К сожалению, в виду «нескромности» этой темы, мало у кого из очевидцев той эпохи можно почерпнуть сведения на эту тему. Но думается – и не безосновательно – что описание катастрофы в этом вопросе в губернском Тамбове (и в дальнейшем в тамбовской глубинке), сделанное А. Окнинским, скорее всего, можно распространить на все остальные города.
«Здесь кстати будет отметить, что страсть большевиков разрушать все до них существовавшее не минула и отхожие места на станции Тамбов. Когда я в конце октября 18-го года проезжал через Тамбов по пути на Ржаксу, то в здании станции имелись отдельные ватерклозеты для классных пассажиров обоего пола и, кроме того, в недалеком расстоянии от этого здания, на платформе, имелось простое отхожее место в восемь очков для проезжавших партий рабочих или солдат.
В начале же августа 19-го года ватерклозетами пользовались только одни железнодорожные служащие, доступ же к ним для пассажиров был закрыт, а имевшееся на платформе большое отхожее место уже полгода как было снесено для постройки на его месте клозетов, но к этой постройке еще не приступали. Легко можно себе представить, как такое положение могло затруднять пассажиров и какой вид должны были иметь станционные пути, если принять во внимание, что бывали дни, когда на этих путях стояло по нескольку часов до шести воинских поездов!
Такое положение продолжалось до весны 20-го года, когда на месте прежнего большого отхожего места сделали другое, временное, как говорили, но уже общее для мужчин и женщин, и притом всего для двух человек вместо прежнего на восемь человек».
Очевидец не решился произнести прямо то, что очевидно из его слов – все станционные пути были загажены нечистотами.
Вероятно, такая же ситуация была и с общественными туалетами в самих городах. Во всяком случае, по свидетельству Г. Князева, трамвайный павильон в самом центре Петрограда самопроизвольно был превращен в отхожее место («не пройти иногда, такой дух распространяется от этого злополучного места») - ситуацию исправили только к годовщине Октября, когда понадобилось там сделать трибуну.
Ситуация в деревнях, как можно было предположить, была значительно хуже. И тут уже дело было не в революции, а в самом образе жизни русского крестьянства, жившего в начале ХХ века ещё средневековыми понятиями о гигиене и санитарии.
Ещё в начале 1917 г. М. Горький возмущался ужасным положением в деревнях (а что ни говори, много странствовавший по России Горький был вполне в курсе событий). Половина детей умирает до 5-летнего возраста, почти все женщины страдают женскими заболеваниями, многие заражены сифилисом, «деревня погрязла в нищете, невежестве и одичании».
Как бы в подтверждении его слов, представляю интересную зарисовку жизни в типичной крестьянской избе на Тамбовщине, сделанную А. Окнинским:
«Наш квартирный хозяин оказался человеком развитым, неглупым и грамотным. Поэтому тем более поражала нас та грязь, среди которой он жил со своим семейством. Насколько в нашей горнице было чисто, настолько же в его избе было грязно. Печь была закоптелой; на ней и вокруг нее на стенах тараканы; лавки давно не мытые; пол грязный и плохо подметаемый. Белье на всех них заношенное и, наверное, с насекомыми, потому что все они постоянно чесали себя в разных местах тела и что-то там ловили. Поэтому проходить через избу было неприятно, особенно вечером, когда приходилось переступать через спящих на полу на соломе вповалку пятерых детей, покрытых грязными лохмотьями».
Не мудрено, что жившие в такой грязи крестьяне пренебрегали устройством туалетов, которых во всей деревне был только один – у кулака и сектанта Жабина:
«Степан Кузьмич Жабин был красивый человек среднего роста, лет шестидесяти, с небольшой с проседью бородкой, румяный, всегда чисто вымытый, в чистой рубашке навыпуск под жилетом. У него был дом на высоком фундаменте, состоящий из сеней, кухни и трех комнат. Кроме того, он имел хорошие хозяйственные постройки и даже... отхожее место, чем не мог похвастать ни один житель Подгорного, не исключая и Акима, считавшего, как и все прочие крестьяне, это приспособление излишним».
Остается только догадываться, куда ходили «по нужде» все остальные сельчане и кто все это потом убирал.
С вами были Красные и Белые, ставьте лайк 👍, если понравилась статья, подписывайтесь👆 и пишите комментарии✍️, это поможет продвижению канала.