Найти в Дзене
Серебряный Дождь

12 февраля исполняется 100 лет великому Франко Дзеффирелли

«Все проблемы мира – из-за людей, которые не умеют слушать»

…и слышать…

12 февраля исполняется 100 лет великому Франко Дзеффирелли. Дзеффирелли известен прежде всего своими масштабными театральными работами, а также экранизациями классических произведений.

При рождении мама придумала ему фамилию — Дзеффиретти (Zeffiretti — «зефирчики») в честь «ветерков» из оперы Моцарта, но при регистрации произошла ошибка, и будущего режиссера записали как Дзеффирелли. В университете решил изучать архитектуру и искусство, однако началась Вторая мировая война. Дзеффирелли сражался в рядах партизан, а затем устроился в британскую армию переводчиком.

-2

Начало. Он начинал работать у Лукино Висконти, который доверил ему небольшую роль в постановке «Преступления и наказания» по Достоевскому в одном из римских театров. Потом отправляется на Сицилию в качестве ассистента режиссера фильма Висконти "Земля дрожит". Эта работа положила начало многолетнему сотрудничеству молодого Дзеффирелли и деспотичного, но притягательного Висконти. Затем Дзеффирелли вместе с Сальвадором Дали работал художником-постановщиком над спектаклем «Как вам это понравится» по Шекспиру. А еще разработал дизайн для постановок «Трамвай "Желание» по Теннесси Уильямсу, «Три сестры» по Чехову и создал экзотические картины Трои для «Троила и Крессиды».

-3

Театр. В середине 50-х годов дебютировал в Ла Скала, где поставил «Золушку» Джоаккино Россини и «Весталку» с Марией Каллас. Позже Дзеффирелли пригласили в театр Ковент-Гарден, где он поразил британскую публику своим взглядом на оперу «Сельская честь», а затем и спектаклем «Ромео и Джульетта», в котором сыграли молодая Джуди Денч и Джон Страйд. Среди театральных постановок: «Травиата» с Мари Каллас; «Итальянка в Алжире» Россини; «Турандот»; «Лючия ди Ламмермур»; «Дон Жуан»; «Кармен».

-4

В 1980-х годах Дзеффирелли работал над киноадаптациями классических опер: один за другим на экраны вышли «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата» и «Отелло», в съёмках которых участвовали такие певцы, как Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Елена Образцова, Хуан Понс и Катя Риччарелли. В 1989 Ла Скала показал на гастролях в Москве его спектакль «Турандот».

-5

Кино. Дзеффирелли пришел в кино, когда ему было около 35 лет, — в 1957 году он снял небольшую комедию «Кемпинг» о неудачливых влюбленных. Однако его полноценным дебютом в кино считается амбициозная адаптация Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой», которую он снял десять лет спустя.

«Укрощение строптивой» (1967)

-6

Изначально в адаптации известной пьесы Шекспира должны были быть задействованы Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, находившиеся в то время на пике славы. Однако последнее слово, как это часто бывает, стояло за продюсерами, которыми оказались Элизабет Тейлор и ее муж Ричард Бертон. Они выделили на производство более миллиона долларов из личных средств и обеспечили себе главные роли в картине. Перед началом съемок Дзеффирелли храбрился: "Я уже работал со "сложными" артистами типа Каллас и Маньяни, так что Лиз и Ричард меня не пугают". Фильм получил несколько технических номинаций на "Оскар", а Бертона номинировали на "Золотой глобус".

«Ромео и Джульетта» (1968)

-7

Мы уже привыкли к подросткам Ромео и Джульетте, какими они и были в оригинальной пьесе Шекспира. Но Франко был первым, кто решил взять на главные роли детей, а не взрослых актеров. Для шестидесятых это решение было не только радикальным, но и непростым в исполнении — перед режиссером встала задача найти привлекательных для молодой публики и при этом талантливых артистов. На роль Ромео пробовался даже Пол Маккартни, а на роль Джульетты — Анжелика Хьюстон, но в итоге Дзеффирелли остановился на кандидатурах Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга. Роджер Эберт признался, что у Дзеффирелли получился «самый увлекательный Шекспир» Картина принесла режиссеру первую номинацию на «Оскар», а также стала последней экранизацией Шекспира, которую номинировали в категории «Лучший фильм».

«Иисус из Назарета» (1977)

-8

Религиозным проектом Дзеффирелли стал шестичасовой сериал для британского телевидения, рассказывающий о жизни Иисуса Христа. Несмотря на серьезность темы и риск оскорбить чувства верующих, режиссер остался верен своему обычному подходу и решил сделать сериал увлекательным абсолютно для всех — представителей разных конфессий, агностиков и атеистов. Для того чтобы проект оставался верным историческим источникам, на съемки были приглашены эксперты и консультанты, однако Дзеффирелли все равно то и дело жертвовал исторической основой для большего драматического эффекта. В сериале собрался невероятный каст: Лоуренс Оливье, Кристофер Пламмер, Энн Бэнкрофт, Энтони Куинн. Изначально режиссер планировал взять на главную роль Дастина Хоффмана или Аль Пачино, но ему посоветовали присмотреться к Роберту Пауэллу — у актера были яркие голубые глаза, которые и повлияли на окончательное решение Дзеффирелли.

«Бесконечная любовь» (1981)

-9

Мелодрама "Бесконечная любовь" — попытка Дзеффирелли создать современных Ромео и Джульетту, которые могли бы вызвать интерес и сочувствие у молодых зрителей. В основе сценария лежит одноименная книга Скотта Спенсера. Фильм рассказывает о семнадцатилетней Джейд Баттерфилд (Брук Шилдс) и пятнадцатилетнем Дэвиде Аксельроде (Мартин Хьюит), которые влюбляются друг в друга. Картина стала дебютной для молодого Тома Круза — он сыграл одноклассника главного героя Билли, который толкает его на непростительный поступок.

«Гамлет» (1990)

-10

Экшен с с Мэлом Гибсоном в главной роли. В конце 1980-х Гибсона знали по популярным боевикам «Смертельное оружие» и «Безумный Макс», ну вам же тоже очевидно, что есть все для Гамлета Дзиферелли? Динамичный, практически клиповый монтаж, большое количество экшен-сцен, значительно сокращенный авторский текст и главный герой, который не столько размышляет и мучается чувством вины, сколько оттачивает свои навыки сражения на мечах, — "Гамлет" Дзеффирелли по сей день остается одной из самых оригинальных экранизаций классики.

"Чай с Муссолини" (1999)

-11

Картина рассказывает о Флоренции середины тридцатых годов и о мальчике Луке, которого после смерти матери берут под свое крыло "Скорпионы" — сообщество женщин-экспатов, организующих фонд для поддержки Луки. Дзеффирелли вместе со сценаристом Джоном Мортимером создал несколько сильных женских образов, вдохновленных реальными людьми. Шэр сыграла богатую светскую даму Эльзу, Джуди Денч — талантливую художницу и ценительницу искусства, а одна из любимых актрис режиссера Мэгги Смит — влиятельную даму леди Хестер, которая любила хвастаться тем, что пила чай с самим Муссолини.

«Нельзя перестать любить тех, кого любил однажды. Это неправда, что от любви до ненависти один шаг или что любовь превращается в отвращение, в злость. Нет, даже если тебя предали, любовь, что когда-то была, остается в душе навсегда — не из-за человека, которого ты любил, а из-за себя самого, из-за того незабываемого счастливого времени…»

Наташа Мурашова