Найти тему
Штабной писарь

История 118. Выездной караул ч.5

Фото автора, из рассказа про эшелон
Фото автора, из рассказа про эшелон

Лирическое отступление

В комментариях к рассказу, некоторыми подписчиками было высказано, мягко говоря, недоверие к описываемым событиям. В частности, про то, как караул везде таскался с «железным ящиком» с оружием. Мол – не было такого, «мы вот в плацкартном ездили, побросав автоматы под полку», и всё в таком духе. Возбудившись таким недоверием, автор аргументированно представил выдержки из руководящих документов, гласивших про «металлический ящик и красную надпись - воинский», а также, в свою очередь, высказал сомнение в правдивости слов подписчика.

Как это принято среди джентльменов, спор перерос в словесную перепалку с матюками, и оттаскав друг друга на х&ях, оппоненты разошлись по своим диванам, гордо задрав головы. Не забыв при этом плюнуть друг другу на спину.

-2

Однако, как человек образованный вдумчивый, автор заинтересовался сутью спора, и после изучения документов, в том числе исторических, пришёл к следующему:

караул без железного ящика, про который говорил подписчик, действовал в 1984 году, а описываемый в рассказе (что и было указано в его начале – ну для тех, кто читает) – в 1993;

привожу выписку из УГ и КС ВС СССР:

-3

а вот выписка из УГ и КС ВС РФ:

-4

Как говорится: найдите два отличия!

Вот, собственно говоря, где была «зарыта собака». Дальнейшего смысла копаться в документах и искать какие-либо инструкции никакого проку нет – понятно, что там будет описано в одном случае «оружие хранится при себе, или ещё как-нибудь – под теми же полками, например», а в другом всё будет про «железный ящик». Нельзя сравнивать разные периоды истории и брызгая слюнями утверждать «не было такого»! Сначала надо разобраться… Приношу свои извинения оппонентам за возможные грубости и харчки в спину. 🤗🤝

Ну а вывод из вышеописанного подтверждает мои слова про «лихие 90-е». В 70-х – 80-х уровень преступности был несравнимо ниже, и публике не приходило в голову замышлять злое против болтающихся на вокзалах и в вагонах солдатиков с автоматами… И ящиков железных они с собой не таскали, и дверей железных в квартиры тогда не ставили, и даже решётки на окнах были редкостью.

Потом обстановка изменилась, и всё такое «железное» не просто так появилось в уставах и инструкциях, а также на дверях и окнах…

Но было интересно погрузиться в историю, для нас – пока ещё недавнюю. Кстати, в старом том Уставе говорится и про службу часовых в движении, чего в новых уставах уже не было (о чём говорилось и в тексте рассказа).

-5

Но, вернёмся к нашим баранам нашему рассказу.

… Приземлившись на четвереньки, я пару секунд приходил в себя, пытаясь осмыслить происходящее. После чего провёл перекличку личного состава и опрос полученных ими повреждений. Затем был проведён осмотр наличия оружия и боеприпасов. И уже после стали смотреть по урону имуществу. Как я уже упоминал – всё не закреплённое было сброшено на пол и укатилось куда попало. Двое караульных тоже совершили свои «полёты», однако третий, который отдыхал в глубине нар (место начкара, естественно, было с ближнего их края), удержался в лежачем положении, а только перекатился к краю.

Греметь и трясти нас продолжало, и выглянув из дверей вагона увидел я устрашающую картину: в ночной темноте теплушка с платформами неслась в неизвестность, скатываясь с горки. Никаких других вагонов, а также локомотива, при этом не наблюдалось. Приступ панических мыслей «отцепились – покатились – врежемся – катастрофа» был подавлен и присмотревшись я понял, что мы действительно катились с горки, но не абы какой, а с горки на сортировочной станции. Вокруг было множество путей, по которым также «в свободном полёте» катились вагоны, разъезжаясь каждый по своему направлению. Место сортировки (та самая горка, с которой «не спускать») и прилегающая территория путей была в отдельных местах освещена прожекторными вышками и было видно, что происходящее вокруг действо не хаотично.

Схема логистики «горки», с которой «спускают»
Схема логистики «горки», с которой «спускают»

Разогнавшись под горку, наш вагон и платформы с техникой быстро приближались к остальным вагонам формирующегося состава. Казалось, удар был неизбежен! И в это время начали работать тормоза. Но не вагонные (их же не было – вагоны отцеплены от локомотива), а тормоза, закреплённые на путях. Внушительных размеров пневмоцилиндры, оглушительно шипя сжатым воздухом, толкали тормозные хреновины, которые прижимались к боковым поверхностям колёс снаружи и изнутри рельсовой «колеи». Было их много, и циклов такого торможения тоже было несколько. Надо ли говорить, что каждый из них отражался на содержимом вагона, включая его жильцов. Всё тряслось и летело, устоять на ногах было нереально. В завершение всей этой свистопляски, наш транспорт таки врезался в формируемый состав. Не на дикой скорости, конечно, но достаточно приличной для такого рода действий. Удар был оглушающим и в очередной раз сбивающим с ног. Затем нас приложил «сзади» очередной спущенный с горки вагон. После чего наступила относительная тишина. Оглушённый и ошарашенный состав караула попытался прийти в себя.

А вот и те пневматические тормоза
А вот и те пневматические тормоза

С учётом того, что «спуск с горки» мы проходили впервые в жизни, да ещё всё это было глубокой ночью – ощущения нами испытанные, я вам доложу, были прям вот очень острыми!

