В предверии 80-летия русского писателя и политика Эдуарда Лимонова проект @wargonzoya публикует материалы, посвящённые ему. Один из наших авторов, Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр), в 2018 году сопровождал Эдуарда Вениаминовича в турне по Италии. Читайте первый день его итальянского дневника.
Есть такой старый чёрно-белый фильм "Римские каникулы". Юная принцесса Анна приезжает в Рим, и пресытившись скучными приёмами и длинными официальными церемониями сбегает (такая-сякая) из дворца. И вот я тоже лечу в Рим со знаменитостью – я сопровождаю известного русского писателя. Причём тут принцесса и "Римские каникулы"? Ни причём. Я вспомнил принцессу и фильм, потому что только недавно пересмотрел эту картину, и название подходит для моих заметок. Хотя правильней назвать, конечно, "Итальянские каникулы", ведь в Риме мы будем только три дня. Но я всё делаю неправильно, поэтому каникулы "Римские".
Самолёт, на котором мы летим в Рим называется "Сергей Михалков". Э развеселился. Хохочет.
– "Сергей Михалков" летит в Рим – что за хуйня! Назвали бы хоть Джузеппе Верди, тогда понятно!
– Возможно в будущем и вашем именем самолёт назовут – я поддержал его веселье.
– Нет, пускай мой самолёт назовут "Гильотина"!
В Риме нас встречал издатель Сандро Тети со своим помощником Алессандро. Два Саши, оба маленького роста. Один – тёмный с длинными вьющимися волосами и неизменной тонкой улыбкой – это Тети. Его молодой помощник с бородкой и короткой стрижкой. С обоими я списывался перед поездкой. Они выражали буйный восторг после каждого шага, который приближал нас к ним. Приход в консульство, получение визы, покупка билетов:
– Dima, are you happy???
– Really.
Куча смайликов и восклицательных знаков в ответ. С моей стороны –скупой русский смайлик.
Алессандро признался мне в машине, что тоже счастлив. Его учитель переводил книгу Э, а теперь он уже сам участвует в издании Э в Италии и сидит с ним в одной машине. Я общаюсь с ним на ломаном среднешкольном английском – русского, как его босс, он не знает. А зря. Велик и могуч русский язык. Вот, до Италии довёл.
Поселили нас в апартаментах недалеко от Колизея. Э считает, что история короче, и не верит, что Колизею более двух тысяч лет. А я верю.
Наши апартаменты представляют собой трёхкомнатную римскую квартиру в центре города. Высокие потолки. Кафельный, видимо, как средство от жары, пол. На стенах множество картин, на маленькой кухне настенные тарелки. Морщинистые серванты, тяжёлые деревянные комоды, шкафы ручной работы. В зале большая библиотека – с полки на меня глянул Эдгар Алан По. С небольшого балкончика открывается вид на римские дворы. Ровные стены с проёмами окон и балконных дверей нежатся в багровых лучах заходящего солнца. Решётки балконов и подоконников в россыпи свисающей зелени и нежных пятнышках цветов. Ставни окон пока гостеприимно распахнуты. Между домами выглядывают густые листвой и похожие на огромные брокколи, кроны деревьев. Шпили телевизионных антенн и кресты соборов впиваются в багровеющее предвечернее римское небо. Здесь был когда-то первый, самый первый Рим. Второй был в Константинополе, где я пока не был, а из третьего Рима я только что прилетел. Ну а четвёртому, как известно, не бывать, слава России и слава, слава древнему Риму!
Вечером – встреча с итальянской интеллигенцией на квартире. Такси, мощёная камнем улица, вход, лифт, второй этаж, звонок в дверь. Созвездие итальянских улыбок, бунасера, с Э все фотографируется и общаются. Я скромно, как мне положено, стою в тени. Уютный сад во дворе, кусты роз, пару высоких деревьев, подпирающих ночное небо, детское качели. Подали холодные куски солёной свинины и вино. Всё неплохо, и холодная свинина, и красное вино. Разговаривают на итальянском, французском, английском. Немного на русском. Насколько мне позволяет мною выпитое вино, мой ломаный английский и мой родной русский, я поддерживаю беседу. Разложили по тарелкам сваренные клубки пасты. Шары моцареллы величиной с добрый кулак, красные томатто и зелень. Старая коммунистка рассказывает Э как она однажды в Риме потеряла Брежнева, за которым ей было поручено партией следить. Знала бы она, что потом в 80-е его потерял и весь наш советский народ, а в нищенские и ницшеанские 90-е в России часто вспоминали этого советского генсека с колосьями густых бровей, при котором всё было хорошо. А некоторые вспоминают и до сих пор.
Ещё вино. Ещё. Справа от меня женщина, рассказывает мне на английском об истории своих родителей. Её папа уехал в Бразилию и больше не хотел видеть её мать и ругался на неё, тут я плохо понял, видимо её мать (или отец) была (был) очень жизнелюбивой (-вым), и ей мало было одного (-ой) мужчины (женщины). Я мало что понимаю и поэтому домысливаю. Когда непонятно, я глупо улыбаюсь и киваю головой.
Киваю и улыбаюсь я очень часто. Есть такой фильм "13-й воин" с Бандерасом в главной роли. Там он играет араба, который попал в компанию к викингам в качестве посла – он был сослан на далёкий север, потому что был тоже очень жизнелюбивым и замазал – с кем не бывает – жену халифа. И он, находясь среди суровых чужеземцев, изучает их язык. Я тоже, почти викинг, родился на Севере, туда сослали моего дядю, и сейчас я на Юге среди итальянцев, и их язык я тоже не знаю. Я тоже нахожусь в подобной ситуации, я – 13-й воин, я – воин НБП*, приветствую новый день! И вечер, бунасера! Приветствую итальянское красное вино – белое не пью – и этих гостеприимных людей! Подали клубнику и мороженое.
Бандерас, кстати, играл Муссолини в одном фильме – как будучи в Италии не вспомнить и Муссолини!
*запрещённая на территории РФ экстремистская организация, созданная в своё время Эдуардом Лимоновым
Читать другие страницы итальянского дневника об Эдуарде Лимонове:
День первый
День пятый
День двенадцатый и тринадцатый, последний
**наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521