Трудности предпринимателей, пути преодоления.
Зачем предпринимателю адвокат. Часть III.
Внутренние дела фирмы.
Если работа с клиентами связана в первую очередь с продажами (непосредственное извлечение прибыли), то внутренняя политика направлена на то, чем конкретно занимается фирма: закупка и передача, изготовление и передача, выполнение работ/оказание услуг, предоставление имущества (прокат, аренда) и т.д.
Конечно, когда у нас речь идет о закупках товара для последующей перепродажи (договор поставки) или сырьевые поставки, то опять возвращаемся к вышеописанному блоку о договорной работе, где, как я уже говорил, без юриста не обойтись, хотя бы на этапе проверки договора. Аналогичные требования и к проверке контрагента перед заключением договора, нельзя об этом забывать. Сейчас развелось огромное количество мошенников, которые клонируют сайты известных поставщиков, но подставляют свои реквизиты для оплаты, в итоге ни денег, ни товара. Соответственно, всегда внимательно проверять реквизиты, кому именно мы отправляем деньги, и если ИНН не совпадает и ИНН известного поставщика, то само собой не оплачиваем. Но некоторые пошли ещё дальше, сейчас у меня в производстве есть такое дело. Умельцы каким-то образом открыли расчетный счёт на имя известного поставщика и получили над ним контроль. Клонируют сайт (это не трудно), находят покупателей, получают оплату на счёт с указанием ИНН известного поставщика, клиент ни о чём не догадывается, но деньги, имея контроль над счётом, естественно выводят. Кто здесь был прав будет решать суд и правоохранительные органы, но у фирмы есть большой риск остаться без денег.
Что касается оказания услуг, то здесь особое внимание следует уделять их видам и стоимости, в т.ч. на тот случай, если клиент решит от них отказаться до завершения. Если работы по договору подряда всегда можно померить и оценить с учетом сметы, то услуги померить крайне затруднительно, но к любому виду всегда можно найти способ их частичной оценки, например, исходя из количества затраченного времени и т.д. Также, чем подробнее мы пропишем в договоре виды услуг, тем сложнее нам их будет сдать заказчику, если у него возникнут претензии, что не все, что предусмотрели в договоре, было оказано.
Договоры подряда, особенно, когда речь идет о госконтрактах, без юриста вести крайне рискованно. Помимо сроков, нужно уделять внимание критериям оценки качества (услуг это, конечно же тоже касается), приемки работ, а также порядка оплаты. На практике встречались случаи, когда, небольшая фирма договаривается с заказчиком о ремонте, а заказчик, в конце договаривается напрямую с рабочими, оплачивает им, а от директора начинает бегать. И далеко не каждый директор знает, что в такой ситуации делать, и сработать здесь нужно максимально грамотно и быстро, иначе потом и в суде можно ничего не добиться, если не провести необходимую подготовку и работу с клиентом (направление актов почтой и т.д.). Я не говорю уже про госконтракты, где можно отдельную книгу писать, как противостоять недобросовестным заказчикам, которые уклоняются от приемки работ/услуг, постоянно ставят палки в колеса, требуя откат, и самим, при этом, не оказаться в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).
Работа с персоналом также заслуживает отдельной статьи, или даже книги, т.к. трудовые споры являются одним из самых сложных направлений в деятельности как юриста, так и организации. Ни для кого не секрет, что все приходит с опытом, работа с клиентами, контрагентами со временем выстраивается, шишки набиваем, умнеем, больше так не делаем. А вот с трудовыми спорами гораздо сложнее, т.к., во-первых, ни работники, ни работодатели особо в эту тягомотину ни хотят погружаться, предпочитая все решать по наитию, как оно по-человечески должно быть, а, во-вторых, скандалы именно с судебным производством случаются не так часто, многие работники предпочитают уходить, если действительно провинились, или не связываться более с таким работодателем, как, собственно, и работодатель готов. Но если скандал действительно имел место быть, то здесь выигрывает тот, кто своевременно обратится к грамотному и, что самое важное, опытному адвокату именно по трудовым спорам. Как видно, это очень узкая специальность, отдельно этому нигде не учат, споры единичные, штатному юристу, который ранее никогда не сталкивался, просто не под силу. И речь именно про работодателя, работник может и не обращаться к юристу, просто дойти до суда, а там уже суд разберется по ситуации, и работнику особо то и делать ничего не придётся, результат будет зависеть в основном от действий именно работодателя, т.к. основное бремя доказывания по ТК РФ лежит на нём.
Опасность трудовых споров заключается не только в том, что в них мало кто разбирается, но и часто ложном представлении о перспективе. Как ложные грибы, с виду такие же, но последствия ошибки могут быть печальными. Работодатель может ошибочно полагать, что сделал или делает все правильно, уволив действительно провинившегося сотрудника, но вот, правильную квалификацию действий сотрудника (является ли содеянное трудовым проступком), а также соблюдение работодателем процедуры увольнения, будет решать суд, и довольно часто все выходит не в пользу работодателя. Это очень опасно, ложное представление о перспективе создаётся на двух моментах: эмоции, неприязненное отношение к провинившемуся сотруднику и неправильное трактование норм трудового права. Вторая опасность – это последствия, трудовой спор в Москве в среднем длится не менее 6 месяцев, за это время, в случае проигрыша работодатель будет обязан выплатить работнику средний заработок. Поэтому, дабы не доводить до крупных выплат, лучше сразу просчитать перспективы восстановления работника и сработать на опережение, предложив мировую или просто признав иск, дабы минимизировать сумму компенсации. Это, конечно, психологически очень трудно. Трудовые споры сродни семейным, там присутствуют личные обиды. Здесь, конечно, помимо грамотного адвоката, очень поможет медиатор, который разрешит ситуацию с минимальными потерями для работодателя, и все останутся довольны.