Найти в Дзене

Как получить прибыль от роялти с помощью лицензирования вашего продукта

Оглавление

У вас есть отличная идея продукта, но у вас также есть работа, которую вы любите, и у вас нет желания создавать компанию. Вы просто откладываете это в долгий ящик? Не тут то было! Вместо этого подумайте о лицензировании своего продукта, чтобы получать дополнительный доход от роялти. Вот как это сделать.

Как получить прибыль от роялти с помощью лицензирования вашего продукта
Как получить прибыль от роялти с помощью лицензирования вашего продукта

Что такое лицензирование и как оно работает


Когда вы создаете интеллектуальную собственность, вы можете получить различные формы защиты, чтобы гарантировать, что другие люди не смогут использовать или копировать ваши идеи без вашего разрешения. К ним относятся патенты и товарные знаки. Если физическое лицо или организация использует ваш патент или товарный знак без вашего согласия, они технически нарушают ваши права на интеллектуальную собственность и могут быть вынуждены возместить вам ущерб.

Существует несколько более быстрых и прибыльных способов развития вашего бизнеса, чем получение патента, товарных знаков, авторских прав, образцов и другой интеллектуальной собственности. Лицензирование позволяет вам мгновенно подключиться к существующим системам производства, распространения и маркетинга, на создание которых другие компании могли потратить десятилетия. Взамен вы получаете процент от дохода от продуктов или услуг, проданных по вашей лицензии. Лицензионные сборы обычно составляют небольшой процент от продажной цены, но могут быстро увеличиваться.

Лицензирование — это когда вы разрабатываете продукт и позволяете кому-то другому производить и продавать его в обмен на роялти. В каком-то смысле вы сдаете в аренду идею, как сказал Стивен Ки, один из создателей Teddy Ruxpin, в интервью 2007 года Тиму Ферриссу из «Четырехчасовой рабочей недели».

Teddy Ruxpin, аниматронная игрушка, лицензированная Hasbro.
Teddy Ruxpin, аниматронная игрушка, лицензированная Hasbro.

Наиболее распространенный способ работы фондов лицензирования продуктов заключается в том, что компания платит гонорары только дизайнеру. В редких случаях изобретатель вносит небольшой авансовый платеж плюс гонорары, если компания, лицензирующая идею продукта, достаточно уверена, что продукт будет хорошо продаваться. IKEA заранее покупает интеллектуальную собственность, а OXO — американский производитель кухонной утвари, канцелярских товаров и товаров для дома, основанный в 1990 году и базирующийся в Нью-Йорке, делает и то, и другое.

Например, около 90 процентов из 160 миллионов долларов годового объема продаж Calvin Klein Inc. приходится на лицензирование имени дизайнера производителям нижнего белья, джинсов и парфюмерии. Единственным товаром, который нью-йоркская компания производит сама, являются линии женской одежды. Многие крупные корпорации, такие как Walt Disney Co., получают менее значительную часть своего дохода от лицензий. IBM, после того как несколько лет назад активизировала свои усилия по лицензированию тысяч своих технологических патентов, теперь ежегодно распределяет 1 миллиард долларов своих корпоративных продаж на лицензирование.

Лицензирование — это розничный рынок с оборотом в миллиарды долларов по всему миру. Но лицензия не является рецептом мгновенного успеха. Это дает вам заимствованный интерес к имени, которое либо уникально, либо имеет некоторое признание потребителей, но для успеха все же нужны хорошие продажи и маркетинг. Лицензия — это, по сути, инструмент, и при правильном использовании это чрезвычайно рентабельный маркетинговый инструмент.

Что такое роялти простыми словами? Роялти — это процент от продаж, выплачиваемый лицензиатом владельцу собственности или назначенному агенту, обычно основанный на чистой оптовой продажной цене, поскольку это означает, что обе стороны получают выгоду пропорционально тому, насколько хорошо работает интеллектуальная собственность. Роялти в отношении интеллектуальной собственности также могут быть фиксированными платежами.

Паушальный платеж (от немецкого pauschal) — как правило, фиксированная денежная сумма, вступительный взнос, уплачиваемый лицензиатом лицензиару единовременно или частями в оплату предоставленных прав по лицензионному договору.

