Первая чеченская: боевикам категорически запрещено было брать этих солдат в плен. Рота десантников против 2000 боевиков.

В 1994 году, 11 декабря, российские военные подразделения в составе трех групп вторглись на территорию Чечни. Первая входила с запада через Северную Осетию, еще одна - через Моздок, а третья группа - с территории Дагестана. Руководить военной операцией должен был Эдуард Воробьев, но он не решился взять под свое командование войска, поскольку, по его мнению, данная операция была плохо подготовлена и военные были плохо оснащены в техническом плане. Чуть позже командование поручили Анатолию Квашнину.

В плен чаще попадали в первый период войны. Военнослужащие в экстренном порядке, собранные со всех уголков России, плохо были знакомы с менталитетом местных жителей, слепо верили в обещания боевиков, что им не причинят никакого вреда, и сдавались в плен. Затем в плен начали попадать больше по своей вине, не совладав со своими инстинктами. То сходили за куревом или алкоголем, то позволили себе заснуть на посту, то в одиночестве, без сопровождения отправились к речке, чтобы постирать форму. Случалось и такое, что в плен завлекали обманом. К примеру, кто-то из местных радушно угощал солдат продуктами, водкой и прочими вещами, и постепенно между ними устанавливались теплые отношения и они становились друзьями. Такие друзья в декабре 1995 года взяли в плен на окраине блокпост из состава 245 мотострелкового полка.

В 1995 году число пленных и пропавших во время первой чеченской кампании перевалило за тысячу. Тогда российские власти решили создать на территории Чеченской Республики рабочую группу, которая бы занималась освобождением и розыском военнопленных. Львиная доля пленных и пропавших пришлась на первую чеченскую кампанию. К концу первой кампании их число составило, по разным данным - 1231 человек. Еще около 500 человек пришлось на вторую войну. При этом среди всех военнослужащих выделялись те, кого противник старался не брать в плен по тем или иным причинам.

Первые из них - пилоты вертолетов и штурмовиков. Летчики были, пожалуй, одними из самых неприятных противников для боевиков. В самом начале конфликта российская авиация вывела из строя весь авиапарк военных самолетов, которые остались там, в наследство. Противодействовать российской авиации боевикам было просто нечем, особенно это касалось самолетов. Да и хорошо защищенные вертолёты Ми-24 были крайне опасным противником. Уже позже на территорию республики станут попадать переносные зенитно-ракетные комплексы, которые сделают работу пилотов гораздо более опасной. Однако в плен летчиков предпочитали не брать, так как их действия вызывали бессилия и озлобленность у противника.

Следом за пилотами шли снайперы. Эти профессионалы редко выходили из плена живыми. Во многих войнах мировой истории это негласное правило – снайперов в плен не брать, соблюдали солдаты по обе стороны фронта. Командование старалась всячески помешать такому поведению, так как они были кладезем полезной информации. Двигаясь вдоль линии фронта, они знали все не только про позиции противника, но и про свои. Но, как правило, солдаты добирались до снайперов раньше командиров. Как и летчики, снайперы действовали незаметно, практически всегда уходили после выполнения работы, что вызывало крайнее раздражение у противника. К тому же несколько хорошо подготовленных специалистов с винтовкой могли прервать целое наступление.

Следующие в нашем списке – десантники. Славное братство десантников отлично зарекомендовала себя практически во всех боевых операциях чеченской войны. Их легендарное упорство и смекалка помогали им достигать побед, не теряя большое количество личного состава в боях. Именно поэтому боевики не любили представителей крылатой пехоты. Еще со времен Афганской войны было понятно, что десантники будут вести бой до последнего патрона, и приближаться даже к единственному, оставшемуся из них, было опасно, в руке может быть зажата граната.

-2

21 год назад на территории Шатойского района Чечни произошло ожесточенное столкновение, которое вписало себя в новейшую историю России одновременно, как трагическое и героическое. Речь идет о военной схватке, которая случилась 29 февраля - 1 марта 2000 года между бойцами 6 роты второго батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76 Псковской гвардейской воздушно-десантной дивизии и двумя с лишним тысячами боевиков террористического конгломерата Северного Кавказа. Боестолкновение известно в военной историографии, как бой у высоты 776. Внушительные силы террористов в районе Улус Керта появились после прорыва боевиками Хаттаба окружения, в которое они угодили в результате отступления из Грозного и его предместий в Шатойский район. Российские войска предпринимали попытки плотно сомкнуть кольцо в южной части Чечни для полного уничтожения, отступившей туда группировки противника. Однако, воспользовавшись доскональным знанием местности, боевики смогли прорвать сжимающееся кольцо. Точные данные о прорвавшиеся группировки террористов и направления ее движения федеральные силы получили днем 29 февраля, когда разведывательный дозор столкнулся с небольшим передовым отрядом боевиков и вступил в бой.

Террористы поняли, что дальше продвигаться будет невероятно сложно, однако, когда их известили, что им предстоит вступить в схватку всего с одной ротой, боевики воспряли духом и решили, что они расправятся с этой кучкой солдат за пару минут. Но тогда они даже и не догадывались, с каким лютым сопротивлением им предстоит встретиться. Эта роту они запомнят на всю жизнь. Основная атака террористов, включая арабских наемников, началась примерно в 17 часов ровно с двух направлений: западного и северо-западного. Примерно к 22:50 минутам боевики осуществили минометную атаку, после чего по личному приказу Хаттаба на штурм ротного опорного пункта была брошено подразделение боевиков, которая на тот момент считалось наиболее боеспособным. Боевики в количестве до 500 человек использовали накатывающую атаку, это когда одна группа боевиков сменялась другой. Подобным способом они хотели измотать десантников бесконечным огнем, чтобы у них не было времени перевести дух

К часу ночи по боевикам были нанесены несколько ударов артиллерийским дивизионом. Однако примерно к трем часам ночи 1 марта 6 рота уже понесла существенные потери - до трети личного состава и была окружена боевиками, при этом продолжая вести бой и препятствуя дальнейшему продвижению террористов.

На утро 1 марта число жертв среди террористов достигло 300 человек. Примерно к пяти часам 40 минутам утра боевики почти взяли контроль над высотой, на которой оставалась маленькая группа российских солдат, но которая даже в таком обреченном положении сражалась до последнего вздоха. Например, на северном направлении сопротивление чеченским боевикам оказывало всего одиннадцать солдат. На юго-западном направлении дошло до рукопашной схватке вплоть до применения саперных лопат, и террористы своей целью ставили взять десантников, обороняющих рубеж, живыми. Но этого не произошло. Бойцы ВДВ дрались до последнего. Около 6 часов 10 минут подполковник Maрк Евтюхин вызвал на себя огонь артиллерии. Слова «Вызываю огонь на себя» были последними в том радиоэфире. Высоту 776 начали обстреливать из артиллерийских орудий. Ещё до двух сотен боевиков были уничтожены.