Найти тему

Психологические аспекты проблемы «стеклянного потолка» в России

Мир неустанно развивается, и Россия не является исключением. Однако, все чаще мы можем наблюдать явление «стеклянного потолка» в российских организациях различного уровня. Данное явление демонстрирует неизменное сохранение женщин на более низких должностях, чем мужчин. Чтобы увидеть актуальность проблемы «стеклянного потолка» в России, можно обратиться к исследованию «Global Gender Gap". Итоги исследования GGG показали, что Россия опустилась на 6 мест, касательно гендерного «разрыва». В 2018 году, Россия была на 75 месте, в 2019 на 81. Эти данные могут вызвать недоумение, так как в Российской Федерации, исходя из доклада правительства, соблюдены хорошие условия по предоставлению образования, медицины, рабочих мест и уравнены права между гендерами. Однако, если обращаться к докладу, касательно политического критерия гендерного равенства, видно, что Россия занимает лишь 122 место. По количеству женщин в парламенте, Российская Федерация находится на 112 месте по миру.

Феномен стеклянного потолка, то есть непродвижения женщин в высшие должности любой организации, был впервые введен в 1986 году Торгом и Моррисоном Уайтом, и Ван Нельсоном. Это явление также изучалось в 1990 г., что показало отсутствие представителей меньшинств и женщин в руководстве государственных и частных организаций. Кроме того, это иногда используется для обозначения большого разрыва в заработной плате в верхней части распределения доходов, так что, согласно Арфкенну, Беллару и Хелмсу, в организациях с высоким уровнем дохода сотрудникам-женщинам платят меньше, чем их коллегам-мужчинам.

Таким образом, «стеклянный потолок» это метафора, которая подразумевает невидимый барьер в карьерной лестнице для дискриминируемых групп. То есть в мире, данный термин применяется не только касательно гендерного неравенства, но и расизма и дискриминации меньшинств. Однако, в данной статье рассматривается проблема сугубо гендерного разрыва в Российской Федерации.

-2

Психологический аспект феномена «стеклянного потолка» важен в контексте карьерного роста, так как это явление относится к психологическому барьеру в межличностных отношениях. Это исходит их стойких социальных установок, которые выходит из патриархального опыта России.

В общем и целом, правительство и народ нашей страны, понимают и видят проблему гендерного неравенства, хоть оно проявляется не в такой интенсивности, как раньше.

Анализируя данную проблему, нельзя не обратиться к данным социологического опроса России от 2019 года. По итогам опроса ВЦИОМ, касательно темы гендерного равенства, 48% респондентов считает, что гендерами неравенство в России не так уж и необходимо, 62% опрошенных, наоборот, считает, что российское общество должно стремиться к уравниванию мужских и женских прав. В наше время проблема гендерного неравенства России выглядит немного иначе, чем в девятнадцатом и двадцатом веках. У россиянок давно есть право на образование, избирательное право, даже право выбора собственной одежды, также ослабилась планка поло-ролевых аттитюдов. Современная девушка не ограничена только «хранением очага», она может строить карьеру и развиваться в научной сфере. Хотя, стоит отметить, что общество все еще осуждает женщин, которые предпочли работу и себя, семье. Больше никого не закидывают камнями за «не такой» жест или за надетые брюки. В современности проблема перешла на новый, морально-социальный уровень. Сейчас, идет борьба за равенство между положениями мужчин и дам в обществе. Девушки больше не хотят терпеть «мужское превосходство» в социуме, которое проявляется в разнице зарплат между гендерами, в недоступности определенных профессий, в ограничении карьерного роста и других аспектах профессиональной и общественной жизни.

Таким образом, «стеклянный потолок» несет в себе несколько психологических факторов:

1. Гендерные стереотипы – распространенные в социуме мнения и установки, которые присваивают тому или иному гендеру определенные качества и роли. Это самый яркий фактор наличия стеклянного потолка в России. Объяснить это можно тем, что с детства людям рассказывают о психических различиях между гендерами, однако, часто эти учения дискредитируют девочек и женщин, «вешая ярлык» «слабый пол». Далее, по мере взросления, данные стереотипы укрепляются в подсознании и переносятся на межличностные отношения людей. Так, говоря сыну, что девочки более эмоционально неустойчивые, болтливые, боязливые и так далее, мама учит сына быть снисходительными к девушкам, объясняя их поведение их же слабостью. Вырастая же, этот мальчик будет проецировать слова матери на свой круг общения. Если он станет директором, то высока вероятность того, что он не доверит высокую должность подчиненной сотруднице, чем ограничит ее карьерный рост.

2. Распределение социальных ролей – заложенность определенных гендерных аттитюдов в подсознании людей: женщина – хранительница очага; мужчина – добытчик. Данный фактор исходит из предыдущего и очень тесно с ним связан. Так, из традиционной роли матери женщин – руководство часто не повышает должность женщинам или не принимает вообще на работу, объясняя это тем, что женщины непостоянные из-за детей – декреты, отпуска по болезни ребенка и так далее.

