Найти тему

Спасут ли частные клиники от приближающейся катастрофы в российском здравоохранении?

Оглавление

Начну свою статью с басни Ивана Андреевича Крылова: "Стрекоза и муравей", в котором наиболее ярко отражено состояние современного российского здравоохранения в образе "Стрекозы".

  • Попрыгунья Стрекоза
  • Лето красное пропела;
  • Оглянуться не успела,
  • Как зима катит в глаза.
  • Помертвело чисто поле;
  • Нет уж дней тех светлых боле,
  • Как под каждым ей листком
  • Был готов и стол, и дом.
  • Все прошло: с зимой холодной
  • Нужда, голод настает;
  • Стрекоза уж не поет:
  • И кому же в ум придет
  • На желудок петь голодный!
  • Злой тоской удручена,
  • К Муравью ползет она:
  • «Не оставь меня, кум милый!
  • Дай ты мне собраться с силой
  • И до вешних только дней
  • Прокорми и обогрей!» —
  • «Кумушка, мне странно это:
  • Да работала ль ты в лето?» —
  • Говорит ей Муравей.
  • «До того ль, голубчик, было?
  • В мягких муравах у нас
  • Песни, резвость всякий час,
  • Так, что голову вскружило». —
  • «А, так ты...» — «Я без души
  • Лето целое все пела». —
  • «Ты все пела? Это дело:
  • Так поди же, попляши!».

Картинка к басне Крылова "Стрекоза и муравей!. Взята из свободного доступа сети Интернет.  Стрекоза ( образ здравоохранения) пришла просить у муравья (частный сектор) помощи в организации оказания российскому населению медицинской помощи.
Картинка к басне Крылова "Стрекоза и муравей!. Взята из свободного доступа сети Интернет. Стрекоза ( образ здравоохранения) пришла просить у муравья (частный сектор) помощи в организации оказания российскому населению медицинской помощи.

После распада СССР наша страна вступила на новый этап капиталистического режима. Медицинские учреждения частной формы собственности смогли адаптироваться к рыночной системе экономики и притянуть к себе большую часть медицинских кадров, предложив кандидатам более выгодные условия для работы.

Государственные медицинские организации (в силу неграмотного реформирования) не смогли вписаться в рынок, сосредоточив в себе остатки советского наследия и растеряв большую часть кадровых ресурсов.

Давайте смотреть правде в глаза. Медицинские работники, как и все российские граждане нашей многонациональной страны, хотят получать приемлемую зарплату за свой труд, чтобы чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне, обеспечивая достойное проживание себе и своей семье.

В капиталистическом государстве за все приходится платить: за образование, за обследования, за право жить комфортной жизнью и так далее. Государственный строй поставил нас, российских граждан, в такие рамки!

Следовательно при всем уважении к пациентам, бессеребренником ты быть по определению не можешь. Либо тебе платит государство, либо пациент. Соответственно раз не обеспечивает достойной оплатой труда государство, медицинский работник идет работать туда, где ценят его труд- в частные клиники. Это логично!

А у нас в стране сложилась парадоксальная вещь: социализма давно нет, но поликлинику из социализма не вывели. Во времена СССР врачам много не платили, потому что не было положено. Как это врачу платить? За что? Врач и средний медицинский персонал должны служить народу, а не посягать на вознаграждение за труд!

Времена идут, а в медицинских организациях государственной формы собственности РФ наступает кризис, причем глубокий. Ковидная ситуация подлила масло в огонь : уходят из первичного звена последние энтузиасты-медики ,не выдержав свалившуюся нагрузку.

Частная клиника (в Европе). Взято из свободного доступа сети Интернет.
Частная клиника (в Европе). Взято из свободного доступа сети Интернет.

Частники придут на помощь отечественному здравоохранению

Безусловно, частные медицинские организации имеют на этом фоне явное преимущество, включая оснащение современным медицинским оборудованием.

Наверху смекнули: а почему бы не решать проблему государственных поликлиник за счет частного сектора? Уговорим частников работать по ОМС и навешаем на них определенные обязательства.

Поэтому региональные министерства здравоохранения совместно с ТФОМС стали разрабатывать приказы по маршрутизации пациентов на КТ-и МРТ-исследования, УЗИ и прочие диагностические исследования в частные медицинские организации, работающие в системе ОМС.

Некоторые регионы продвинулись в этом направлении дальше. Так, частники стали обслуживать определенные территории с целью оказания скорой (экстренной) медицинской помощи.

В связи с отсутствием специалистов в медицинских организациях государственной формы собственности некоторые региональные министерства здравоохранения разработали приказы по направлению пациентов на прием к врачам-специалистам по ОМС в частные клиники.

С одной стороны, благодаря частному сектору пациенты смогут получать медицинскую помощь по ОМС, не ожидая огромные очереди в поликлиниках.

С другой стороны, не решается главная проблема в здравоохранении -кадровый дефицит. Потому что для ликвидации кадрового голода в поликлиниках нужны огромные ресурсы, в том числе грамотное управление по всей иерархической системе здравоохранения РФ. А у нас, простите, полный бардак.. В региональных министерствах здравоохранения ( счастью, не во всех) постоянно меняются министры и их заместители, хаос, бюрократия, текучка кадров.. в медицинских организациях тот же кордебалет с бубнами, где крайним всегда остается врач. У народа есть также претензии и к МЗ РФ!

