Найти тему
Фёдор Борисов

100 лет - 100 фот. К юбилею отчественной Гражданской авиации.

Небольшой экскурс по моим фотографиям Гражданской авиации страны в разные годы. Тематические подборки, общим количеством 100 снимков. Как обычно - что-то красивое, а что-то к месту или показалось интересным. Как вышло - судить как обычно вам, дорогие мои читатели-зрители.

1. Самый первый свой самолёт я снял ещё в 1984 году. Не судите строго за качество - снимал я Сменой-8М, на зимней рыбалке, пролетавший над на нами ледовый разведчик Ил-14. С этого собственно всё и началось, наверное ))
1. Самый первый свой самолёт я снял ещё в 1984 году. Не судите строго за качество - снимал я Сменой-8М, на зимней рыбалке, пролетавший над на нами ледовый разведчик Ил-14. С этого собственно всё и началось, наверное ))
2. 1989 год, обретение Зенита-Е и систематические поездки на съёмки в Пулково.
2. 1989 год, обретение Зенита-Е и систематические поездки на съёмки в Пулково.
3. Соответственно устойчивые знакомства в линейном отделе милиции аэропорта. Приехал - снял - в отделение. Романтика ))
3. Соответственно устойчивые знакомства в линейном отделе милиции аэропорта. Приехал - снял - в отделение. Романтика ))
4. К отцу в Заполярье. Старый аэродром Кировска обслуживал Ан-24 и классом ниже.
4. К отцу в Заполярье. Старый аэродром Кировска обслуживал Ан-24 и классом ниже.
5. В 1990-м случилось выбраться за границу. Ту-154 в стокгольмской Арланде.
5. В 1990-м случилось выбраться за границу. Ту-154 в стокгольмской Арланде.
6. А после армии пошёл я работать на аэродром Ржевка, где повстречался со старым знакомым из ледовой разведки. Правда за эти без малого 10 лет службу свою он уже закончил.
6. А после армии пошёл я работать на аэродром Ржевка, где повстречался со старым знакомым из ледовой разведки. Правда за эти без малого 10 лет службу свою он уже закончил.
7. А вот родная Ржевка ещё через 10 лет - тогда здесь жила уже только авиация общего назначения.
7. А вот родная Ржевка ещё через 10 лет - тогда здесь жила уже только авиация общего назначения.
8. Впрочем, мы немного отвлеклись на личные воспоминания. Пойдёмте смотреть разные самолёты.
8. Впрочем, мы немного отвлеклись на личные воспоминания. Пойдёмте смотреть разные самолёты.
9. Экономический кризис 90-х надолго остановил планы модернизации авиакомпаний, сохранив в строю парк преимущественно 60-70-х годов. Запас его оказался очень приличным, а для фотографов дал годы для интересного материала, по которому многие из нас сегодня скучают. Ту-154Б-2 в Домодедово.
9. Экономический кризис 90-х надолго остановил планы модернизации авиакомпаний, сохранив в строю парк преимущественно 60-70-х годов. Запас его оказался очень приличным, а для фотографов дал годы для интересного материала, по которому многие из нас сегодня скучают. Ту-154Б-2 в Домодедово.
10. Ту-154М в Пулково.
10. Ту-154М в Пулково.
11. Ил-86 в Адлере.
11. Ил-86 в Адлере.
12. Зимнее Внуково.
12. Зимнее Внуково.
13. Взлёт в Адлере.
13. Взлёт в Адлере.
14. Ту-134А-3 в ненастный день в Домодедово.
14. Ту-134А-3 в ненастный день в Домодедово.
15. Ту-154М в Новосибирске.
15. Ту-154М в Новосибирске.
16. Ещё один и там же. На форме.
16. Ещё один и там же. На форме.
17. Просторная кабина Ил-86.
17. Просторная кабина Ил-86.
18. Набор высоты на Ту-154.
18. Набор высоты на Ту-154.
19. Ночью мимо Петербурга на Ту-154.
19. Ночью мимо Петербурга на Ту-154.
20. Над Пулково и Питером уже в штурманской Ту-134.
