По волнам моей памяти. Пионер – фотограф.
Начну с того, что эта статья адресована в большей степени моим ровесникам, и в меньшей молодому поколению. Хотя, возможно, даже им будет интересно почитать. Постараюсь воду не лить и не умничать. Поехали!
Отмотаем календарь год этак на 1975-ый. Лет мне было тогда одиннадцать, мальчиком я был довольно таки ленивым и безответственным, особенно в учёбе. Троечником, короче. Но в то же время любознательным и настырным пацаном, неравнодушным ко всякой электрической технике и космическим наукам вроде астрономии. В это время моим любимым настольным чтивом стали журналы «Юный техник», «Радио», «Наука и жизнь», «Знание-Сила» (их выписывал себе и мне отец) и учебник астрономии за десятый класс. Прочее, фантастика например, – из детской библиотеки.
Через пару лет я с энтузиазмом выдавливал из бабушкиных оправ очковые стёкла для самодельных телескопов из бумажных трубок на клейстере. За что получал от неё подзатыльники и выслушивал заслуженную брань. Кратеры на луне, яркий Юпитер с крошечными звёздочками-спутниками, туманный Сатурн с кольцом, серпик Венеры, – вот то, что мне начало тогда открываться. Я был ошеломлён! В общем, времена стояли творческие и мечтательные. Тогда же я поджарил центр сетчатки правого глаза, сдуру посмотрев на солнце. Много лет потом в самом центре зрения глаза было тёмное шевелящееся пятно. Ничего не поделать, издержки юного любопытства.
Примерно в этом же году я страстно захотел иметь фотоаппарат. Отец сказал, что у его заводского знакомого есть неисправная «Весна», знакомый готов её сам починить и мне подарить. Вот это и стал мой самый первый настоящий предмет вожделения в жизни. Месяца два-три я встречал отца с работы. Он приходил уставший, выжатый как тряпка, и конечно забывший про меня. Но я терпеливо ждал. И наконец, дождался! Вот это да! Я крутил аппарат в руках, без конца открывал и закрывал крышку, прикладывался к видоискателю, взводил и нажимал спуск. Как же мне было тогда радостно. Я был счастлив. Спасибо папа, спасибо дядя Гена!!
А ты мне дашь денег на плёнку? А на фото-бачок, проявитель, фиксаж? А на фотоувеличитель, красный фонарь, фотобумагу и ванночки, чтобы потом фотки печатать? А на глянцеватель, чтобы они блестели? И папа с мамой начали потихоньку раскошеливаться. Пусть так, зато сын меньше станет по помойкам с рогаткой бутылки бить и хулиганить с дворовыми пацанами. Жаль, что «Весна» поработала недолго и вскоре поломалась окончательно, без шансов для меня.
Время шло, я взрослел, страсть к фотографии только росла. Школьнику в те времена заработать самому было сложно. От слова «никак». По примеру сверстников я пошёл по самому простому пути – искать пустые бутылки, мыть и сдавать их в пункт приёма стеклотары. И копить. При смешных, казалось бы, ценах в 10-12 копеек за склянку, постепенно я накопил на новенький фотоаппарат «Смена 8М». Он стоил примерно 8 рублей. Это был шикарный аппарат, дававший хорошие кадры, при определённом навыке. Для обучения в самый раз.
Почти одновременно смог купить и фотоувеличитель. Потом, когда закончил восемь классов, а дальше учиться не захотел и пошёл в ПТУ на токаря, чтобы быстрее начать зарабатывать, появились зеркальный «Зенит 3М» и фотоэкспонометр.
Потом я пошёл работать и купил «Зенит TTL» (Супервосторг!) со светосильным объёктивом «Helios 44M» и прыгающей диафрагмой, вспышку на батарейках «Электроника» и длиннофокусный объектив «Юпитер 37А», чтобы снимать далеко, а оно казалось близко.
Помнится, камеру «Зенит TTL» я по какой-то причине продал (от нужды скорее всего), а потом купил «Зенит Е» в комиссионке. Плёночная эра фотографии подходила к концу. Наступала эра цифровая.
© Сергей Рубин
Дальше писать? Жду ваши комментарии к этой небольшой статье, друзья. Не стесняйтесь.