Поэтому менять сверху ничего не будут, проще перекинуть все проблемы в частные руки - народ доволен и деньги сэкономлены (медикам из первичного звена повышать зарплату не обязательно).

Я думаю, что это самая настоящая генеральная репетиция - переход к коммерческой медицине. Врачи узкого профиля скоро все разбегутся (после дорогой и малодоступной ординатуры в государственных поликлиниках не все захотят работать), а вместо поликлиник будут формироваться офисы врачей общей практики (ОВОП), где , дай Боже, останутся на приеме фельдшеры, если и те не уйдут в частные клиники.

Пациенты будут приходить на прием в ОВОП, а их медики станут направлять на обследования и консультации врачей-специалистов в частный сектор, но уже не по ОМС, а за счет личных средств. По ОМС пациента примут в ОВОП и на этом спасибо!

Переход приготовления лечебных блюд от пищеблоков к аутсорсинговым компаниям

Многие медицинские организации, подведомственные региональным министерствам здравоохранения, вынуждены экономить на внутрибольничных нуждах (снижение финансирование, кредиторская задолженность и так далее).

Одним из путей решения возникшей проблемы с экономией бюджетных средств является оптимизация ( то есть сокращение чего-то там) структурного подразделения с увольнением сотрудников по договоренности с региональным Минздравом. Так, многие учреждения ликвидируют пищеблоки, заключая договора с аутсорсинговыми компаниями по приготовлению лечебного питания.

Предполагается, что подрядчик, выигравший аукцион, обеспечит столовые медицинских организаций полноценным и качественным меню готовых лечебных блюд по Певзнеру ( подразделяющиеся на 15 пунктов, исходя из патологии стационарного больного))

Но на деле получается так, что по заключении контракта с аутсорсинговой компанией начинает страдать качество лечебного питания в стационарах, поскольку задачей аутсорсинговой компании - как и любой частной организации-заработать, чаще экономя на разнообразии лечебных блюд. И нередко получается, что на обед, завтрак и ужин больным подается непонятная серо-бурая масса с мелкими элементами белковых вкраплений ( от консервов, рыбных и мясных изделий).

В региональный Минздрав нередко поступают жалобы на частную клинику, работающую в системе ОМС, либо на качество лечебного питания, поставляемой коммерческой организацией. Однако, сделать Минздрав ничего не может, поскольку частники не подведомственны органу исполнительной власти.

Очень много сообщений граждане публикуют в социальные сети, жалуясь на службу скорой помощи (которая оказывается иногда частной организацией), на качество лечебного питания в больнице. Сообщения поступают на федеральную платформу "Инцидент менеджмент" либо "Вам решать" и отрабатываются на исполнение чиновнику Минздрава.

О рассмотрении жалоб в социальных сетях я подробно писала в статье:

Поскольку социальные сети не являются официальным адресом Минздрава, чиновники органа исполнительной власти не могут перенаправить обращения по компетенции, например, в Росздравнадзор или ТФОМС, предлагая гражданам в ответах на публикации обратиться к контролирующим органам самостоятельно с письменным заявлением.

Соответственно официальные обращения в 7-дневный срок перенаправляются по компетенции в контролирующий орган.

С аутсорсинговыми компаниями, которые обеспечивают медицинские учреждениями готовыми блюдами, дела обстоят посложнее.

Если они недобросовестно выполняют свои обязательства, и поступает на них жалоба от больных, а рычага прямого влияния на аутсорсинговые компании нет, то у регионального Минздрава встаёт вопрос:" куда перенаправить эти жалобы?".

Из надзорных органов, которые хоть как-то могут повлиять на работу коммерческой организации, является Роспотребнадзор (Росздравнадзор и ТФОМС, кто не в теме, контролируют только медорганизации). Но и туда направить жалобу гражданина можно, если есть весомые обстоятельства (больной обнаружил опарышей или тараканов в готовом блюде, плесень, еда приготовлена с нарушением гигиенических требований).

А так, качество готовой продукции должна контролировать бракеражная комиссия медицинской организации, и если данная комиссия имеет претензии по качеству и количеству леченых блюд, то разворачивает блюда и направляет их обратно (непосредственно аутсорсинговой компании).

Таким образом, Минздрав делегирует письма граждан главным врачам медорганизаций, чтобы руководители разобрались с частной конторой на месте.

Нередко бывает, что аутсорсинговая компания получает множество замечаний по своей работе от медицинских учреждений, но "кладет на это большой болт" и продолжает действовать в том же духе. Медицинская организация вынуждена разрывать с коммерческой организацией контракт и искать новую аутсорсинговую компанию и даже разворачивать снова работу пищеблока.

Таким образом, привлечение частных структур ухудшает контроль со стороны Минздрава, при этом не всегда улучшается ситуация в здравоохранении.

А что думаете Вы, дорогие читатели? Интересно узнать Ваше мнение!