20. Над Пулково и Питером уже в штурманской Ту-134.
21. Посадка во Внуково.
21. Посадка во Внуково.
22. Ту-134А без штурманской со стеклянным носом.
22. Ту-134А без штурманской со стеклянным носом.
23. В Ан-24 - в тесноте, да не в обиде.
23. В Ан-24 - в тесноте, да не в обиде.
24. Як-40.
24. Як-40.
25. Двухэтажный Ил-86.
25. Двухэтажный Ил-86.
26. Весеннее Внуково. Як-42 и Ми-8.
26. Весеннее Внуково. Як-42 и Ми-8.
27. Ан-74, причём в варианте бизнес-джета.
27. Ан-74, причём в варианте бизнес-джета.
28. Ещё немного деловой авиации.
28. Ещё немного деловой авиации.
29. А годы шли и старый парк постепенно становился на прикол.
29. А годы шли и старый парк постепенно становился на прикол.
30. Такую картину в Домодедово можно было наблюдать года до 2011, но не позже.
30. Такую картину в Домодедово можно было наблюдать года до 2011, но не позже.
31. На смену старым советским приходили старые и новые иностранные лайнеры.
31. На смену старым советским приходили старые и новые иностранные лайнеры.
32. А-320 в Пулково.
32. А-320 в Пулково.
33. В767 в Шереметьево.
33. В767 в Шереметьево.
34. Там же с музыкой встречают А-330.
34. Там же с музыкой встречают А-330.
35. MD-11 Аэрофлот-Карго.
35. MD-11 Аэрофлот-Карго.
36. На место "будильников" пришли "стеклянные" кабины. А-320.
36. На место "будильников" пришли "стеклянные" кабины. А-320.
37. А-320.
37. А-320.
38. Облик пассажиров тоже менялся. ))
38. Облик пассажиров тоже менялся. ))
39. В аэропорту Южно-Сахалинска. Q400 и А319.
39. В аэропорту Южно-Сахалинска. Q400 и А319.
40. В777 Аэрофлота на Камчатке.
40. В777 Аэрофлота на Камчатке.
41. Но каким же станет будущее отечественной ГА?
41. Но каким же станет будущее отечественной ГА?
42.
42.
43. Попытки обеспечить российские авиакомпании новыми отечественными самолётами тем не менее предпринимались. Ил-114 для начала 90-х был очень перспективным проектом.
43. Попытки обеспечить российские авиакомпании новыми отечественными самолётами тем не менее предпринимались. Ил-114 для начала 90-х был очень перспективным проектом.
44. К сожалению реализация его остановилась на десятилетия.
44. К сожалению реализация его остановилась на десятилетия.
45. Украино-российский "грустный ослик" Ан-148 хоть пробыл на регулярных линиях несколько лет, но славы тоже не снискал.
45. Украино-российский "грустный ослик" Ан-148 хоть пробыл на регулярных линиях несколько лет, но славы тоже не снискал.
46. Российско-украинский Ту-334 не дошёл до серии.
46. Российско-украинский Ту-334 не дошёл до серии.
47. Его обошёл Сухой Суперджет RRJ-95.
47. Его обошёл Сухой Суперджет RRJ-95.
48. Туполевские проекты Ту-204 и Ту-214 были более успешными, но и они вышли ограниченными сериями, уступив Суперджету.
48. Туполевские проекты Ту-204 и Ту-214 были более успешными, но и они вышли ограниченными сериями, уступив Суперджету.
49. Суперджет Аэрофлота.
49. Суперджет Аэрофлота.
50. Главные надежды отечественного авиапрома и ГА связаны с самолётом МС-21.
50. Главные надежды отечественного авиапрома и ГА связаны с самолётом МС-21.
51. А с февраля с его импортозамещённой модификацией МС-21-310.
51. А с февраля с его импортозамещённой модификацией МС-21-310.
52. За прошедшие году активно модернизировались аэропорты. Кольцово в Екатеринбурге холдинга "Аэропорты Регионов".