3. Общая критичность к сотрудникам – субъективная предвзятость к сотрудникам со стороны начальства, в силу имеющихся установок. Здесь рассматривается не только проблема гендерного разрыва, но и социального. В контексте стеклянного потолка руководители часто критично относятся к способностям, опыту, знаниям женщин. Это проявляется в более строгой оценке женщин при приеме на работу, чем мужчин.

4. Отсутствие лидерских качеств у женщин – это один из важнейших барьеров, так как многие считают, что женщина в роли руководителя бесполезна. Это объясняется эмоциональностью девушек, а также повышенной эмпатией.

-3

Согласно приведенному выше обсуждению, можно сделать вывод, что женщины не желают и не могут вечно оставаться на низшем посту, и очевидно, что многие женщины пытались «пробить» такого рода гендерную дискриминацию. Чтобы разобраться с этим вопросом, Международная организация труда организация (МОТ) приняла некоторые меры, такие как просвещение женщин, создание возможных каналов межличностного общения, принятие политики, совместимой с интересами семьи, улучшение некоторых павил найма и повышение осведомленности общественности о растущая экономическая роль и большой вклад женщин. Однако следует также проложить путь к использованию преимуществ женских ресурсов на уровне управления и принятия решений путем предоставления женщинам возможности признать свои собственные способности. Также обсуждается, что достижение целей организаций и, как следствие, развитие и рост обществ в различных областях требуют лучшего и более активного участия профессиональных женщин и мужчин в операционных процессах. Дамы должны знать, что несмотря на усилия, в общественных сферах все еще существует много гендерной сегрегации и дискриминации, и достижение равенства требует присутствия и помощи многих профессиональных женщин и, конечно же, мужчин. Чтобы решить проблему стеклянного потолка, организации и менеджеры должны принять меры. Во-первых, организациям очень важно изменить отношение и поведение людей, и для достижения этой цели они должны внедрить некоторые правила и программы в разных частях организаций. Наиболее важным видом программ является те, которые меняются в зависимости от времени. Эти программы состоят из внедрения гибких графиков работы, создания партнерских рабочих мест и предоставления возможности работать неполный рабочий день или сокращать рабочие дни. Такого рода программы позволяют женщинам-руководителям и персоналу решать конфликт между работой и семьей. Вторая группа, чье особое внимание требуется для разрушения стеклянного потолка, - это группа менеджеров. Женщинам нужны навыки, поощрение, уверенность в себе и решительность, чтобы адаптироваться к доминирующему мужскому окружению.

Первый навык, необходимый для успеха женщин, заключается в том, чтобы тратить время на поиск подходящего карьерного пути. Карьерные цели дам иногда разрозненны и не сфокусированы, поэтому они должны попытаться найти наиболее подходящий карьерный путь, совместимый с их профессиональными и семейными условиями.

Второй навык, который необходим женщинам, - это признание того факта, что в организациях существует конкуренция, и женщинам необходимо приобрести соответствующие навыки и надлежащее поведение для конкуренции.

Следующий навык заключается в создании характеристик уверенности в себе у девушек, что заставит их доверять своим собственным способностям.

В-четвертых, женщины должны успешно следовать временными ограничениям и быть в состоянии выполнить свои обязанности вовремя.

Еще одним фактором является овладение политическими навыками. Приобретение и реализация политических навыков необходимы дамам для того, чтобы играть роль успешного менеджера. Борьба с правовой и нормативной дискриминацией, обеспечение гарантий занятости, создание уверенности в себе для достижения сложных и деликатных рабочих мест, постоянное образование, развитие творческих талантов у женщин − это другие важнейшие стратегии улучшения условий труда девушек.

Женщины составляют половину населения общества, и как тренеры следующего поколения они оказывают огромное влияние на всестороннее и устойчивое развитие общества. Поэтому разрушение стеклянного потолка, препятствующего продвижению женщин по иерархической лестнице, а необходимо для достижения устойчивого человеческого развития. Основными препятствиями на пути продвижения женщин на высшие руководящие должности являются: когнитивные барьеры, оценочные барьеры и юридические барьеры, и это происходит из-за отсутствия логического объяснения этой карьерной отсталости женщин. Достижение целей различных организаций и, как следствие, достижение устойчивого социально-экономического развития зависит от использования человеческих ресурсов в полной мере. Это касается каждой страны, независимо от расовой и гендерной дискриминации. В результате, в настоящее время женщины эффективно присутствуют во многих социальных группах, а там, где они отсутствуют – еще не говорит о их неспособности.

К сожалению, несмотря на растущее позитивное присутствие женщин в обществе, их статус в социуме по-прежнему рассматривается исходя из обязанностей, возложенных на них мужским обществом. Поскольку неравенство между мужчинами и женщинами очевидно в разных частях общества, и учитывая тот факт, что прогресс и развитие каждого общества зависят от использования имеющегося опыта, чрезвычайно важно сформулировать научные планы и соответствующие программы для облегчения условий присутствия и выживания женщин в обществе, и очень важно, чтобы реформаторы общества занимали более позитивную позицию по отношению к женщинам как к половине населения каждого общества.