➡️На берегу реки Иргиз раскинулось село Клевенка. Это обычное село, каких мною в нашей просторной Саратовской области. Но замечательна жизнь этого рядового села, и о ней стоит рассказать.
Готовясь к выборам в Верховный Совет СССР, трудящиеся Клевенки Проявляют огромный интерес к изучению» Сталинской Конституции и новою избирательного закона. Парторганизация и сельсовет
организовали в своем избирательном участке 28 кружков, но изучению Конституции и Положения о выборах, в которых занимаются свыше 640 человек. Лучшие люди колхозники села руководят этими кружками. Из занятий с исключительным интересом слушает молодежь бесхитростные рассказы пожилых колхозников о проклятом прошлом, о тяжелой, мрачной жизни крестьян при царизме, о печальной жизни далеких прошлых дней.
Гнет крепостнического строя, безземелье, нищета, эксплоатация и бесправие заставляли крестьян искать лучшей жизни. Они группами и в одиночку уходили из густонаселенных губерний на черноземные земли заволжских стезей. Так, в давние времена прадеды жителей села Клевенка перебрались сюда из Тульской губернии, в поисках «лучшей жизни». Ио эту хорошую жизнь так и не удалось им найти. И здесь—в Заволжье—они снова попали в кабалу к самарским помещикам и кулакам. И здесь жизнь была тяжелой и горькой, не знали бедняки и середняки волостного села Клевенки ни радости, ни веселья. За гроши они работали на помещиков и кулаков, жили впроголодь, в вечной нищете. Большая часть крестьян не в состоянии была заплатить подати и за это у них отбирали скот, домашнюю утварь. Еще мрачнее была жизнь в годы неурожая. Не имея хлеба, народ вымирал целыми семьями. За медицинской помощью обратиться было некуда.
В Клевенке, кроме трех кабаков, одной церкви и ветхой школы, ничего не было. Обирали крестьян все, кто мог и помещики, и кулаки, и волостные чиновники, и поп. У крестьянина Герасима Быкова поп взял последнюю корову за то, что обвенчал его старшего сына.
В самом конце села проходила граница помещичьей земля. Едва заходил на помещичью землю крестьянский скот, его загоняли, и владельцам скота приходилось выплачивать штраф. Так жили в селе Клевенке...
О жизни своего села, о прошлом рассказывают старые колхозники. Г. А. Иванников говорит:
— Мне сейчас 62 года. Когда мне пошел четвертый десяток, я стал посещать сельские сходки. На сходках и проводились «выборы» сельских старост. С каждого двора на сходку приходили самые старшие в семье. Кулачье еще задолго до выборной сходки спаивало сельчан. На сходе начиналась жеребьевка, а у кулаков кандидатуры подготовлены. А бывало и так: пригласят какого-нибудь мальчишку и заставляют его шары класть за того, кого им хочется провести в старосты.
Волостного старшину избирали выборные старики от каждого общества. Равенства тут никакого не было... Не то стало теперь, когда мы будем избирать не только свою сельскую, районную власть, но и самую высшую власть нашего советского государства —Верховный Совет СССР.
— До 22-х лет я, как и вся крестьянская молодежь, — рассказывает рабочий ссыпного пункта В. К. Шапошников, —не только не мог выбирать, но даже не смел близко подходить к зданию, где проходила сельская сходка. Потом меня «забрили» в царскую армию. Попал я во флот на броненосец «Потемкин». В революцию 1905 года наш броненосец восстал против царского режима. Не получив поддержки со стороны, мы бежали в Румынию. Вернувшись в Россию, я был отдан под суд. 6 месяцев сидел до суда, дали' мне 2 года тюремного заключения, лишив всех прав. Отбыв тюремное наказание, я в 1909 году вернулся в свое родное село Клевенку. Здесь мне запретили бывать на собраниях, громко разговаривать, встречаться с людьми. Раз в неделю я аккуратно являлся на отметку к уряднику. Так продолжалось до самой революции.
Сейчас мне 55 лет. Я с глубоким волнением и с огромной радостью перечитываю строки нового избирательного закона и вместе со всеми радуюсь исключительным нравам, которыми пользуются трудящиеся Советского Союза.
О тяжелой жизни женщин до революции рассказывает колхозница К. М. Береговская.
— В прошлом мы, женщины, жили, как рабыни. Возьму пример с себя. Детство мое прошло в горе и нужде. Вышла замуж —то же самое. В 1914 году забрали мужа на военную службу, я осталась одна с 6 детьми. Днем пахала, а ночью расшивала рубашки для кулацких детей, кружева. вязала. Так до самой революции жила, как говорится, света не видела. О том, как проходили выборы, я только изредка слышала разговоры. А вот при советской власти я не только участвую в выборах, но и сама избиралась. В течение 8 лег была я членом сельсовета, 3 года— членом райисполкома.
