Найти тему
Достаточность

Вопросы воспитания: давать ли деньги ребенку?

Сегодня затрону дискуссионную тему. Существуют разные точки зрения относительно того, давать ли ребенку деньги, как часто, в каком количестве и т.д. Здесь я не буду никого ни к чему агитировать. Хочу поделиться своим опытом и тем, какой выбор сделал сам на текущий момент.

Ижевск 2022
Ижевск 2022

Опыт моего детства

Я жил в небогатой семье в сельской местности. То есть у моих родителей не было особой возможности баловать детей карманными деньгами. В лихие 90е, чтобы как-то выживать завели корову и огород.

Совершенно не помню, давали ли мне какие-то деньги до школы, но когда я стал учиться, то папа сразу ввел правило - за хорошую учебу будет давать мне денежное вознаграждение. Правило работало на четверть, то есть не за каждую оценку, а только если закончил четверть без троек. Сумму точно не помню, что-то в районе 50 рублей, если есть четверки и 100 рублей, если все пятерки.

Полученные деньги я в тот же день спускал на шоколадки и какие-нибудь другие сладости. Так было в начальной школе. Позже появилось понимание, что так долго зарабатываемые деньги очень быстро исчезают. Где-то в то время я начал учиться на что-либо копить, а также искать варианты дополнительного заработка, например, сдачи бутылок.

Существующие у людей страхи

Когда встает вопрос: “Давать ребенку деньги или нет?” - существует опасение, что малыш привыкнет и будет требовать денежное вознаграждение абсолютно за все. Тем не менее, считается, что карманные деньги должны быть у ребенка.

Лично у меня никогда не возникала мысль о том, что мне теперь должны давать деньги за все, что я делаю. Но, если бы мне давали просто на карманные расходы (а такие выдачи тоже периодически бывали), я бы скорее всего не понял, что вознаграждение не просто падает с неба, а его нужно зарабатывать. При этом заработок подразумевает определенного результата, а не абы какого.

Теперь я сам родитель

Моему сыну 4,5 года. Некоторое время назад я был уверен, что еще рано поднимать вопросы о деньгах, но кое-что изменилось.

Сначала он стал спрашивать зачем мы ходим на работу. Объяснения, что там зарабатываем денежки, чтобы можно было покупать еду, игрушечки и т.д. и т.п. не давали эффекта.

Чуть позже он стал просить купить ему что-то и в случае отказа немедленного удовлетворения желания злился или закатывал истерику. Несколько разговоров о том, что в магазине не просто так отдают вещи, а что за них нужно заплатить, чуть улучшили ситуацию. Появилось понимание, что в магазине нужно платить деньги.

Однако, произошла еще одна интересная ситуация. При появлении нового желания и снова столкнувшись с отказом немедленного удовлетворения желания путем покупки он стал говорить, что не надо покупать в магазине, а нужно заказать в Wildberries. То есть он был уверен, что в Wildberries ты просто заказываешь и ждешь, а платить не надо.

Что в итоге я придумал

Я решил, что 4,5 года все же еще рано, чтобы целиком и полностью погружаться в товарно-денежные отношения. Но этого уже вполне достаточно, чтобы что-то оценивать по принципу хорошо / плохо.

Я сказал ему, что теперь, если он будет хорошо себя вести (не будет драться, будет слушать маму и папу, вовремя ложиться спать и т.д.), то каждый день ему будут начисляться баллы. Небольшое количество. 10 баллов в день (1 балл = 1 рубль). А баллы эти он сможет обменять в магазине на то, что ему понравится, если баллов хватит на покупку.

Если к поведению есть вопросы, то баллы не начисляются, а если все совсем плохо, то часть баллов мама или папа могут списать.

Кроме этого, баллы можно заработать, выполняя какие-то полезные дела. Для каждого дела баллы начисляются индивидуально. При этом есть обязанности сына: убирать за собой игрушки, одеваться, ходить в садик и т.д. За обязательные дела баллы не начисляются, а только за те, где можно помочь маме или папе. Эксперимент начался 6 января 2023.

Какие промежуточные результаты?

Игра с баллами сыну понравилась. Теперь он периодически спрашивает, а сколько он их заработал? На что их может хватить? Как ни странно, стал лучше относиться к своим обязанностям, несмотря на то, что за их выполнение баллы не начисляются. И, наверное, самое главное, уже сам выбрал две маленьких игрушки, на которые получается сам заработал.

Немного рефлексии

Я понимаю и допускаю, что это решение в итоге может оказаться ошибочным и никого не призываю повторять за мной. Тем не менее, пока я вижу положительный эффект от этой небольшой и иногда даже приятной игры.

Кроме этого, не знаю как еще ребенок может научиться ценить деньги и начать их считать, если не будет понимать, что они не падают с неба, что их ограниченное количество, что они приходят от других людей и т.д.

А что вы думаете по этому поводу? Какой у вас опыт решения аналогичных вопросов? Напишите в комментарии и подписывайтесь на канал, это поможет развивать канал и делать его для вас более интересным.

Что еще почитать:

Муж и жена: кто должен зарабатывать деньги, кто должен вести семейный бюджет?

Мировоззрение, ценности и установки. Причем тут деньги?

Вредная экономия! Тратим столько же или даже больше