-8

Придя в себя и осмотревшись, я увидел, что в общем-то мы легко отделались. Серьёзных травм никто не получил, оружие было на месте, печка вроде как выстояла (хотя верхний блин и съехал). Хорошо, что оставшийся запас воды в ТВН-12 оказался закрыт крышкой и затянут барашками, поэтому уцелел в кувыркающемся бачке. После этих событий, мы всегда бак закручивали после набора воды, а в чайнике на печке держали её минимум – чтобы не жалко было пролить.

С рассветом начали приводить всё в порядок и улучшать наши «условия проживания». Для утепления вагона средств у нас никаких не было, за исключением кучи тентов от БМП. Ими-то мы и воспользовались. Разобрав полностью нары, развернули тент и прибили его, сложив вдвое, к стенам теплушки, при этом верх тента проходил под слуховыми окнами. Использовав ещё один тент, мы полностью обшили стены жилой половины таким «утеплителем». Полы под нарами также укрыли тентом. Понятно, что поверх тентов продолжал гулять ветер, однако сквозь стены уже не проникал, что мы сразу и ощутили – стало реально теплее. Поверх тентов положили опять нары и прибили наши вешалки и полки.

Решить вопрос с освещением тоже особых сложностей не представило – у нас под рукой были 20 штук 24-вольтовых АКБ с БМП (и да - на БМП-3 АКБ именно 24в). Кроме того, в ящиках с ЗИПами мы нашли и лампочки, и плафоны, и даже фару с бэхи. (Сразу поясню для критиков – бэхи, как вы помните, мы везли не с завода и не на завод, а из части в часть. Они были, как говорится, БэУ. И ЗИП их тоже был БэУ. Ящики с ЗИП не опечатывались, и никаких описей на них не составлялось. При приёмке машин проверялся только необходимый для их последующей сдачи в капремонт инвентарь – канистры, шанцевый и т.д. Расходные материалы, к которым относились лампочки, предохранители, узлы и детали для текущего ремонта (замены) никого не интересовали, ведь часть их уже была использована при эксплуатации машин, а сколько там осталось никто и не считал). Кроме того, грузополучатель был не кто-то там, который бы начал умничать и требовать от караула всё до последней гайки, а наш родной полк. И машины эти мы везли «для себя». Так что трудностей со сдачей транспорта грузополучателю у нас не предвиделось никаких. 👍

Моток полёвки у нас тоже имелся, как и изолента с плоскогубцами. И мозги «инженера по эксплуатации» тоже. Так что после нескольких часов работы по теплушке, в нужных местах было развешено несколько бэховских плафонов, а также просто лампочек. Кроме того, к стене была прилажена фара, включавшаяся отдельно при необходимости и выдававшая вполне себе комфортное количество света – «почти как днём». Фару ту можно было всяко-разно поворачивать, и даже снимать и таскать по вагону (запас провода позволял). АКБ, конечно, не были образцово заряжены, но для наших нужд их вполне хватало. Кроме того, их запас в 20 шт. позволял весьма оптимистично смотреть в «светлое будущее» и не сильно экономить на освещении. (Для критиков – даже если бы караул вывесил гирлянду из ламп вокруг всего вагона и жёг её круглосуточно, за несколько дней это не «убило бы» 20 АКБ. А опытные «разгрузчики» всегда привозили на рампу с собой буферную группу аккумуляторов – для заводки и выгрузки техники с платформ. Так что не переживайте, всё было «путём»).

К данному периоду освещаемых в нашем рассказе событий, стал весьма насущен вопрос отправления естественных надобностей – в пути мы были уже почти сутки. И если с малой нуждой всё было понятно – только успевай уворачиваться от подхваченной завихрениями ветра струи, дабы не быть ею же окроплённым, то с «большими делами» было всё не так просто. При остановках состава, само собой, выискивался поблизости от теплушки «укромный угол», где и совершались требуемые «задумчивые действия». При этом обязательно под присмотром товарища, так как в «позе зю» ты не боец, а как я упоминал ранее, выковыривать из затылка железнодорожный молоток с длинной ручкой желания ни у кого не возникало.

Впоследствии, будучи начкаром других уже выездных караулов, попадались мне теплушки с пробитым специально для этих дел отверстием. Как правило в дальнем углу вагона. Отверстие прикрывалось фанеркой и выполняло свою задачу «на ура». Я называл такие теплушки «вагон с удобствами». Однако в описываемом случае никаких таких отверстий не было, а пробивать его было проблематично (теплушку то мне сдавать железнодорожникам, а не своим полковым товарищам). Кроме того, вторая половина теплушки была, как я уже говорил, завалена ЗИПом, тентами и прочим барахлом. А пробивать дыру посередине вагона было вполне себе «моветоном».

Рассказывали бывалые, что при крайней нужде в движении, горемыку обвязывали под руками парой автоматных ремней, после чего дуло его заднее выставлялось в дверной проём вагона, а за ремни держали соратники. Однако такой расклад показался мне весьма экзотическим и ненадёжным. И во избежание травмирования и гибели личного состава «при отправлении», а также заботясь о душевном спокойствии пассажиров какого-нибудь поезда «Москва – Владивосток», которое могло пострадать, когда созерцание красот зимней тайги из окна вагона было бы прервано проплывающей мимо голой задницей не первой свежести, да ещё и в момент её использования по назначению, поступили мы проще.

На кусок фанеры нужного размера стелилась газетка, над которой и делались все необходимые процедуры. После чего результат трудов уходил за борт. В случае, если результат превосходил ожидания, для ликвидации конфуза использовались совок, печная зола и метёлка из подручных средств. 😁

Хотел закончить данную часть рассказа соответствующей фотографией, но по этическим соображениям решил этого не делать. Вдруг среди читателей будут пассажиры поезда «Москва – Владивосток»… 😁