В литературе, как и везде, есть тренды. И в русской литературе, и в мировой. И эти тренды тонко чувствуют и соотносят со своими планами разные издательства. Оно и понятно – книга, которая не попадает в тренды, не принесет доходы. Тренды – интерес к определенным жанрам, темам и писателям - создает читатель. Он голосует за них своим вниманием и кошельком.
Первым издательством, которое начало формировать свой портфель на основе запросов читателя, стало «Эксмо». Именно «Эксмо» еще в начале 90-х поняло, что читатель хочет читать детективы не про заморских сыщиков, а про родных оперов, противостоящих бандитам и коррумпированным чиновникам, живущим здесь и сейчас... Именно «Эксмо» нашло Александру Маринину, Данила Корецкого, Александра Бушкова и других. А потом, когда уловили едва сформировавшийся запрос на легкий иронический детектив, подарило публике Дарью Донцову...
Судя по тому, что сегодня «Эксмо» является самым крупным издательством в стране, можно с уверенностью утверждать, что чувствовать тренды оно умеет отлично.
О трендах 2023 года у издательства тоже есть свое представление. О том, что это за тренды, рассказала Юлия Селиванова, руководитель книжных проектов «Эксмо», на встрече с будущими писателями в Школе Band.
Итак, что ждать на книжных полках в этом году.
Тренды женской литературы
Женская литература на сегодняшний день имеет самый большой горизонт развития. Внутри нее можно выделить два крупных направления литературы: сентиментальная и остросюжетная.
В сентиментальной прозе сейчас есть запрос на сюжеты, в которых героиня старше героя - эдакая Арлетт, героиня одноименной французской комедии. Романтические отношения возрастной женщины и молодого человека сейчас весьма заметно интересуют читательниц «Эксмо».
В остросюжетной прозе вырос интерес к сюжетам под кодовым названием «стекло» – то, что причиняет читателю боль, вызывает сильные эмоции сопереживания и страдания, образно говоря, режут как осколки стекла. Сюжеты, в которых есть нечто темное, какие-то страшные семейные тайны, насилие, жестокость и необязательный счастливый финал. Со стороны читателя растет интерес к триллерам, к историям, в которых есть жестокий персонаж (убийца, профайлер и так далее), и читателя не смущает, если в этих историях нет светлого выхода, возмездия или чего-то, что можно было бы назвать счастливым концом.
Другой заметный тренд в остросюжетной прозе, которую выбирают женщины, это присутствие в триллере или детективе мистико-фантастической составляющей, но она не должна быть превалирующей и уж тем более основной. То есть, интересен триллер с налетом мистики. Это то, что сейчас хорошо покупают.
Тренды мужской литературы
Интересно, что мужчина-читатель тяготеет к «стеклу» в гораздо меньшей степени, чем читательницы. В остросюжетной прозе он хочет видеть истории, которые случаются в обычной семье с обычными людьми. Он хочет видеть главного героя из числа простых людей, таких, как ваш сосед, например. И вот в жизни этого простого человека происходит какое-то таинственное событие, влияние которого решающим образом сказывается на всей его дальнейшей судьбе. Такие замедленные триллеры – вот что сейчас ищет мужская аудитория.
Если в повествовании присутствует психопат или серийный убийца, требование к главному герою со стороны сегодняшнего читателя – чтобы в расследовании он не был профессионалом: ни оперативником, ни частным детективом – от таких персонажей аудитория уже устала. Идет запрос на очень простого главного героя, который распутывает дело не благодаря профессиональным качествам следователя, а каким-то любительским познаниям, благодаря своей харизме. Как, например, в «Водомерке». Простота персонажа должна приближать его к читателю, а происходящее должно быть легко понимаемо и объяснимо без перегруженности терминами и ссылками.
Еще одно интересное наблюдение: 90-е годы больше не тренд. Сейчас популярностью пользуются сюжеты, время действия в которых 60-80-е годы прошлого века. Можно сказать, что идеальная книга для современного читателя-мужчины – это книга про тайные истории обыкновенных людей, происходящие в последние десятилетия советской эпохи.
Фантастическая литература и фэнтези
Один из обращающих на себя внимание трендов - ретеллинг, или пересказ хрестоматийных сказочных сюжетов, оригинально проработанный в художественном произведении. Яркий пример - «Невеста ноября», художественная переделка сказки про Двенадцать месяцев, но такая, что и не догадаешься, как повернет сюжет, настолько оказался оригинальным подход автора к этой мифологеме. Качественные ретеллинги хорошо воспринимаются и молодыми, и взрослыми читателями. Особое внимание — произведениям на основе русских сказок.
Тема предсказаний и гаданий сейчас испытывает подъем, так как в обществе есть желание знать о будущем, которое всегда усиливается в периоды нестабильности и потрясений. Городские легенды, карты Таро, различные практики эзотерики и т.п. – эти сюжеты сильно просачиваются и в женскую сентиментальную прозу, и в фэнтези.
Если еще недавно был бум сюжетов, в которых действовали люди и вампиры, то сейчас набирают силу сюжеты, где действуют люди и боги. В любых формах: боги, превратившиеся в людей, или боги, взаимодействующие с людьми в своей неизменной ипостаси. Боги среди людей – растущая, очень привлекательная сейчас тема в фантастике и фэнтези.
Этническая фантастика становится заметным трендом. Азиатские, африканские темы, малоизвестная мифология малых народов ложатся в основу интересных сюжетов. Опять же, поскольку в тренде внимание фольклору России, то и к фольклору малых народов России читатель приглядывается с любопытством.
В романтической фантастике есть запрос на отношения между довольно взрослыми героями. Не переживания первой любви, например, которые обычно можно увидеть в романтическом сегменте, а отношения людей с большим жизненным опытом, желательно трудным, чувства должны быть сложными, сильными, преодолевающими любые преграды и ситуации, и в любви, и в дружбе.
В мужском сегменте фантастики активно растет интерес к сюжетам, локации которых связаны с Кавказом.
Это те основные тренды, на которые издательство в этом году будет реагировать живее всего. Поэтому, если вы автор чего-то подобного, то ваша рукопись получит приоритетное внимание редакторов «Эксмо».
Жанна Алибулатова
_____________________________________________________________________________
Справка:
Юлия Селиванова - руководитель группы современной российской прозы издательства «Эксмо».
Школа Band – многочисленные курсы для творческих людей
______________________________________________________________________________