Я почему так подробно останавливаюсь на истории Средней Азии?
Долго жила в Киргизии и знаю историю этой маленькой республики не только по учебникам, но и от старожилов, аксакалов, так сказать.
А еще история России конца XIX века прошла и по семье моего мужа. Когда началось массовое переселение на туркестанские земли крестьян из российских губерний и Малороссии, то зачастую переселяли целые деревни сразу, в том числе воронежскую деревню предков моего мужа, где жили исключительно украинцы. По рассказам их стариков, ехали они почти два года. На подводах/телегах везли всё необходимое для возведения новых домов в чужом краю, строительные и сельскохозяйственные инструменты, а еще везли саженцы деревьев и кустарников с родных садов и огородов, перегоняли скот. В общем, перевозили все, что нажили целыми поколениями. На зиму им выделялись места в каких-то лесных русских поселениях. где переселенцы прикапывали саженцы, зимовали, а весной двигались дальше. Дорога была долгая и тяжелая для всех: стариков, молодых, детворы.
Когда обозы переселенцев прибыли в Киргизию, им была выделена земля недалеко от современной столицы. Началось строительство сначала церкви Михаил Архангела, которая была возведена быстро, своими руками и на собственные средства переселенцев в очень узнаваемом «семиреченском стиле» всех русских церквей Средней Азии - сейсмоустойчивая конструкция и тянь-шаньская ель в качестве основного материала. В этой церкви первым батюшкой служил дед мужа.
Одновременно возводились дома «всем миром», сажали сады и засевали огороды. Река, которая протекала через земли переселенцев, была не похожа на реки их родной Окско-Донской низменной равнины, она была горной, с бурной белой пеной по поверхности, и поэтому они назвали свою новую деревню Беловодское - это по легендам семьи, но, насколько я знаю, это популярное название. На Луганщине тоже есть деревня Беловодское.
Переселенцы-крестьяне привезли в Азию: яровую пшеницу, рожь, овёс, кукурузу, картофель, клевер, лён, капусту, помидоры, сахарную свеклу. Эти культуры практические не выращивали киргизы-скотоводы.
Местные жители научились от переселенцев новому для них элементу животноводства - заготовке сена. До этого столетиями они поздней осенью просто перегоняли скот на отгонный зимний выпас. С приходом теплых дней грузили разобранную юрту на вьючных лошадей и верблюдов и переезжали на летний выпас. Обычно скот держали на стороне кунгой (южный солнечный склон гор), а на теневой (тескей) пасли, если трава там была достаточно высокой. Все это делалось для сохранения пастбищ, так и кочевали с одного горного пастбища на другое всё летом, но зимой было сложно с кормами и это приводило к катастрофическим зимним падежами скота. С приездом переселенцев, которые их научили заготовке сена, кочевники могли сохранить скот и зимой.
Как только местные баи смирились с потерей своих земель, отданных под деревни и села русским и украинцам (до 30 десятин на душу) сложилось некое разделение труда: местное население было занято в животноводстве, выращивали хлопок и традиционные бахчевые культуры, а русские переселенцы снабжали их хлебом, овощами, занимались молочным стойловым животноводством.
Выгода была взаимная и без особой конкуренции русских земледельцев с местными хлопководами, виноградарями и садоводами…
Нет, конечно, не всё так благостно было.
В начале 1890-х годов из-за голода в Центральной России большая волна самовольных переселенцев хлынула в Туркестан. Из 15 тысяч прибывших туркестанской администрации удалось разместить лишь 2 тысячи крестьян на отчужденных у местных землях. Остальные русские переселенцы находились в нищенском состоянии. В Петербург полетели доклады о недовольстве туземного населения отчуждением земель, и чтобы прекратить самовольное переселение русских, туркестанская администрация принимала жесткие меры против самовольного захвата ими земель мусульман.
Как именно Россия «колонизировала» Туркестан?
Россия присылала врачей, инженеров, землеустроителей, ирригаторов, агрономов, ветеринаров, о работе которых местные жители до этого абсолютно ничего не знали.
Самый яркий пример, во время частых эпидемий - до организации российских лечебных заведений и приезда врачей - с болезнями любой формы боролся отряд мулл – один на 50 человек. Мулла лечил среднеазиатское общество от регулярных эпидемиологических атак привычными средневековыми методами - ртутью, медным купоросом, опием, серой, жженым войлоком, порохом, травами и бараньим салом. В киргизских кочевьях вообще предпочитали пользоваться услугами «бубу-бакшы» – шаманов, лечивших «лекарствами, переданными им из потустороннего мира духами усопших».
Для того, чтобы приобщить азиатское население к более развитой европейской цивилизации в Туркестане создались русско-туземные школы и училища с преимущественно русским языком обучения. Непросто было убедить местных жителей учить детей в этих учебных заведениях вместо привычных мусульманских медресе.
Но с 1890-х годов всяческие прошения должны были подаваться только на русском языке, в результате резко возросла потребность в получении европейского образования. На юге Киргизии, например, зафиксирован случай, когда старейшие аксакалы, тысячники и даже муллы города стали инициаторами светского образования и оплатили открытие русско-туземных школ. Видимо, постепенно и в отдаленных уголках Туркестана жители приходили к осознанию необходимости изучения молодым поколением русской грамоты. Они предвидели всю ту пользу, которую извлечет местная молодежь из знаний приобретенных в новых, более продвинутых образовательных школах.
Россия принесла в Среднюю Азию мир и цивилизацию - в виде развития социально-экономической инфраструктуры:
«развернула активное строительство железных дорог, которые связывали Среднюю Азию с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Резко возрос товарообмен. К началу XX века в Туркестане начался значительный экономический подъём (как и по всей России), активно развивались первые промышленные предприятия, в основном хлопкообрабатывающие и текстильные, а также мельницы, маслодельни, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, соледобывающие промыслы».
Такая вот колонизация Средней Азии была в Российской империи.
Здравая логика и пережитая общая история народами Российской империи и СССР подсказывает мне, и, возможно, и вам, собеседники мои, что жить вместе в единой, могучей империи-державе намного лучше, выгоднее и безопаснее, чем в отдельных «ханствах». Тем более, что экономика в среднеазиатском регионе, за редким исключением, не может самостоятельно развиваться и поддерживать жизнь населения на достойном уровне. Я надеюсь, что наши соседи это понимают.
А тогда «большая игра» в Средней Азии для Британии в очередной раз будет обречена на провал..