52. За прошедшие году активно модернизировались аэропорты. Кольцово в Екатеринбурге холдинга "Аэропорты Регионов".
53. Пулково, где "5 стаканов" сохранили и интегрировали в новый терминал. У коллег в апреле кстати тоже праздник - полувековой юбилей знаменитого терминала.
53. Пулково, где "5 стаканов" сохранили и интегрировали в новый терминал. У коллег в апреле кстати тоже праздник - полувековой юбилей знаменитого терминала.
54. Шереметьево Д.
54. Шереметьево Д.
55. Строительство нового терминала в аэропорту Симферополь.
55. Строительство нового терминала в аэропорту Симферополь.
56. Грузовая авиация - неотъемлемая часть ГА. Руслан Ан-124 авиакомпании Волга-Днепр.
56. Грузовая авиация - неотъемлемая часть ГА. Руслан Ан-124 авиакомпании Волга-Днепр.
57.
57.
58.
58.
59. В кабине Ил-76.
59. В кабине Ил-76.
60. Ан-12 в наборе высоты.
60. Ан-12 в наборе высоты.
61. Ан-12 а/к Космос - ночной вид.
61. Ан-12 а/к Космос - ночной вид.
62. Улыбка Ил-76 а/к Алроса.
62. Улыбка Ил-76 а/к Алроса.
63. Магистральная авиация - важнейшая составляющая транспортной системы страны. Однако есть часть ГА, которая не просто даёт выбор в скорости и комфорте, а в принципе обеспечивает связь людей с внешним миром, поскольку зачастую никакой альтернативы у неё нет. Таких мест в нашей стране немало на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. И обеспечивают их жизнедеятельность местные авиалинии. Ан-26-100 компании Ангара привёз пассажиров в аэропорт Ербогачён.
63. Магистральная авиация - важнейшая составляющая транспортной системы страны. Однако есть часть ГА, которая не просто даёт выбор в скорости и комфорте, а в принципе обеспечивает связь людей с внешним миром, поскольку зачастую никакой альтернативы у неё нет. Таких мест в нашей стране немало на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. И обеспечивают их жизнедеятельность местные авиалинии. Ан-26-100 компании Ангара привёз пассажиров в аэропорт Ербогачён.
64. Ан-26-100 КрасАвиа в самом северном посёлке страны - Диксоне.
64. Ан-26-100 КрасАвиа в самом северном посёлке страны - Диксоне.
65. Ан-28 а/к СиЛА на острове Ольхон на Байкале. Аэропорт Хужир.
65. Ан-28 а/к СиЛА на острове Ольхон на Байкале. Аэропорт Хужир.
66. Взлёт Ан-26-100 в Тиличиках, на севере Камчатки.
66. Взлёт Ан-26-100 в Тиличиках, на севере Камчатки.
67. Як-40 Камчатского авиапредприятия в Палане.
67. Як-40 Камчатского авиапредприятия в Палане.
68. Бодайбо. Ан-24 авиакомпании Ангара.
68. Бодайбо. Ан-24 авиакомпании Ангара.
69. Л-410 основной самолёт размерности до 19 кресел на местных авиалиниях.
69. Л-410 основной самолёт размерности до 19 кресел на местных авиалиниях.
70. Оранжевый Як-42 КрасАвиа прилетел из Красноярска в таймырскую Хатангу.
70. Оранжевый Як-42 КрасАвиа прилетел из Красноярска в таймырскую Хатангу.
71. Вертолёт - лучший друг человека. Любимый мой вид транспорта. Гигант Ми-26 ЮТэйр привёз бак с топливом на буровую.
71. Вертолёт - лучший друг человека. Любимый мой вид транспорта. Гигант Ми-26 ЮТэйр привёз бак с топливом на буровую.
72. Внутри гиганта. Вертодром в Салыме.
72. Внутри гиганта. Вертодром в Салыме.
73. AS355 летит к нефтедобытчикам в районе Нефтеюганска.
73. AS355 летит к нефтедобытчикам в районе Нефтеюганска.
74. Вечный Ми-8 над Петербургом.
74. Вечный Ми-8 над Петербургом.