Паушальный взнос и роялти имеют особую форму, которая применяется при ведении бухгалтерского учета.

Сколько платят роялти? Хорошая лицензионная ставка составляет 5% от оптовой стоимости или 2% от розничной цены. В конечном итоге вы зарабатываете деньги по следующей формуле: количество проданных товаров х цена х процент роялти х срок заключения сделки. Наилучшим вариантом является включение в договор всех трех видов платежей: паушального, минимального фиксированного отчисления, роялти.

Выплата паушальных (единоразовых) платежей обычно особо выгодна лицензиару. Наряду с отсутствием необходимости осуществлять контроль за деятельностью лицензиата, она связана с единовременным получением достаточно большой суммы денежных средств. Но иногда эта форма выплаты лицензионного вознаграждения оказывается невыгодной для лицензиара. Ведь в некоторых случаях при паушальной выплате он лишается возможности получения сверхприбыли от значительного расширения лицензиатом объемов производства лицензированной продукции.

По общему правилу, действующему в международной торговле лицензиями, лицензиар стремится получить такую сумму паушальных платежей, которая, будучи вложенной в банк, обеспечивала бы ему прибыль, по величине и по времени получения равную выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти. В свою очередь, лицензиат стремится при выплатах в виде паушальных платежей снизить цену лицензии.

Комбинированные (смешанные) платежи - первоначальные (паушальные) платежи выплачиваются в начальный период действия лицензионного договора (обычно - после подписания лицензионного договора), до начала коммерческого использования объекта лицензии, остальная часть лицензионного вознаграждения выплачивается в виде роялти в процессе коммерческого использования объекта лицензии по окончании каждого отчетного периода.

Размер первоначальных платежей рекомендуется устанавливать в пределах до 25% от цены лицензии, определенной в виде роялти. Для перевода этой цепы в комбинированные платежи рекомендуется установить размер первоначальных платежей, а затем соответственно уменьшить ставки роялти.

В целях стимулирования лицензиата к освоению предмета лицензии целесообразно в лицензионных соглашениях при выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти, в том числе и при наличии первоначальных платежей, предусматривать минимальные гарантированные платежи.

Недостатком лицензирования является то, что вы соглашаетесь на меньший кусок пирога. Например, товары под брендом Calvin Klein приносят 5 миллиардов долларов продаж в год, подавляющее большинство из которых приходится на лицензиатов и розничных продавцов. В то же время доходы от лицензирования, как правило, являются высокодоходными, при этом почти все сборы от лицензирования идут прямо на прибыль.

Мировой опыт говорит, что наибольшие ставки роялти достигались при продаже лицензий на изобретения, надежно защищенные целым блоком патентов до 30% ежегодных отчислений. Напротив, лицензия на ноу-хау автоматически снижает ставку роялти, так как сохранить незапатентованную информацию крайне трудно, особенно, когда речь идет не о технологическом процессе, особенно химическом, а, например, о механическом устройстве.

Объем правовой охраны. Для патентной лицензии роялти больше, чем для беспатентной. В последнем случае беспатентная лицензия, как правило, лишь дополняет патентную. На ставку роялти влияет вид лицензионного договора. Естественно, самая дорогая - полная лицензия, а также исключительная, а наиболее дешевая - простая, и сроки - чем больше срок, тем ниже ставка роялти.

С большой осторожностью надо относиться к передаче партнеру технической документации. Этого не следует делать без предварительного заключения соглашения о конфиденциальности NDA. Сторона, получившая документацию для ознакомления, не несет никаких правовых обязательств, если не подписан договор о конфиденциальности. До заключения такого договора может быть передана только реклама, не раскрывающая сущности изобретения или ноу-хау.

Хотя вы, возможно, не заработаете столько денег на лицензировании идеи, как если бы вы начали успешный малый бизнес, лицензирование также не связано с затратами и рисками, связанными с открытием бизнеса. Это может быть отличный способ заработать дополнительные деньги в дополнение к вашей основной работе, или это может быть то, что вы делаете, чтобы работать меньше часов в будущем.

