Найти тему

Новомученики и исповедники Камчатки

Часть 1. История гонений

В 1916 г. в Камчатской области насчитывалось 35 церквей, 38 часовен

со святыми престолами и 42 школы. Камчатские церкви, особенно сельские,

были довольно бедные, лишь некоторые приходы в больших населенных пунктах

могли похвастаться наличием богослужебных предметов из драгоценных

металлов. Сельская церковь имела вид небольшого деревянного сооружения.

Ее внутреннее убранство обычно не отличалось разнообразием:

несколько икон в киоте, десяток бумажных икон, облачения священника и обязательные

богослужебные принадлежности (потир, лжица, дискос, воздухи,

покровцы и т. д.); несколько книг, пара стульев, стол, чайник и несколько травяных

дорожек, символизирующих заботу о церкви и бедность малочисленного

прихода.

Изъятие церковных ценностей и закрытие церквей и часовен началось

в 1923 г., после выхода Декрета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства

и школы от церкви».

Это могло увеличить доходы местного бюджета, а также дать представление камчадалам о серьезности новой власти и ее решительности в борьбе

с «религиозными заблуждениями».

Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства

и школы от церкви» начал реализовываться на Камчатке

следующим образом: В сельские и волостные ревкомы поступила инструкция, описывающая порядок реализации декрета на местах. В нее входили

следующие обязательные пункты: произвести регистрацию групп верующих

произвести опись

церковного имущества.

Ревком должен был принять имущество и вместе с описью передать его

в безвозмездное пользование зарегистрированной группе верующих.

Не предназначенные для богослужебных целей имущества:

дома, земли, угодья, рыбные промыслы подлежали немедленной

экспроприации. Преподавание религиозных вероучений в государственных,

общественных и частных учебных заведениях запрещалось.

Религиозные шествия (крестные ходы, например) допускались только с письменного

разрешения местной власти, причем заявления должно были подаваться

не позднее, чем за два дня до их совершения.

После того как местные власти описали имущество, верующим было

необходимо в кратчайшие сроки зарегистрироваться как религиозной группе.

Церкви до их регистрации пустовали, а власти стремились отдать их

на «общественные нужды». Для того, чтобы сделать свое положение легальным,

верующим необходимо было предоставить властям значительное количество

документов:

— протокол собрания верующих об организации религиозного общества

с указанием в нем пожелания взять имущество в свое ведение и лиц, ими

считающихся уполномоченными учредителями;

— список священнослужителей, если таковые имеются;

— устав общества, подписанный членами-учредителями;

— список верующих;

— договор об использовании церкви и церковного имущества;

— акт о приеме церковного инвентаря;

— опись церковного имущества.

Все документы предъявлялись в 3—5 экземплярах. Для малограмотного

камчатского населения нередко уже это являлось непреодолимым

препятствием.

На Камчатке данная кампания проводилась совместно с реализацией

Декрета об отделении церкви от государства. Все церковные ценности, какие

не удалось спрятать местному духовенству и верующим, попадали в местные

органы власти.

Иногда оставшиеся бесхозными церковные вещи тайком забирали верующие

или растаскивали местные жители для бытовых нужд (например,

в с. Мильково купель для крещения использовали в качестве тазика в бане).

Потрепанные облачения, богослужебные книги впоследствии могли использовать

как бутафорию в местном клубе.

Пик закрытия церквей и часовен пришелся на 1924—1926 гг. В марте 1925 г. передали «на культурно-просветительские цели» часовню

с. Машура. Часовню в Козыревске в это же время превратили в клуб. июля 1926 г. была передана под школу Паланская церковь. 3 октября 1925 г. по ходатайству Николаевского сельского общества, местную церковь также передали

под школу.

В Петропавловске постановлением губревкома от 9 сентября 1924 г. помещение

часовни передавали губкомхозу «с правом сноса», В с. Кихчик часовня перешла в распоряжение сельревкома. Местные комсомольцы

хотели использовать половину ее под клуб.

В с. Колпаково 8 июля 1926 г. часовню передали на «культпросвет нужды

». В 1924—1926 гг. была передана под «общественные нужды» или уничтожена

большая часть небольших сельских церквей и часовен. С 1928 по 1931 г.

закрылись все большие храмы Камчатки.

Церковь, с. Елизово, , закрыта 19 апреля 1930 г. После

закрытия передана под избу-читальню. Церковь, с. Паратунка, закрыта в 1925 г. После закрытия

передана под школу. Молитвенный дом, с. Большерецк, , закрыт 9 сентября

1924 г. После закрытия передан под школу. Церковь, с. Ключи, , закрыта в октябре 1931 г., состояние

после закрытия неизвестно. Церковь, с. Усть-Камчатск, закрыта в 1925 г., передана клубу, в 1926 г. возвращена

верующим. Собор, г. Петропавловск, закрыт 13 декабря 1931 г. После закрытия использовался

на культурные нужды города.