Найти тему

А. Галич. Началось все дело с песенки...

Когда в конце тридцатых годов ХХ века у нас в стране стало зарождаться такое явление, как «авторская песня», никто и не предполагал, что этот жанр будет настолько популярен. Стремительное развитие советского государства требовало освоения и изучения новых территорий страны. Страна остро нуждалась в образованных специалистах. Поэтому, подросшие дети Гражданской войны, под воздействием государственной пропаганды устремились и в техникумы и в ВУЗы. Великая Отечественная война 41-45гг еще сильнее обострила эту проблему – нехватки образованных и грамотных специалистов. Разрушенное хозяйство страны для восстановления требовало притока свежих кадров из других регионов, поскольку местных кадров в зоне прошедших боевых действий просто не было. Усилилась миграция. Выпускники ВУЗов вынуждены были уезжать «по распределению» в места, далекие от мест своего рождения. Такая ситуация в обществе, как ни странно, но встретила поддержку в молодом поколении. Поскольку давала возможность «посмотреть мир» и начать свою «новую», самостоятельную жизнь без родительской опеки, опираясь на социальную поддержку государства. Поэтому, еще и в студенческие годы «тяга к перемене мест» стала выливаться и в турпоходы, в походы на байдарках, в альпинистские восхождения, горный туризм и т.д. И государство не возражало – создавались и турклубы, и турсекции, и альпинистские лагеря и спортивные общества. Убивалось «несколько зайцев» - с одной стороны появилась возможность наглядно продемонстрировать просторы страны, при этом сохранялся и усиливался «дух коллективизма», поскольку все это опиралось именно на командные состязания и мероприятия. С другой же стороны – помогало отчасти решать и демографические проблемы, ведь в таких походах, вдали от родительских глаз молодым людям представились определенные возможности. Это приводило и к созданию семейных пар, да и просто к возможности познакомиться поближе… Ну, а вечерние и ночные посиделки у костра, просто время в дороге, в поезде не могло обойтись без песен. И, помимо официальных полюбившихся «Темная ночь», «Бьется в тесной печурке огонь…» стали возникать и собственные лирические песни и песни «по случаю». Что еще нужно в такой ситуации для молодых ребят?

Окончим ВУЗ и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям
В жаркий Туркестан уеду я…

Эти песни стали переписываться в дневники девушек, изустно распространяться и по другим компаниям, по стране. А с появлением магнитофонов это распространение приобрело массовый характер….
Что было плохого в этих истоках жанра авторской песни? Да ничего особенного!! Лиризм, романтика, песни «по случаю»:
…По травянистым склонам быстро
Спускались мы с Уллу-кары….
Или

Слушай! На время время позабудь.
Лучше тебе спою я что-нибудь…

И вот к середине пятидесятых из небольших ручейков образовалась достаточно бурная река, в которую впадали не только чистые горные ручьи поэзии М. Анчарова, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой и многих других, но и мутные, а порой и просто – сточные воды иных авторов. И увидели эти авторы в новом жанре, в этой реке возможности совсем другие…

«Я ехал из Москвы в Ленинград, пижон, вполне благополучный кинематографист, в мягкой "Стреле". Причем, так как у меня был блат в железнодорожной кассе, то мне давали еще так называемое "девятнадцатое место", из-за чего меня все остальные пассажиры этого вагона принимали за стукача, потому что девятнадцатое место - это место КГБ. Это един -ственное одноместное купе в мягком вагоне. И вот, значит, так как мне не спалось, я решил сочинить какую-нибудь песню. Причем, песен я не писал уже очень давно, а стихов - тем более, и как-то они ушли из моей жизни на долгие годы. И вот я начал писать и стал сочинять песню под названием "Леночка". И сочинял я ее, в общем, всю ночь, но как-то я сочинил сразу, с ходу, то есть, в общем, это заняло у меня часов пять, не больше. И когда я сочинил, я вышел в коридор и так подумал, что: "Э-э, батюшки! Вот, несмотря на полную ерундовость этой песни, а тут, кажется, есть что-то такое, чем, пожалуй, стоит заниматься". Вот с этой песни, собственно, и началось...» А. Галич.

Но, это уже 1962 год. А пятью годами раньше «Двадцатый съезд решенье принял….» А еще раньше – «бериевская» амнистия. И вот эти два события и стали, несмотря на их историческую предопределенность, источником этой мути… Но об этом в следующей статье…