Найти тему
В кино с Варварой

Вячеслав Тихонов: три малоизвестные, но замечательные роли великого актера

Вячеславу Васильевичу Тихонову исполнилось бы 8 февраля этого года 95. Это был, воистину, всенародно любимый актер. Хотя и официальных званий, наград у него было предостаточно (Народный артист СССР, лауреат многих премий).

Вячеслав Васильевич подарил русской культуре целую плеяду незабываемых, гениальных образов в десятках фильмов. Конечно, главные из них – «Дело было в Пенькове», «Доживём до понедельника», «Семнадцать мгновений весны», «Белый Бим Чёрное ухо», «Война и мир». Но есть и другие. Не менее выдающиеся. И их немало.

-2

Сегодня мне хотелось бы вспомнить всего три роли великого актера. Быть может, они заметны не всем и занимают не самое важное место в великой фильмографии Вячеслава Тихонова, но мне как зрителю они очень интересны. Потому что являются свидетельством многогранного таланта этого актера.

-3

«Утомленные солнцем» (1994 год)

В фильме Никиты Михалкова, получившем престижного «Оскара», Вячеслав Тихонов сыграл роль совсем не большую. Даже неважную, на первый взгляд. Но только на первый. А, если соотнести образ Всеволода Константиновича Головина, дяди главной героини, Маруси, с общей концепцией фильма, с его трагическим сюжетом, то становится ясно следующее. Перед нами типичный чеховский герой. Очень похожий на персонажи киноленты того же Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

-4

Головин – этакий рафинированный интеллигент, который в кадре только и делает, что ведет пространные разговоры да пьет чай. И ни о чем не беспокоится. Ничего не замечает в своей «башне из слоновой кости», которую выстроил сам для себя однажды. Между тем, сгущаются грозовые тучи. И беззаботному существовании семейства комдива Котова скоро придет конец… Вячеслав Тихонов мастерски показывает в разрезе небольшого отведенного ему экранного времени характер своего персонажа.

Его внешнюю безобидность утонченного образованного человека и внутренний бессильный конформизм. При этом играет Тихонов без намека на сатиру и гротеск. Оставляя зрителям возможность делать выводы о Всеволоде Константиновиче Головине самостоятельно.

«Бульварный роман» (1995)

Эта историческая мелодрама снята по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши». В основе – реальное уголовное дело 1894 г. известное как «дело Ольги Палем», которое вошло во многие дореволюционные учебники юридических факультетов.

-5

В «Бульварном романе» Вячеслав Тихонов играет дворянина Станислава Васильевича Кандинского, покровителя главной героини (ее играет Анна Самохина). У Тихонова тоже здесь роль не главная. Но она, на мой взгляд, задает тон всему киносюжету. Дело в том, что Тихонов воплощает образ человека благородного до мозга костей, рыцаря до кончиков пальцев. Напомню сюжет.. Беспутная Ольга Палем попросту бросает своего пожилого благодетеля, который, кстати, в свое время спас ее от нищеты. Бросает ради страсти к молодому и развратному альфонсу (именно его впоследствии в порыве ревности и убивает).

-6

Кандинский же не осуждает все художества истеричной барышни, но, напротив, продолжает ее поддерживать. Как говорится, и морально, и материально. Может быть, из-за немеркнущей любви к красотке. А, может, потому что человек чести. И, вопреки замыслу авторов фильма, лично моя зрительская симпатия всегда была исключительно на стороне Станислава Васильевича Кандинского.

«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)

В этом фильме Эльдара Рязанова Вячеслав Васильевич сыграл свою последнюю роль. Самую необычную. Во-первых, потому что его герой – образ неопределенный. В титрах написано: «Человек с добрым лицом». А по сюжету фильма он воспринимается то ли как бродячий артист с божественными атрибутами (нимб над головой), то ли как юродивый, то ли как самый что ни на есть Господь Бог. Словом, очень странная роль. Но пронзительная до невозможности, щемящая до слез. Может, потому что прощальная…

-7

Странный Человек с добрым лицом и нимбом на голове встречается Андерсену дважды. В детстве он его напутствует на длинный жизненный путь. Говорит о предназначении. Нежно целует в лоб. А перед смертью является вновь и по-отечески журит за то, что писатель так опрометчиво и нелепо не впустил в свою жизнь земную любовь.\

-8

Мне кажется, что в «Андерсене» Тихонов предстает не только как актер, но и как человек. Столько в его небольшой роли личного, выстраданного: и отеческая мудрость, и всеобъемлющая доброта. Просто дух захватывает от этого, в сущности, эпизодического образа!

Интересно, что кто-то из съемочной группы «Андерсена» вспоминал: на съемках этого фильма Вячеслав Тихонов всегда был окружен собаками и детьми. Говорят, так бывает только с людьми, имеющими большое и доброе сердце…

-9