Сегодня сходила в Театр для детей и молодёжи на спектакль "С вечера до полудня" (пьеса советского драматурга Виктора Розова). Зритель сидит прямо на сцене, практически в комнате, где все и происходит. Точнее, между нами и актерами окно. Будто зритель заглядывает в окно.
В интернете много статей, посвященных драматургу, сюжету, фильму 1981 года, актёрам, критике, спорам, отзывам о самом спектакле. Я же хочу сейчас поговорить про пару "Нина - Лёва". Я не читала пьесу и мне не довелось посмотреть фильм 1981 года, с блестящими актерами Всеволодом Санаевым, Леонидом Филатовым, Натальей Фатеевой, Людмилой Савельевой... Но я посмотрела его сразу после спектакля. И поняла, что линия "Лёва - Нина" всё - таки сильнее сыграна в Кемерово... Евгением Белым и Светланой Лопиной.
У меня есть стихотворения, которые будто картинки к этой паре... Вот момент, когда Нина видит на пороге Лёву... Видит впервые через девять лет после того злополучного похода в горы, когда она получила травму, после которой все планы пошли под откос, Лёва слился, а сама Нина чуть не покончила жизнь самоубийством через то самое окно на тринадцатом этаже.
Перекрещу, как призрака,
Когда открою дверь.
Но не подам и признака,
Что я – забитый зверь.
Не плачется, не можется,
В душе сплошная гать.
И как всё дальше сложится?
И стоит ли слагать?
Перекрещу как призрака,
Когда тебя впущу,
Но не подам и признака.
…И всё – таки прощу.
(Ольга Смерецкая)
Сцена на диване сыграна в Кемерово пронзительнее и драматичнее, чем в фильме... В советском фильме Нина, конечно, сдержаннее, но от того смотрится больше как попрошайка, а в спектакле, хоть и ведёт себя более агрессивно и откровенно, в ней больше достоинства и правоты. Да и сам наш Евгений Белый больше подходит, на мой взгляд, на роль Лёвы, чем Эдуард Марцевич в фильме. Хотя, может, просто сами "лёвы" уже стали другими.
Заметила, что немного моих стихотворений совпало с парой "Нина - Лёва"...Есть у меня такое стихотворение, о "лёвах"
За окном февраль всех дождем облил,
На окне вздохнул мой ленивый кот:
"Меня кто -то где-то когда-то любил...
Не пойти ли там почесать живот?"
(Ольга Смерецкая)
Вот ты, Лёва - тот самый кот... Бездомный несемейный ...кот- методист... ты чего вообще приперся - то в этот дом через девять лет? Живот почесать? Проверить крепки ли ещё канаты, которыми ты к себе привязал Нину? Ты ведь и Нину в эту ночь отталкиваешь только потому, что не хочешь изменять своим принципам "всадника" и обрастать этими самыми связями, которые потом станут канатами и отодвинут тебя от твоих целей аж на полчаса, а ты ведь уже "без пяти", "без пяти минут женат", "без пяти минут доктор наук". Тебе не хватает пяти минут, чтобы понять, что если ты и породистый кот, то главное - оставить продолжение себя. Ты ведь не Нине отказываешь. ты себе отказываешь.
Что же ты, Лёва, учишь старшеклассника Алика рвать канаты из родственных связей ради карьеры, соглашаться ехать с мамой в Англию. А ведь самого-то тянет, тянет незримый канат даже через девять лет в тот дом, где была яркая связь, первая любовь? Зачем ты врёшь, что нет номеров в гостиницах, зачем в споре с отцом Нины за круглым семейным столом, заявляешь, что близкие люди – это канат, привязавший огромный белоснежный лайнер к унылому причалу. «Ничто не должно держать людей за руки. Тем более так называемый дом со всей своей сложнейшей и тяжелейшей механикой…Еще пятьдесят, сто лет и семейный дом будут показывать в музее» Ты ведь и Нину в эту ночь отталкиваешь только потому, что не хочешь изменять своим принципам "всадника" и обрастать этими самыми связями. ты всё время "без пяти", "Без пяти минут женат", "без пяти минут доктор наук" ...
Ну хорошо, а по истечении этих пяти минут с чем ты сам останешься, даже став доктором наук?
Есть у меня еще одно стихотворение. Оно по действующим лицам немного разнится, но по сути - по последним строчкам, - о Нине и Лёве.
Ты вернешься, черт тебя возьми,
Только что с тобой я буду делать.
Что мне делать? Миловать, казнить?
Ты вернешься... Постучишь несмело,
Покраснеешь, как вареный рак,
Что пришел не вовремя, некстати.
Неужели думал ты, чудак,
Я одна останусь на кровати
И в подушку буду слезы лить,
Чтобы сын услышал и проснулся,
Буду Богородицу молить,
Чтобы ты, бессовестный, вернулся?
Ты и так вернешься, без молитв,
Но когда вернешься, будь умнее:
Что-то слева у меня болит,
Ты не сделай мне еще больнее!
(Ольга Смерецкая)
А ты, Лёва, сделал...
А спектаклю я бы дала второе название. "Нина! Утро вечера мудренее..." Правильно, Нина, всё будет хорошо! Держи осанку, Нина! Несмотря на то, что ты с палочкой, у тебя спина прямее, чем у Лёвы!
Нет, я все - таки выпью свою настойку,
Подай мне лимончик. И спорить не будем.
Я сегодня сдаю экзамен на стойкость.
Наш сухой разговор на сухую труден.
Ты меня посадил в жестокую лужу:
В то, что кто-то на свете меня моложе.
В остальном я, оказывается, не хуже.
И мы даже чем-то очень похожи.
И сижу я в той луже лягушкой из сказки,
Ситуация в общем-то современная...
(Если б я час назад наложила маску,
Было б проще держать лицо надменным).
Да уж, не дашь умереть от скуки.
Я экзамен сдала? Мой диплом с отличием?
Я легко отдаю тебя в добрые руки,
Без родословной....Прививки в наличии.
(Ольга Смерецкая)
Не плачь, Нина, не место Лёве на этом диванчике. И жизнь у тебя ещё только начинается. тебе ж всего тридцать!
PS: и мне вот ещё кажется, что эта палочка.. эта немощность... Это скорее надломленность более душевная, чем физическая потому что не такая уж и беспомощная Нина при своих травмах, чтобы до такой степени замыкаться в старом доме даже в советские времена. Именно вера в хорошее сломлена, в надежного мужчину, вера в любовь... а не только в ногах проблема. А старая (ну скажем так, немодная, не новая) ночнушка Нины как раз и доказывала то, что чувства глубокие, проверенные, давние... Например, соблазнительная розовая была бы не убедительна! Детали имеют большое значение для восприятия!