75. Ми-8 и лёд.
75. Ми-8 и лёд.
76. Ми-8, лёд и вулкан. Витязь-Аэро над Мутновской сопкой.
76. Ми-8, лёд и вулкан. Витязь-Аэро над Мутновской сопкой.
77. И над Авачинской сопкой.
77. И над Авачинской сопкой.
78. И в посёлке Седанка, где пассажиры встречают вертолёт как праздник, после восстановления регулярного авиасообщения.
78. И в посёлке Седанка, где пассажиры встречают вертолёт как праздник, после восстановления регулярного авиасообщения.
79. Север без вертолёта не представить.
79. Север без вертолёта не представить.
80. Заглянем на минутку к авиастроителям. Это смежная отрасль и о ней отдельный разговор, но мимо пройти тоже не получится. Ту-154.
80. Заглянем на минутку к авиастроителям. Это смежная отрасль и о ней отдельный разговор, но мимо пройти тоже не получится. Ту-154.
81. Тяжёлая форма на Як-42.
81. Тяжёлая форма на Як-42.
82. Новый МС-21 на заводе Иркут.
82. Новый МС-21 на заводе Иркут.
83. Строится Ми-8. Улан-Удэнский авиационный завод.
83. Строится Ми-8. Улан-Удэнский авиационный завод.
84. Ещё одна неотъемлемая часть ГА - АОН. Авиация общего назначения. Як-52 можно смело считать одним из её символов.
84. Ещё одна неотъемлемая часть ГА - АОН. Авиация общего назначения. Як-52 можно смело считать одним из её символов.
85. Моя персональная любовь - Авиат А-1 Хаски - летающий трактор, созданный в своё время для Аляски.
85. Моя персональная любовь - Авиат А-1 Хаски - летающий трактор, созданный в своё время для Аляски.
86.
86.
87. Садится почти везде и при подходящем ветре почти как вертолёт.
87. Садится почти везде и при подходящем ветре почти как вертолёт.
88. Ещё один симпатичный самолёт - Remos GX.
88. Ещё один симпатичный самолёт - Remos GX.
89. Пара Ремосов над Балтикой.
89. Пара Ремосов над Балтикой.
90. В кабине.
90. В кабине.
91. Можно было бы ехидно пошутить про разговор двух косилок, но Экстра - один из лучших спортивных самолётов в мире.
91. Можно было бы ехидно пошутить про разговор двух косилок, но Экстра - один из лучших спортивных самолётов в мире.
92. Ну и конечно как можно представить себе АОН без легендарного Ан-2?
92. Ну и конечно как можно представить себе АОН без легендарного Ан-2?
93. Пилотаж.
93. Пилотаж.
94. Парашютисты. Л-410.
94. Парашютисты. Л-410.
95. Тут главное успеть сказать этим отважным парням, что парень с фоторюкзаком на их остановке не выходит ))
95. Тут главное успеть сказать этим отважным парням, что парень с фоторюкзаком на их остановке не выходит ))
96.
96.
97. С Божьей помощью. )) Полетели!
97. С Божьей помощью. )) Полетели!
98. Ну и заскочим в музей на минутку. Сверхзвуковой Ту-144 в Жуковском.
98. Ну и заскочим в музей на минутку. Сверхзвуковой Ту-144 в Жуковском.
99.
99.
100. Пусть не летает, но даже буксировка его выглядит завораживающе.
100. Пусть не летает, но даже буксировка его выглядит завораживающе.

Вот такие вот моменты. И будут новые, к новым юбилеям.

У меня осенью кстати тоже юбилей. 30 лет как я пришёл работать на аэродром. Путь дальнейший правда вышел очень извилистым, но авиация всегда была рядом. Собственно она и рядом и внутри. Ведь это моя жизнь ))
У меня осенью кстати тоже юбилей. 30 лет как я пришёл работать на аэродром. Путь дальнейший правда вышел очень извилистым, но авиация всегда была рядом. Собственно она и рядом и внутри. Ведь это моя жизнь ))

До новых встреч и фотографий!