Перед тем, как ребенок начнет читать, его нужно научить слушать и понимать художественные произведения. Как разобраться, с чего начинать, когда знакомят детей с книжными произведениями, прививая любовь к чтению?
Ранний период
Знакомят детей с художественным словом с первых дней жизни. Напевание песен, шуточные короткие стихи, эмоциональное общение во время гигиенических процедур, прогулок и игр побуждает ребенка прислушиваться к выразительной интонации, развивает фонематический слух, запускает работу речевого аппарата. И вот уже малыш произносит первые звуки, появляется лепет, однотипные слоги.
Дошкольный период
С младшего возраста и до школы ребенка воспитывают на художественном слове, народных сказках. Забавные стихи во время умывания, кормления, одевания приучают к стихотворному ритму. Чтение сказок с просмотром иллюстраций пробуждают интерес к книге. Ребенок учится характеризовать героев, поступки. Заучивание стихов развивает память ребенка, устную речь.
Дошкольники на основе художественных произведений и сказок выстраивают сюжет ролевых игр, учатся эмоциональной выразительности речи, изображать положительных и отрицательных героев. Повторить сказочные сюжеты дети могут, играя в театр, на занятиях по изобразительному искусству.
К шести годам дети усваивают звуковой анализ в играх «Назови слово на звук …», «В каком слове прячется звук …», «Какой звук слышен в конце слова?». Ребята выделяют мягкие и твердые звуки, гласные и согласные. В этом возрасте дети делят слова по слогам. На каждый слог – хлопок в ладоши. Несложные упражнения создают предпосылки к чтению, в школу ребята идут с хорошо сформированными навыками.
Обучение в школе
В этом возрасте уже не игра, а учеба становится главным занятием ребенка. Интерес к чтению растет, но иногда ожидания родителей не оправдываются. Скажем, у первого ребенка не было проблем с литературой, а второй с трудом осиливает фразу «кот Ни-ки-та». Это говорит о том, что нет детей с одинаковыми способностями. Каждому ребенку нужно время для усвоения программы. И в этом ему помогают родители.
Советы, как научить читать и не навредить
· Держите эмоции в руках. Дайте понять ребенку, что в трудную минуту взрослые придут на помощь.
· Пересказ помогает усвоить содержание материала.
· Придумайте поощрения за дополнительный объем прочитанных страниц. Бонусом будет прогулка, поход в кино, кафе.
· Не скупитесь на похвалу. Ребенок видит радость родителей и берется за чтение с удвоенным рвением.
· Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Взрослым тоже неприятно сравнение с сотрудниками из другого отдела.
· Ходите вместе в библиотеку, книжный магазин. Учитывайте вкус, интерес ребенка.
· Обсуждайте прочитанные статьи с ребенком. Спросите мнение по отдельным вопросам. Затем обсудите то, что недавно прочитали сын или дочь. Не критикуйте позицию детей, радуйтесь умению логически рассуждать.
· Чтение по ролям. Когда члены семьи озвучивают отдельного персонажа, ребенок учится читать фразы, моделируя голос, интонацию.
· Играйте в домашний театр. Импровизируйте вместе с детьми. Поручите главную роль ребенку и наблюдайте, помнит ли содержание, говорит ли языком литературных героев, легко ли входит в образ.
· Фантазируйте. Упражнение «Что будет, если…» стимулирует творческое воображение, интерес к книгам с фантастическим сюжетом.
· Учите и сочиняйте стихи. Это здорово развивает память, умение рифмовать.
· Главный аргумент – личный пример. Читайте семьей дома, в дороге, на отдыхе. Это развивает кругозор, мышление, память, воображение ребенка.