Этнокультурный проект, в ходе которого создаются традиционные образцы кавказских клинков, реализуется казаками села Донского Ставропольского края. На вопросы портала «Кавказ Сегодня» отвечает автор и руководитель проекта, культуролог Мария Воеводина
- Мария, как возникла идея проекта?
- Идея возникла случайно. У нас в селе Донском есть кузница. Её работу мы с атаманом Александром Калининым решили превратить в проект. У атамана есть команда молодых ребят-кузнецов, желающих развиваться в кузнечном мастерстве, обычно передающемся из поколения в поколение. На Ставрополье такой преемственности нет, но существует в республиках Северного Кавказа.
- Где удалось побывать?
- Съездили на территорию Дагестана – в Махачкалу, Кизляр, аулы Амузги и Кубачи. Были в Майкопе и в Нальчике. Во всех населённых пунктах общались не только с кузнецами, но и со знатоками местной культуры. Например, в Майкопе познакомились с Викторией Едиджи - руководителем творческого объединения «Ошад», которое занимается сохранением адыгской культуры. В Нальчике - с Феликсом Наковым, гендиректором Национального музея КБР, специалистом по черкесскому холодному оружию. Все эти встречи нас приятно удивили и вдохновили.
- Наверное, здесь следует говорить и об установлении добрососедских, дружеских связей между регионами?
- Конечно! Лучше узнавая друг друга, изучая секреты мастерства, мы становимся ближе, способствуем взаимному доверию и уважению. Эта линия сохраняется на всём протяжении проекта. Создан онлайн-курс «Кавказская сталь на страже мира», ориентированный на жителей всего Северного Кавказа. Четыре тысячи школьников могут бесплатно пройти его. Он состоит из восьми уроков о каждом из субъектов СКФО – о народах их населяющих, о культурных традициях и обычаях.
- У каждого народа своя оружейная культура, основанная на его этноконфессиональных особенностях. Соответственно, существует и казачья культура оружия?
- Оружие у казаков – одна из основ. Мальчику с рождения в люльку клали кинжал - для привыкания к нему и готовности практического применения уже с 6 лет. Клинок туго входил в ножны, чтобы мальчик мог набраться силы и вынуть его оттуда. С этого момента вся жизнь его была подчинена тренировкам воинских качеств и силы духа.
- Оружие ведь имеет ещё и эстетическую ценность? Сохраняются ли эти традиции у нынешних оружейников?
- У всех мастеров есть традиция украшать своё оружие. У каждого, как правило, своё клеймо. Что же касается традиционного стиля – сейчас это не так распространено. Многое делается по желанию клиента. И если раньше у каждого первого мужчины был клинок, то сейчас это могут позволить себе только коллекционеры или состоятельные любители оружейной культуры. Но в регионах СКФО есть определённая общая тенденция изготовления оружия – назовём её условно кавказской.
- В рамках проекта «Кавказская сталь» сколько уже изготовлено единиц оружия?
- Сейчас на кузне изготавливается 15 образцов – шашки, кинжалы, в том числе и оружие для женщин-казачек.
- Насколько, на Ваш взгляд, тема проекта важна и перспективна?
- Сегодня на территории Северного Кавказа это более чем важно. У молодёжи всегда есть потребность в традиционных базовых ценностях. Но зачем их придумывать, если они уже есть – признанные поколениями и проверенные временем? Ответ, по-моему, очевиден.
Фото предоставлено М. Воеводиной.
Олег Пономарев