Несколько слов о Владе Маленко, поэте, без стихов которого я не могу представить свою жизнь в настоящем. Он мне совершенно необходим - его блог, где каждую неделю появляются, как по волшебству, новые прекрасные образы. Иногда простые, как для детей, иногда загадочные - точно философские ребусы.
Настоящий поэт может быть только честным. Честным в любви или в ненависти, как сложится жизнь. У Влада в стихах всегда любовь - вдумчивая, познающая, осязаемая. Даже время - не вполне абстрактно, он как-будто касается его словами, делает видимым.
Совершенно не могу представить себе Влада на интервью у Дудя или кого- то подобного. Долгий долговязый "допросник", вытряхивающий из человека вал каких-то странных подробностей о его жизни, как из хаоса дамской сумочки или рюкзака заядлого туриста, выворачивающий всю фигню, что накопилась в беспорядке. И всё это ради 2 часов сомнительной славы на YouTub!?
Не знаю, что бы удивило меня больше: если бы Влада пригласили на такое или - если бы он, вдруг - согласился?
Знаю только, что если бы "вдруг", я бы смотрела жадно - немного стыдно от одной мысли об этом. Но, мне кажется, Маленко не пошел бы к Дудю - такие авторы ценят свою приватность как тайну и, возможно, именно это позволяет совершенно незнакомым людям любить их на уровне личного чувства.
Я видела его всего 2 раза.
Первый в 1995-м - единственный раз, когда я была в Московском Академическом. Ехала с тремя пересадками метро, чтобы посмотреть "Белую гвардию". Маленко играл молодого Николку Турбина. И он был ну просто в точности таким, как я его представляла по книге, как будто Булгаков писал этот образ прямо с него.
Второй раз это был спектакль на Таганке по Братьям Карамазовым ( 1996 или 7-й), кажется, так же и назывался - по роману. Маленко был отвратителен. Не в том смысле, что плохо играл, напротив, господин Смердяков, который в детстве любил вешать кошек и петь по ним панихиды, был в его исполнении мерзотен неподражаемо.
После 98-го я уехала из Москвы и не видела ни Ричарда III, ни Коровина в Мастере и Маргарите, ни рассказчика в Пяти рассказах Бабеля.
До 2016 Влад был вместе с театром на Таганке, гастролировал с ним по всему миру. А моя жизнь проходила в мире параллельном Москве: Крайний Север, Сибирь, провинциальная журналистика, маленькое личное счастье.
Разошлись пути как нити,
Вмиг,
по дорогам вдаль манящим.
Вы сквозь дыры не смотрите:
Свои пальцы не кладите
в них -
Раны всё же настоящие.
Наташа Роник 2007 год ( Роник это я)))
На самом деле, никогда не жалела, что уехала на Север, хотя промерзла я там, конечно, глубже костей - до космоса. Да, много важного и захватывающего в жизни центра я пропустила и потеряла, но что делать, ни один человек не может увидеть, и тем более взять себе, все алмазы мира. Оно и к лучшему.
Но талант Маленко, ещё с тех далеких, олицетворяет для меня всё самое лучшее - русское, что ищет культурный провинциал в столице.
Это не совсем то, что выдает по этому поводу современный Яндекс:
Но это проблемы роста "Яши" - ему ещё многое предстоит узнать и понять о русском человеке.
Влад снова "нашелся" для меня в 2017-м, когда основал в Москве поэтическую лабораторию Есенин- центр.
Они поставили уличную мистерию по случаю дня города Москвы, которую я посмотрела благодаря ютюб, она называлась «Поэты ремонтируют время».
И эта тема продолжается в творчестве Влада.
В январе 2023-го он опубликовал в своём блоге:
Ау! Поэт!
Отремонтируй время!
В часах кукушка в клюве держит семя.
Пусть запоёт, как стрелка стрелку тронет
И семечко в ладонь твою уронит.
Случилось так?
Теперь иди во двор,
Где только ночь
и пусто до сих пор.
Где только дождь
читает «Отче наш…»,
В сырую землю запятую вмажь.
Ну, вот и все.
Должно пройти сто лет.
Уже забудут о тебе, поэт.
И девочка весёлая весной
О чем-то замечтает под сосной.
В её мечтах, творящих облака,
Закрутится одна твоя строка.
Одна строка воздушного состава.
Всего одна.
Но это ли не слава?
21.1.23Влад Маленко
Бог дал мне любовь к поэзии и я долго не знала - что делать с этим даром. И только сейчас, ближе к старости, его ценность стала безусловной.
Думаю, однажды, если конечно вся наша цивилизация не сгинет к ядрене фене, кто-то из моих внуков филологов(?) будет изучать творчество Владислава Валерьевича Маленко и читать мои "архивы")) на Дзен.