Мне уже 54 года, но я только при советской власти узнала хорошую и спокойную жизнь. Сейчас я имею корову, овец и ягнят. Всего у меня достаточно.
Вместе со всеми я готовлюсь к выборам в Верховный Совет. Хожу на занятия, изучаю избирательный закон. сердце радуется, когда слушаешь о замечательных правах женщин, предоставленных Сталинской Конституцией в нашей стране.
Знайте, девушки, что ваши матери в прошлом жили на положении рабынь! А какое счастье жить теперь! Великая Октябрьская революция изменила лицо деревни. Сейчас село Клевенку не узнать. От проклятого прошлого, но осталось и следа, на месте бывшей помещичьей усадьбы находится машинно-тракторная станция с мощным тракторным парком, комбайнами и автомашинами. В селе—неполная средняя школа, больница, почтовое отделение, изба-читальни, колхозный клуб, два магазина.
В этом году сняв богатый урожай, колхоз продает кооперации 3000 центнеров хлеба и приобретает еще одну автомашину, 20 фургонов, 3 сортировки, 500 листов кровельного железа, триер и другие промышленные товары. Больше 30 колхозников имеют велосипеды и столько же сдано заявок в кооперацию на велосипеды.
Колхозники получают на заработанные трудодни большое количество хлеба, например, колхозник В. Ф. Васин получает 744 пуда хлеба. 690 пудов полуямт на свою семью колхозник Сумбурен. 600 пудов—колхозник Толмачев.
Готовясь к XX годовщине Октября, колхозники приобретают велосипеды, швейные машины, костюмы. пальто, мануфактуру и другие товары. Только за один день сельский в0Июин продал колхозникам разных Промышленных товаров на 4.500 рублей.
В 1932-33 учебном году в селе Клевенке была открыта школа колхозной молодежи (сейчас это неполная средняя школа). За 4 года школа выпустила 160 человек. Многие ученики Клевенской школы закончили уже сейчас специальные учебные заведения и пополнили ряды советских специалистов. Двое работают агрономами, 18 человек — учителями.
34 воспитанника школы готовятся стать советскими специалистами. Многие сейчас учатся в высших учебных заведениях, в педагогическом училище, в сельскохозяйственном техникуме.
В старой, дореволюционной Клевенке грамотными были три человека: пои, учитель и «волостной писарь».
Сейчас в Клевенке выросла своя сельская интеллигенция: 9 учителей» 2 агронома. 2 медицинских работника. 42 человека работают в различных организациях и учреждениях бухгалтерами, счетоводами, техниками и т. д. И эта армия сельской интеллигенции оказывает сейчас большую помощь сельсовету и парторганизация в подготовке в выборы в Верховный Совет CССР.
С организацией колхоза в селе выросли новые кадры. Из числаКклевенской молодежи 15 человек работают шоферами, 9—комбайнерами. 43—трактористами, трое слесарями, 10 человек работают машинистами молотильных 45 машин и двигателей.
Двое, в том числе орденоносец Иван Землянский, получивший награду от правительства за проявленный героизм при охране грации своей родины, готовятся стать лейтенантами Красной Армии.
В дореволюционное время в Клевенке почти не было почтовой связи. Да и к чему она если и село в неделю поступало одно-два письма, либо от солдата с царской службы, либо от крестьянина-отходника, выбитого из колеи деревенской жизни. О газетах и о журналах и речи не было.
Теперь в Клевете имеется почтовое отделение, все учреждения телефонированы. Ежедневно почтовая автомашина доставляет галеты, журналы, письма и посылки. А областную газету «Коммунист», доставляемую и район самолетом, в Клевете читают в день ее выхода.
Вот обычный день почтового отделения. 6 октября 1937 г. отделение приняло денежных переводов на 690 рублей, выплатило по переводам 373 рубля, выдало пенных посылок на сумму 750 рублей.
В этот день «получено 405 экземпляров газет, 37 писем, 46 писем отправлено в различные города нашей страны.
Колхозники поучают большие доходы и свои сбережения несут в Сберегательную кассу. Сейчас. в средней, каждый вкладчик Клевенской сельской сберкассы имеет на сберегательной книжке больше 200 рублей. Число вкладчиков и сумма вкладов растет с каждым днем.
Таковы дела и дни одного села.
Радостно и весело сейчас живут Клевенцы, Воодушевленные Сталинской Конституцией и новым избирательным законом, они усиленно готовятся к выборам в высший орган государственной власти страны Советов. Ивантеевка(СарТасс)
#Краеведение #Ивантеевскийрайон #Саратовскаяобласть #Самарскаяобласть #Крайтрёхиргизов