Часть 1. История гонений
В 1916 г. в Камчатской области насчитывалось 35 церквей, 38 часовен
со святыми престолами и 42 школы. Камчатские церкви, особенно сельские,
были довольно бедные, лишь некоторые приходы в больших населенных пунктах
могли похвастаться наличием богослужебных предметов из драгоценных
металлов. Сельская церковь имела вид небольшого деревянного сооружения.
Ее внутреннее убранство обычно не отличалось разнообразием:
несколько икон в киоте, десяток бумажных икон, облачения священника и обязательные
богослужебные принадлежности (потир, лжица, дискос, воздухи,
покровцы и т. д.); несколько книг, пара стульев, стол, чайник и несколько травяных
дорожек, символизирующих заботу о церкви и бедность малочисленного
прихода.
Изъятие церковных ценностей и закрытие церквей и часовен началось
в 1923 г., после выхода Декрета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства
и школы от церкви».
Это могло увеличить доходы местного бюджета, а также дать представление камчадалам о серьезности новой власти и ее решительности в борьбе
с «религиозными заблуждениями».
Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства
и школы от церкви» начал реализовываться на Камчатке
следующим образом: В сельские и волостные ревкомы поступила инструкция, описывающая порядок реализации декрета на местах. В нее входили
следующие обязательные пункты: произвести регистрацию групп верующих
произвести опись
церковного имущества.
Ревком должен был принять имущество и вместе с описью передать его
в безвозмездное пользование зарегистрированной группе верующих.
Не предназначенные для богослужебных целей имущества:
дома, земли, угодья, рыбные промыслы подлежали немедленной
экспроприации. Преподавание религиозных вероучений в государственных,
общественных и частных учебных заведениях запрещалось.
Религиозные шествия (крестные ходы, например) допускались только с письменного
разрешения местной власти, причем заявления должно были подаваться
не позднее, чем за два дня до их совершения.
После того как местные власти описали имущество, верующим было
необходимо в кратчайшие сроки зарегистрироваться как религиозной группе.
Церкви до их регистрации пустовали, а власти стремились отдать их
на «общественные нужды». Для того, чтобы сделать свое положение легальным,
верующим необходимо было предоставить властям значительное количество
документов:
— протокол собрания верующих об организации религиозного общества
с указанием в нем пожелания взять имущество в свое ведение и лиц, ими
считающихся уполномоченными учредителями;
— список священнослужителей, если таковые имеются;
— устав общества, подписанный членами-учредителями;
— список верующих;
— договор об использовании церкви и церковного имущества;
— акт о приеме церковного инвентаря;
— опись церковного имущества.
Все документы предъявлялись в 3—5 экземплярах. Для малограмотного
камчатского населения нередко уже это являлось непреодолимым
препятствием.
На Камчатке данная кампания проводилась совместно с реализацией
Декрета об отделении церкви от государства. Все церковные ценности, какие
не удалось спрятать местному духовенству и верующим, попадали в местные
органы власти.
Иногда оставшиеся бесхозными церковные вещи тайком забирали верующие
или растаскивали местные жители для бытовых нужд (например,
в с. Мильково купель для крещения использовали в качестве тазика в бане).
Потрепанные облачения, богослужебные книги впоследствии могли использовать
как бутафорию в местном клубе.
Пик закрытия церквей и часовен пришелся на 1924—1926 гг. В марте 1925 г. передали «на культурно-просветительские цели» часовню
с. Машура. Часовню в Козыревске в это же время превратили в клуб. июля 1926 г. была передана под школу Паланская церковь. 3 октября 1925 г. по ходатайству Николаевского сельского общества, местную церковь также передали
под школу.
В Петропавловске постановлением губревкома от 9 сентября 1924 г. помещение
часовни передавали губкомхозу «с правом сноса», В с. Кихчик часовня перешла в распоряжение сельревкома. Местные комсомольцы
хотели использовать половину ее под клуб.
В с. Колпаково 8 июля 1926 г. часовню передали на «культпросвет нужды
». В 1924—1926 гг. была передана под «общественные нужды» или уничтожена
большая часть небольших сельских церквей и часовен. С 1928 по 1931 г.
закрылись все большие храмы Камчатки.
Церковь, с. Елизово, , закрыта 19 апреля 1930 г. После
закрытия передана под избу-читальню. Церковь, с. Паратунка, закрыта в 1925 г. После закрытия
передана под школу. Молитвенный дом, с. Большерецк, , закрыт 9 сентября
1924 г. После закрытия передан под школу. Церковь, с. Ключи, , закрыта в октябре 1931 г., состояние
после закрытия неизвестно. Церковь, с. Усть-Камчатск, закрыта в 1925 г., передана клубу, в 1926 г. возвращена
верующим. Собор, г. Петропавловск, закрыт 13 декабря 1931 г. После закрытия использовался
на культурные нужды города.