Никому из нас не приходилось видеть картины или фотографии, где российские императоры и императрицы запечатлены в очках. Трудно предположить, что у них не было проблем со зрением – рано или поздно с ними сталкиваются все люди. Дело, оказывается в том, что если обычный человек мог носить монокль, очки или пользоваться лорнетом, то для российских императоров и их окружения это было исключено – считалось, что их публичный облик несовместим с очками. Лорнет в повседневной жизни российской аристократии допускался, но появление с лорнетом в руках на публичной торжественной церемонии было недопустимо, каким бы ни было слабым зрение.
Лорнет подчас совмещался с предметами повседневного обихода. Так, в коллекции Эрмитажа можно увидеть веер-лорнет и часы-лорнет.
Мемуаристы, которые имели возможность видеть царственных особ в домашней обстановке, упоминают, что Екатерина II читала в очках с увеличительным стеклом. Павел I и его супруга Мария Федоровна пользовались лорнетом. В Оружейной палате хранится двойной лорнет Павла Петровича — настоящее произведение искусства: серебро, перламутр, слоновая кость, резьба по перламутру, литье, золочение.
Император Александр I страдал близорукостью и регулярно пользовался лорнетами. Свой золотой лорнет он прятал в рукаве сюртука, привязывая его к пуговице.
У Александра II проблемы со зрением возникли после 50 лет. На момент гибели 1 марта 1881 года в возрасте 63 лет он носил очки, которые постоянно носил с собой. Они были с ним и в роковой день теракта. Если Александр I строго следовал традиции и не носил очки, то Александр II счел возможным от нее отступить, поскольку при работе с большим количеством документов очки были значительно удобнее лорнета. Тем не менее не сохранилось ни одного изображения, ни одного упоминания о том, что у Александра Николаевича имелись очки.
Интересно, что с начала 1820-х годов круглые очки, часто с простыми стёклами, стали непременным атрибутом внешнего облика нигилистов, их носила разночинная молодежь, втянутая в революционную деятельность. Таким образом, факт ношения очков нередко был свидетельством оппозиции власти.
Второй сын Николая, Великий князь Константин Николаевич, был первым из Романовых, кто начал носить пенсне в 1860 году. Вслед за ним и другие великие князья и княгини стали появляться на людях в пенсне. Однако лорнеты использовались вплоть до начала ХХ века. В Эрмитаже хранится лорнет работы известной ювелирной фирмы Фаберже.
Серьезные проблемы со зрением начались после родов у жены Николая II Александры Федоровны. Врач прописал ей очки, но среди множества фотографий нет ни одной, где она была бы в очках. Пользовалась лорнетом старшая сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. Отметим, что для оказания квалифицированной помощи при Высочайшем дворе была введена должность лейб-окулиста. Ее занимали крупные ученые того времени. С ними сотрудничали специалисты оптики. Изготавливали и собирали лорнеты и пенсне ювелиры уровня Карла Фаберже.