Да. «Большая игра» не прекращалась никогда, а с чего все началось?
Мы обычно вскользь проходимся по этой теме.
Хочу чуть подробнее поговорить о среднеазиатской истории присоединения земель к России.
Чисто исторические факты.
В приграничных с Российской империей территориях всегда было неспокойно.
Владения Российской империи в Средней Азиии стремительно расширились во второй половине XIX века - назрела необходимость занять «естественные границы» России, прекратить междоусобицы и разбойничьи набеги, доставлявшие беспокойства на пограничных линиях и торговых путях. Но многие представители николаевской империи, действительно, хотели «цивилизовать» отсталые азиатские народы и считали необходимым приобщить их к благам мировой цивилизации, считали важным бороться с работорговлей, процветавшей там.
Времена такие были. Активные споры о «цивилизаторской миссии» и будущем Азии велись и в среде интеллигенции, и аристократии, и высших военных чинов. Не только в Англии, но и в России тоже.
Можно, конечно, сомневаться в искренности намерений оных, но думали они приблизительно так, как написал один из историков туркестанских походов генерал-майор Л.Ф.Костенко:
«Не честолюбивые замыслы и никакие другие своекорыстные расчёты руководят Россией в её поступательном движении в Среднюю Азию, но исключительно только желание умиротворить тот край, дать толчок её производительным силам и открыть кратчайший путь для сбыта произведений Туркестана в европейскую часть России».
Я ему верю почему-то.
Более того, историки из Азии тоже отмечали, что русское владычество приобрело в Средней Азии некое обаяние, потому что русские относились в большинстве случаев гуманно к автохтонному население этих земель и этим вызывали доброе чувство к желательному владычеству.
Но мы можем из нашего времени провести параллели с XIX веком в отношении роли России (СССР) в развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки.
А тогда, в XIX веке, страны Запада благосклонно относились к российской экспансии в Средней Азии. Ликвидация рабства, постоянных войн и анархии расценивались как положительное достижение западной цивилизации, привнесённое русскими.
Даже больше. Британский учёный и дипломат Генри Роулинсон высказывал мнение:
«Утверждение российского господства, на самом деле, над киргизами, узбеками и туркменами на большей части Центральной Азии явилось, бесспорно, благом для человечества».
Вон оно как они думали тогда.
Энгельс (а он был умным человеком, по моему мнению) тоже заметил: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… господство России играет цивилизаторскую роль для Чёрного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар».
Сейчас пробегусь по самым знаковым моментам.
Началось продвижение России в Центральную Азию еще в XVI веке, когда бухарский хан активно добивался дружбы с Москвой и желал установить с ней торговые отношения. В 1700 году к Петру вообще приехал посол уже Хивинского ханства, с просьбой принять их в русское подданство и постепенно, с разным успехом, в течение века происходило формирование пограничной линии Российского государства в Предуралье для защиты от набегов кочевников с форпостами вдоль реки Яик от Уральска до Гурьева с центром в Оренбурге.
Отсталые феодальные ханства взаимно ослабляли друг друга постоянными войнами, попутно причиняя вред ближайшим соседям, и России в первую очередь. Они были обречены. Ни одна страна не смогла бы терпеть на своих границах подобные разбойные образования. Кроме того, британцы в Афганистане манипулировали местным населением, натравливали на русских, поставляли оружие для борьбы с Россией.
Вскоре проблема среднеазиатских ханств вышла на уровень «Большой Игры», и царское правительство развернуло наступление на них, на юге сформировали линии крепостей, нанося удары экспедиционными отрядами.
Это если совсем коротко о противостоянии и колонизации.
Результатом геополитического соперничества Великобритании и Российской империи в Центральной Азии стало во второй половине XIX века присоединение казахских жузов, Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства к территории России.
Свое поражение в этом раунде «Большой игры» Британия не может простить России до сих пор.