В апреле 2021 года Гэрри Коган почувствовал, как медленная, жгучая боль неуклонно поднимается по правой руке. Это было начало серьезного сердечного приступа, который, по предупреждению врачей, может сократить его жизнь на десятилетия без своевременной операции тройного шунтирования.
Почти два года спустя Коган все еще ждет операции от перегруженной британской службы здравоохранения, одной из миллионов, которые страдают под тяжестью стареющего населения, недостатка инвестиций и пандемии COVID-19.
"Это заставило меня чувствовать себя очень неспокойно, очень неуверенно в том, что я могу делать, а что нет", - сказал 62-летний работник склада из Колчестера, юго-восточная Англия, который сократил свою рабочую неделю до трех дней из опасения, что он может спровоцировать новый приступ.
Он один из рекордных 7,2 миллиона человек в Англии, ожидающих лечения в Национальной службе здравоохранения Великобритании, или NHS, созданной после Второй мировой войны для обеспечения всеобщего бесплатного ухода от колыбели до могилы.
Долгое время бывший предметом национальной гордости, его упадок теперь доминирует в заголовках британских газет, а видеоролики в социальных сетях показывают, как людей лечат в коридорах и часами ждут на тележках, в то время как машины скорой помощи стоят в очереди на улице, не имея возможности получить койку в переполненных отделениях неотложной помощи.
Кардиологические отделения Великобритании - это микрокосм проблем, которые распространились по всей системе. Нехватка персонала и годы стагнации инвестиций доводят работу отделений до предела, что приводит к опасным для жизни пациента последствиям.
Соня Бабу-Нараян, практикующий консультант-кардиолог из Лондона, описала "сердечно-сосудистый кризис" в Великобритании, при этом избыточная смертность от сердечно-сосудистых заболеваний остается высокой после пандемии, в то время как смертность от рака и других заболеваний начала снижаться до средних показателей.
По данным благотворительной организации British Heart Foundation, полное лечение после сердечного приступа должно начаться в течение 18 недель, но в настоящее время треть пациентов не попадают на прием в эти сроки. В ноябре около 8000 человек, подобных Когану, ждали лечения сердца более года, по сравнению с несколькими десятками до пандемии.
С начала пандемии сочетание COVID-19 и вызванных им перебоев в оказании медицинской помощи привело к тому, что в среднем более 230 человек в неделю умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, чем можно было бы ожидать, говорит благотворительная организация, и показатели остаются высокими даже на фоне снижения смертности от инфекции COVID.
Есть признаки того, что последствия пандемии нарушают регулярный уход и операции.
Например, при одном конкретном заболевании сердца - кардиомиопатии - диагноз ставится в четыре раза чаще, чем до пандемии, только при поступлении в больницу, обнаружила благотворительная организация Cardiomyopathy UK, что указывает на то, что болезнь не выявляется раньше при регулярных осмотрах.
При сердечном приступе, по мнению кардиологов, пациент должен быть доставлен в машину скорой помощи в течение 18 минут. Во время сердечного приступа Когана среднее время ожидания составляло 20 минут. В декабре среднее время ожидания скорой помощи для таких пациентов составило 93 минуты, свидетельствуют данные NHS.
В ответ на вопрос агентства Reuters о данных о превышении смертности и задержках в лечении, NHS England сообщила, что кардиологические пациенты входят в число людей, ожидающих лечения дольше всего, но число пациентов, ожидающих 18 месяцев и более, снизилось. В ноябре число пациентов, ожидающих 18 месяцев, было на 44% меньше по сравнению с тем же месяцем в 2021 году, показали данные NHS.
Команды все еще пытаются восстановить работу кардиологических служб на уровне, предшествующем пандемии, сообщили в NHS England.
"Ковид неизбежно оказал влияние на ситуацию, поскольку меньше людей обращается за медицинской помощью", - сказал представитель организации.
Бабу-Нараян сказал, что в результате пандемии пациенты держались подальше от больниц и семейных врачей, реже записывались на прием и в результате получали меньше профилактической помощи. По ее словам, пандемия нарушила диагностику и лечение, в дополнение к задержкам в оказании неотложной помощи, что оказало огромное влияние на кардиологическую помощь.
Недостаток капиталовложений до пандемии, когда правительство приступило к девятилетней программе жесткой экономии бюджетных средств, привел к тому, что в больницах было слишком мало мест, сказала она. Цикл нехватки персонала усугубил нагрузку на врачей и медсестер, что в свою очередь заставило многих покинуть службу.
"Мы знаем, что делать. Мы знаем, как помочь, но больница переполнена, а нас не хватает", - сказала она, охарактеризовав сложившуюся ситуацию как глубоко тягостную.
В свою защиту правительство заявляет, что оно вкладывает рекордные инвестиции в здравоохранение - на него приходится 40% ежедневных государственных расходов.
Премьер-министр Риши Сунак сделал одним из своих приоритетов исправление NHS England и назвал недавнее время ожидания неприемлемым, а на этой неделе изложил двухлетний план восстановления службы неотложной помощи.
ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ ОТМЕНЕНА
В больнице Базилдона, расположенной в 40 милях (64 км) от дома, после сердечного приступа у Когана диагностировали тяжелую коронарную болезнь с левой стороны. Врач сказал ему, что операция по шунтированию трех закупоренных артерий должна добавить ему 25 лет жизни и может быть проведена в течение шести месяцев.
Операция так и не состоялась. Еще более расплывчатые сроки появлялись и исчезали, пока, наконец, ему не назвали дату - январь 2023 года, через 21 месяц после первоначального случая. Затем, когда до операции оставалось всего четыре дня, в больнице ему сообщили, что она отменяется, ссылаясь на нехватку персонала и мест.
По его словам, в какой-то момент Коган даже подумывал о том, чтобы довести себя до болезни, отправившись на пробежку, чтобы "упасть духом" и быть немедленно прооперированным.
Теперь у него назначена новая дата операции - 9 февраля, но он по-прежнему настороже и должен позвонить в больницу утром в день операции, чтобы узнать, свободна ли койка: "Это тот звонок, который не очень хочется делать".
Коган, ожидающий своей операции, сказал, что медсестры или врачи - которых ласково изображали на церемонии открытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне и которым аплодировали на улицах во время пандемии - были очень хорошими, когда он их видел. Но он сказал, что служба работает хаотично.
Даже в своем состоянии он с трудом мог попасть на прием к местному семейному врачу или получить лекарства. Во время одного визита в местную больницу Колчестера сотрудники не смогли найти работающий аппарат ЭКГ, чтобы снять показания электрической активности сердца, когда он почувствовал толчок. Обе больницы разошлись во мнениях относительно степени его приоритетности.
Нилл Молони, заместитель исполнительного директора фонда NHS Foundation Trust, в ведении которого находится больница Колчестера, сказал, что больница извинилась перед Коганом за то, что он пережил в 2021 году, и с тех пор "пересмотрела наши процедуры и внесла улучшения".
Фонд Mid and South Essex NHS Foundation Trust, в ведении которого находится больница Базилдон, заявил, что лечение Когана проводилось в порядке клинического приоритета и что его операция была назначена на 9 февраля.
В соответствии с общероссийской картиной, когда люди попадают в больницу с большим количеством проблем или в более тяжелом состоянии, у Когана также развилась грыжа, которую нельзя оперировать до операции на сердце.
КРОВАТИ, ПЕРСОНАЛ И НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ
В 2022 году в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 45 000 смертей, что выше среднего показателя 2015-2019 годов, и этот год стал самым смертоносным по этому показателю с 1951 года, за исключением пандемии COVID-19.
По данным Управления национальной статистики (ONS), около 2,5 миллиона человек также не работают из-за длительной болезни, причем больше всего страдают самые низкооплачиваемые слои населения.
Банк Англии назвал болезни одной из причин сокращения численности рабочей силы.
Еще слишком рано судить о том, какое влияние оказывают на рабочую силу длительные COVID и большие списки ожидания, сказали в ONS, но правительство изучает любую связь между длительной болезнью и уходом людей с работы.
Служба здравоохранения испытывала трудности задолго до пандемии.
По данным Института фискальных исследований, рост расходов на здравоохранение ускорился при предыдущем правительстве Лейбористской партии, что способствовало самому длительному периоду устойчивого роста реальных расходов в истории НСЗ.
И хотя после прихода к власти консерваторов в 2010 году расходы на здравоохранение резко не сократились, они вышли на плато, а экономист IFS Бен Заранко отметил, что старение населения Великобритании оказывает дополнительное давление на бюджеты NHS.
"Работа НСЗ постепенно ухудшалась даже перед пандемией", - сказал он агентству Reuters.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, расходы на здравоохранение как доля экономического производства в Великобритании в среднем составляли менее 10% в годы, предшествовавшие пандемии, по сравнению с показателями, приближающимися к 12% в Германии, где на одного жителя приходится на 60% больше врачей, чем в Великобритании.
В период с 2014 по 2019 год количество коек в государственных больницах Великобритании сократилось на 7% - самое резкое снижение среди стран с развитой экономикой, входящих в Группу семи. По оценкам благотворительной организации The Health Foundation, для удовлетворения спроса НСЗ требуется еще 103 000 сотрудников.
Давление настолько велико, что в этом году медсестры объявили забастовку впервые за 106-летнюю историю своего профсоюза.
Аналитики говорят, что хотя недавнее дополнительное финансирование может помочь платить персоналу больше, этого недостаточно для преобразования НСЗ или подготовки ее к будущему с пожилым населением.
Аналитический центр Nuffield Trust также обнаружил, что регистрация врачей из Европейского Союза замедлилась в годы после решения Великобритании выйти из Европейского Союза в 2016 году, что, возможно, усугубило нехватку персонала.
Сива Анандачива, главный аналитик Королевского фонда, благотворительной организации, которая работает над улучшением результатов здравоохранения, считает, что сочетание структурных проблем и давления со стороны COVID означает, что может пройти десятилетие, прежде чем НСЗ снова достигнет своих целевых показателей.
"Здесь нет краткосрочного решения", - сказал он агентству Reuters.