Найти тему
Скрудж Макдак

Итоги года на Ozon, Wildberries и Я.Маркете. Кто больше всех продал

Оглавление

"Неплохо, совсем неплохо", - подумал я, увидев, с какими итогами крупнейшие российские маркетплейсы провожают уходящий год. Кажется, совсем недавно они просили приравнять их к "айтишникам", надеясь получить соответствующие льготы, опасались, что для них вот-вот закроются крупнейшие мировые рынки. Катастрофы не произошло, тем более что наиболее востребованные потребительские товары давным-давно производятся... нет, не на Малой Арнаутской, а в Китае.

Кстати, Ozon не только нарастил обороты, но и открыл осенью прошлого года новый офис в Китае, чтобы быть поближе к своим основным поставщикам. А "Яндекс Маркет" воспользовался любовью российского покупателя к продукции IKEA, заявившей "Я ухожу, разбирайтесь тут без меня". Свято место пусто не бывает - теперь этот маркетплейс продает продукцию российских заводов, выпускавших товары для IKEA. Как бы они не натянули нос шведам, купив весь российский бизнес вместе с гигантскими магазинами! Еще посмотрим, кто тут выиграл, кто проиграл!

Почему в России полюбились маркетплейсы

Не оправдались и сравнительно недавние прогнозы насчет падения продаж на маркетплейсах. Кто-то ждал, что россияне добровольно откажутся от соблазнов потребительского рая, прочно вошедших в наш повседневный быт, и начнут экономить деньги не только на излишествах, но и на самом необходимом? Как же, держи карман шире! Наш народ только распробовал удобства покупок на маркетплейсах и не собирается с ними расставаться.

Нет необходимости мотаться по магазинам, разыскивая нужный товар, стоять в пробке, не имея возможности добраться до вожделенного мегамаркета или, напротив, поскорее вернуться домой. К тому же поездка за покупками - чистое разорение.

Давайте-ка посчитаем, сколько стоит бензин, необходимый для того, чтобы заправить машину, сколько стоит пообедать в процессе шопинга всем семейством, чтобы не свалиться с ног во время очередного "марафона".

Да и поездки по магазинам на общественном транспорте - удовольствие не из дешевых. А если подумать, во сколько обходятся сделанные попутно разнообразные импульсивные покупки, от тысяча первого флакона шампуня или набора носок до очередной игрушки, которая наскучит через пару дней, получается, что закупки на маркетплейсах обеспечивают солидную экономию вместо того, чтобы проделать брешь в семейных финансах!

"Большая тройка" наращивает обороты

Итак, год Тигра, показавшего свой неукротимый нрав, оказался для основных российских маркетплейсов достаточно удачным. Один только Ozon объявил в конце осени о наращивании продаж не на десятки процентов, а почти в два раза. При этом значительная часть оборота пришлась на продажи в регионах, где нет ни столичного ГУМа, ни "Елисеевского" магазина, ни петербургской "Гостинки" и прочих известных на всю Россию храмов торговли, зато есть пункты выдачи Ozon, которые множатся как грибы после дождя.

Ну-ка, а как обстоят дела у Wildberries? Тоже неплохо - по предварительным подсчетам, обнародованным за несколько дней до Нового года, оборот этой компании также вырос вдвое. При этом почти 15% сотрудничающих с Wildberries представителей российского бизнеса сообщили, что им удалось заместить ушедшие с российского рынка компании и товары. Насколько удачным вышло это замещение, расскажут уже сами покупатели.

И наконец, "Яндекс маркет" сообщил, что выручка, как и количество активных клиентов, выросла по итогам 2022 года примерно на 50% по сравнению с показателями предыдущего года. Значит ли это, что он отстает от своих соперников? Я думаю, что рановато делать выводы на основании предварительных подсчетов. Дождемся окончательных итогов года, которые обычно становятся известными не под "елочку", а ближе к наступлению лета.

А вы как считаете, есть ли у российских маркетплейсов возможности для дальнейшего расширения рынка? Или предел почти достигнут и в ближайшее время они объявят о том, что уперлись в свой "потолок!"