Дизайнеры могут воспользоваться популярностью нынешнего благоприятного делового климата и перейти к открытым инновациям, когда компании приветствуют идеи от сторонних лиц. С 2008 года более половины новых продуктов Procter & Gamble были произведены за пределами компании.

Вам не обязательно патентовать свой дизайн, особенно в категории зрелых продуктов, но вы можете подумать о подаче предварительной патентной заявки на свою идею или проконсультироваться с патентным поверенным.

Кто может получить лицензионное соглашение?

Когда вы знаете, на кого хотите ориентироваться, следующий шаг — поговорить с компанией или ее представителем и убедить их в потенциале вашего продукта. В крупных организациях, скорее всего, есть люди, которые контролируют лицензирование и маркетинг или передают эти функции агенту по лицензированию. Вы можете определить подходящего человека, с которым можно поговорить, связавшись напрямую с компанией, чтобы узнать о возможностях лицензирования.

Кто получает роялти? Список охватывает весь диапазон от многонациональных компаний до операции с одним человеком. Но в целом лицензиар ищет самую сильную компанию с точки зрения финансов, производства и маркетинга. Хорошая новость для малого бизнеса заключается в том, что сила не обязательно измеряется в долларах.
Кто платит налог с роялти? Роялти, как и проценты с дивидендами, относятся к пассивным доходам физлица, налог платит получатель роялти. Согласно Кодексу роялти облагается налогами по правилам, установленным для налогообложения дивидендов.

Как только вы начнете обращаться к компаниям, многие попросят вас заполнить заявку на лицензирование, и все попросят бизнес-план с подробным описанием того, как вы предлагаете продавать продукт, кто является вашей целевой аудиторией и каковы, по вашим оценкам, могут быть продажи. Большинство лицензиаров также запрашивают протатипы продукции.

Когда вы будете готовы представить информацию потенциальным лицензиатам, обязательно предоставьте письменные подробности и слайд-презентацию с данными исследования рынка, конкурентным анализом, статусом патента, сметой производственных затрат и отзывами. Вы можете включить любые спецификации продукта, чертежи и прототипы, которые у вас есть.

Вы, вероятно, захотите обратиться к нескольким компаниям после того, как изучите свои варианты, чтобы убедиться, что у них есть необходимые вам возможности для производства и распространения. Обязательно следуйте их протоколу, прежде чем представить свою идею, и начните с офиса патентования.

Когда у вас есть соглашение с компанией о лицензировании вашей идеи, я предлагаю дополнить договор пунктом о минимальной гарантии, в котором говорится, что производитель должен продавать минимальное определенное количество единиц продукции каждый квартал или каждый год, или вы можете передать свою идею другому производителю.

Решить, к какому лицензиару обратиться, означает оценить свои сильные стороны. Чем крупнее и популярнее бренд, тем больше усилий будет стоить получение лицензионных прав. Новичкам, вероятно, следует начать с малого, чтобы освоить основы и зарекомендовать себя.

Для тех, кто хочет углубить свои знания на тему получения прибыли в производстве, рекомендую ознакомиться с моей статьей "Инвестиции в оцифровку, перенос в САПР чертежей, приведут к быстрым и видимым результатам".

Инвестиции в оцифровку САПР ассоциативных чертежей, могут привести к быстрым и видимым результатам.
Личный блог инженера Павла Самуты29 января 2020

Тенденция к открытым инновациям в современном деловом мире благоприятна для инженеров и изобретателей, которые хотят заработать дополнительные деньги, лицензируя свои идеи продуктов. Лицензирование ваших идей сопряжено с низким риском, эффективно по времени и в конечном итоге может быть очень прибыльным.

Если вам нужны технические чертежи для оформления лицензии, вы можете связаться со мной удобным способом.
Если вам нужны технические чертежи для оформления лицензии, вы можете связаться со мной удобным способом.

Если вам нужны технические чертежи для оформления лицензии, вы можете связаться со мной удобным способом.

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею с вашими друзьями и поставьте лайк.
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею с вашими друзьями и поставьте лайк.

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею с вашими друзьями и поставьте лайк.