Найти тему
skazimir

Учить – ум точить: какими были учителя раньше?

В июне прошлого года Владимир Путин подписал указ о том, что 2023 год объявлен годом педагога и наставника. В связи с этим, мы составили топ самых выдающихся педагогов за всю историю человечества.

  1. Аристотель
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала. Фото: ru.wikipedia.org
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала. Фото: ru.wikipedia.org

Аристотель является одним из первых учителей, а также основоположником многих наук (этика, логика, риторика, политика и тд.), но далеко не каждому известно, что он был учителем и наставником Александра Македонского почти десять лет. Философ прививает ему любовь к греческой поэзии. Позднее, каталог кораблей «Иллиады», подаренный Аристотелем, правитель будет хранить с кинжалом под подушкой. Философ был первым кто признал ценность искусства и отнес его к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. Несмотря на то, что он не был школьным учителем в привычном понимании, античный философ имел массу последователей, которые стали продолжателями его дела.

2. Лев Толстой

Великий русский писатель известен не только своими романами и повестями. Этот выдающийся человек занимался и преподавательской деятельностью. Основанная им яснополянская школа была мало похожа на современные учебные заведения: нет учебной программы, подход к каждому ученику индивидуален, а главная задача школы – заинтересовать класс, приобщить учеников к религиозному началу. Подобно Ж.-Ж. Руссо, Лев Толстой считал, что учителя не могут принуждать детей к чему-то, их задача – развить личность, при этом, дав знания. В работе с детьми писатель находил источник вдохновения, считал, что у них есть чему поучиться, о чем пишет в своей статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124 x 88 см.
Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124 x 88 см.

3. Мария Монтессори

Итальянский врач создала собственную педагогическую систему, которая основана на идеях свободного воспитания (без принуждения, сохраняя свободу ребенка). Монтессори выделяла особое место сенсорному воспитанию (развитию органов чувств). Такой подход оказался результативным при работе с детьми с особенностями развития, поэтому стал применяться в занятиях с здоровыми ребятами. Также она уделяла особое внимание образовательной среде: окружение должно быть эстетично и элегантно обставлено, чтобы воспитывать сознание и вкус, так как многие знания ребенок получает бессознательно, в отличие от взрослого. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать и организовывать место для учебы. Так развивается моторика и формируются коммуникативные навыки.

4. Ян Амос Коменский

Как часто вы задумываетесь о том, что школы не всегда представляли собой классы с партами и учителем у доски. Основателем классно-урочной системы, по которой работают современные учебные заведения уже не один десяток лет – Ян Амос Коменский. Несмотря на то, что деятель жил в XVII веке, многие его положения (такие как всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, учёба с 6 лет, проверка знаний, запрет пропускать уроки, учебники для каждого класса) используются до сих пор. Многие афоризмы, которые можно услышать от учителей даже сегодня принадлежат Коменскому, например, «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».

Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский