Арман Джумагельдиев, один из самых известных криминальных авторитетов Казахстана по прозвищу Дикий Арман, из СИЗО ответил на вопросы Orda.kz.
Арман Джумагельдиев – личность весьма неоднозначная. Но уже можно точно сказать, что в свои 38 он вошёл в историю и Старого, и Нового Казахстана. Редакция Orda.kz через адвокатов отправила свои вопросы Дикому Арману, который сейчас содержится в СИЗО ДКНБ Алматы. Мы приводим его ответы практически без купюр в формате «Вопрос-ответ».
Мы задали много вопросов, которые касались как событий Кровавого января, так и его прошлого, в принципе, не ожидая, что он вообще ответит на них. Сразу оговоримся, у нас не было намерения обелить Армана Джумагельдиева. Просто мы, как и все, хотим пролить свет на события, которые затронули каждого казахстанца.
Из-за того, что интервью получилось объёмным, мы разделили его на две части. Первая из них непосредственно касается событий 5–7 января 2022 года в Алматы, и той роли, которую сыграл в них Дикий Арман.
Orda.kz: Что на самом деле происходило в гостинице «Казахстан» и как вы там оказались? На видео рядом с вами был Кайрат Кудайберген. Какие у вас с ним отношения?
Арман Джумагельдиев: Про гостиницу «Казахстан» могу сказать следующее. 5 января 2022 года вечером кто-то из ребят, находившихся рядом со мной, сказал мне, что Кайрат Кудайберген собирает всех, кому не безразлично будущее страны, в гостинице «Казахстан». После чего я направился туда. Когда я подъехал, там уже собралось много людей: спортсмены, бизнесмены, депутаты, аким, прокурор, видные деятели и просто добровольцы. И там я во второй раз встретил Кайрата Кудайбергена. После чего мы все зашли в ресторан гостиницы «Казахстан Ballroom», где начали обсуждать ситуацию в Алматы и как бороться с мародёрами.
Каждый выкрикивал своё мнение, кто-то из толпы сообщил, что видел людей на площади, которые раздавали оружие. После чего я у него спросил: «Можешь ли ты их опознать людей?» На что он ответил: «Могу». Я попросил ребят съездить с ним на площадь и задержать этих провокаторов.
Кайрат Кудайберген сказал, что надо пойти на площадь убирать мусор. На что кто-то предложил поставить юрты, раздавать еду и горячий чай, тем самым успокоить митингующих, чтобы перевести их в мирное русло. Я согласился с ним и предложил собрать людей и провести разъяснительную работу среди митингующих для прекращения беспорядка, объединиться и начать вести мирный диалог с государством.
Также я хотел вычислить среди толпы провокаторов и инициаторов, которые настраивали людей на беспорядки. Чтобы урегулировать всю чрезвычайную обстановку в Алматы, избежать многочисленных жертв среди мирного населения и потерю независимости. Всё, что происходило в гостинице «Казахстан» и о чём я выступал – имеются видео и свидетельские показания.
Арман Джумагельдиев: В гостиницу «Казахстан» добровольцы приводили тех мародёров и преступников, которых задерживали на месте преступления. Среди них были насильники, грабители, разбойники, провокаторы и представители ДВК (Демократический выбор Казахстана – общественно-политическое движение, признанное в РК экстремистским – Прим. ред.). И все эти люди, по моему мнению, находились под воздействием наркотического и алкогольного опьянения.
Арман Джумагельдиев: Из-за того, что на тот момент отсутствовали правоохранительные органы, 102 не работало, пойманных людей мы вынуждены были держать в гостинице «Казахстан». Я думаю, добровольцы приводили мародёров в гостиницу из-за того, что на тот момент отсутствовали правоохранительные органы, но гостиница была единственным местом, где защищали мирных граждан и раздавали продукты питания. Сотрудники готовили горячую еду и раздавали её всем нуждающимся. В это тяжёлое для страны время я организовал раздачу продуктов питания всем нуждающимся и пострадавшим казахстанцам. Это подтверждается многочисленными видеоматериалами и свидетельскими показаниями.
Некоторых задержанных опрашивали, у них было изъято оружие, наркотические средства и ворованные, по моему мнению, предметы. Некоторые добровольцы на эмоциях били задержанных, и я просил не трогать их, так как я понимал, что они находятся под воздействием наркотических веществ, выкрикивают нецензурную брань и не дают отчёт своим действиям. Я просил добровольцев согласовывать все действия с прокурором, на тот момент находившимся в гостинице «Казахстан».
Находясь в «Казахстане», я призывал людей не поддаваться провокациям, так как среди митингующих было много мирных граждан, которые с надеждой вышли на площадь ради глобальных перемен, реформ и улучшения социальной жизни. Всех задержанных при первой возможности мы передавали представителям власти.
Хочу обратить внимание на тот факт, что с Кайратом Кудайбергеном я впервые познакомился 5 января прошлого года на площади возле монумента Независимости, где он подошёл ко мне, поздоровался – именно в тот момент мы и познакомились. Он также призывал митингующих прекратить беспорядки.
Orda.kz: Есть реальные люди, которые были задержаны и доставлены в гостиницу «Казахстан», и они утверждают, что вы лично избивали их. Так что там было на самом деле?
Арман Джумагельдиев: Всех, кого задерживали на месте преступления, по словам добровольцев, приводили в гостиницу «Казахстан». Я со своей стороны призывал всех, кому небезразлична судьба страны, вести борьбу с мародёрами и провокаторами, которые нападали на здание департамента полиции, акимата, резиденции президента и на силовиков. В тот момент провокаторы раздавали присутствующим наркотический анальгетик «Трамадол», оружие и призывали к свержению действующего конституционного строя путём кровопролития мирных граждан и силовых структур. Все эти факты, которые есть на видео, подтверждаются свидетельскими показаниями.
Я лично никого не задерживал, но не отрицаю, что в некоторых моментах опрашивал пойманных мародёров и сторонников ДВК с целью узнать, где находится их штаб, откуда они взяли оружие, наркотические вещества, связаны ли они с террористами. На тот момент объявили, что на территорию Казахстана проникли 20 тысяч террористов. И я задавал им вопросы: связаны ли они с Аблязовым, потому что считаю его самым главным террористом нашей республики.
Некоторых из них я бил, один из них был под воздейсвием наркотиков, так как был неадекватен и кричал, что умрёт за Аблязова. Другого, по словам добровольцев, поймали – он пытался изнасиловать маленькую девочку, но ему помешали и привели в гостиницу «Казахстан». Я на эмоциях пнул его пару раз.
Арман Джумагельдиев: Мои адвокаты много раз ходатайствовали о проведении очных ставок с потерпевшими и с людьми, показания которых отличаются от моих. Я готов был каждому доказать, где они совершали преступления, в каком месте их задержали, что у них были изъяты трамадол, оружие, средства защиты (каски, бронежилеты, щиты), принадлежащие, по моему мнению, сотрудникам полиции либо военным. Однако руководитель МСОГ (Межведомственная следственно-оперативная группа – Прим. ред.) ответил на ходатайство моих адвокатов, что ни с кем у меня противоречий нет.
По моему мнению, руководитель МСОГ понимает, что если следствие будет вестись всесторонне и объективно, то все мои доводы подтвердятся. Тогда получилось бы, что в феврале 2022 года генеральный прокурор РК ввёл в заблуждение весь парламент и народ Казахстана, когда он выступил и объявил меня виновным, что я задерживал невиновных людей, нападал на административные здания, был зачинщиком массовых беспорядков, и мне терять было нечего.
Самое главное нарушение со стороны генерального прокурора – презумпция невиновности, предусмотренная Конституцией и международным пактом, согласно которым лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором. И это основной закон, который должен защищать орган дознания. Однако прокуратура грубо нарушает его, объявив меня виновным в преступлениях.
После вышеуказанных нарушений со стороны прокуратуры РК я считаю, что ни о никаком всестороннем и справедливом следствии речи быть не может. И руководитель МСОГ, являясь специальным прокурором, по моему мнению, все 11 месяцев следствия занимался фальсификацией дела, угрожая, запугивая, заставляя давать ложные показания участников уголовного дела, тем самым подгоняя официальную версию следствия под выступление генерального прокурора РК.
Имеются многочисленные факты и подтверждения моим словам. Каким-то чудесным образом мародёры, которые находились в СИЗО, через 7–10 дней после моего задержания превратились в потерпевших мирных граждан. Я понимаю, что выбор у них был не велик: или быть мародёром и сидеть в тюрьме, либо стать потерпевшим и выйти на свободу.
Арман Джумагельдиев: Считаю, что даже если бы они были невиновными, правовую оценку их действиям давали сотрудники из АГОШ (Алматинский городской оперативный штаб – Прим. ред.), так как именно их сотрудники закрывали мародёров в ИВС, и то после допроса дознавателя, где мародёры, по моим сведениям, признавались в совершённых преступлениях. Насколько я знаю, в АГОШ входили сотрудники МВД, КНБ, ДЭР (Департамент экономических расследований – Прим. ред.) и военные. По логике руководителя МСОГ, тогда в отношении всех участников АГОШ должны были возбудить уголовные дела, так как они закрывали невиновных людей в изолятор временного содержания.
Исходя из вышесказанного: ко мне какие должны быть претензии со стороны руководителя МСОГ и следствия в целом? Ведь у каждого преступления есть мотив и умысел. В чём заключается мой мотив задерживать «невиновных» людей и передавать их в АГОШ?.
Также хочу отметить, чтобы дискредитировать меня на всю страну, органы следствия и прокуратуры обвинили меня в том, что от моих рук скончался человек, хотя им прекрасно известно, что есть свидетельские показания, видео из контейнера и экспертиза, в которых сказано, что человек умер 7 января 2022 года в штабе силовиков в аэропорту. По этому делу сейчас проходит судебный процесс в отношении сотрудников, которых подозревают в смерти этого человека. Зная этот факт, руководитель МСОГ и представитель Генеральной прокуратуры делают из меня преступника и организатора массовых беспорядков.
Я понимаю, фокус внимания сместили на меня, чтобы создать негативное мнение в обществе, тем самым прикрыть настоящих убийц и провокаторов, виновных в кровопролитии мирных граждан.
У меня много вопросов к следствию, а также к Генеральной прокуратуре… Где те, кто нападал на здание департамента полиции, акимата, резиденцию президента, аэропорт, больницы, магазины, торговые центры и на силовиков? Почему по ним молчат? Кто эти люди? Кто ими руководил?
Арман Джумагельдиев: Меня удивляют депутаты, которые, выслушав генерального прокурора, не поправили его, сказав, что он нарушил мои конституционные права, показывая свою некомпетентность и незнание Основного закона, представителями которого они являются. Одним словом, «Скотный двор» Джорджа Оруэлла.
Orda.kz: Про вас говорят, что вы работали на Комитет национальной безопасности. Экс-глава пятого департамента КНБ Руслан Искаков, который занимался контрразведывательным обеспечением правоохранительных органов, сейчас даёт показания, что Самат Абиш ему приказал спасти полицейских в Алматы, а для этого привлечь вас. Он обращался к вам?
Арман Джумагельдиев: По поводу знакомства с Искаковым Русланом могу пояснить. 5 января 2022 года в обеденное время мне позвонил Искаков и попросил выйти на площадь с целью спасти людей из акимата, среди которых были сотрудники полиции. Я согласился помочь, потому что понимал, что если начальник пятого управления КНБ просил спасти заложников, значит, ситуация критическая и Казахстан под угрозой, мы могли потерять независимость страны, так как силовики не контролировали ситуацию. Я считал своим долгом выйти на площадь, спасти заложников и остановить беспорядки.
К тому времени, как я пришёл на площадь, акимат уже горел. Я попросил ребят зайти в акимат и посмотреть, есть ли там заложники, но там никого не было, кроме толпы, которая выносила вещи. Я увидел людей на площади, некоторые из них были вооружены и в бронежилетах, которые они отобрали у сотрудников полиции. Творился полный хаос, никто никого не слушал, всё вокруг крушили и жгли. Некоторые провокаторы на пожарной машине призывали людей нападать на департамент полиции, на аэропорт и другие административные здания.
На площади толпа митингующих разделилась: некоторые нападали на сотрудников полиции, другие призывали к свержению государственного строя, третьи стояли возле монумента и кричали: «Шал кет!», четвертые нападали на резиденцию, пятые грабили рестораны и выносили спиртные напитки, шестые ходили с оружием в руках, касками и щитами, которые отобрали у сотрудников полиции.
После всего увиденного я посчитал, что единственным выходом остановить массовые беспорядки было объединить и успокоить всех митингующих, чтобы направить их в мирное русло, а также наладить диалог представителей власти и митингующих. Я планировал вычислить среди митингующих провокаторов, террористов, которые, прикрываясь мирными протестующими, подталкивали их к массовым беспорядкам для свержения действующей власти.
Я начал выступать перед толпой, призывая их не слушать провокаторов, не нападать на административные здания, не бить сотрудников полиции, так как они такие же граждане Казахстана и наши братья. Я им говорил: если хотите, чтобы представители власти вас услышали, прекратите беспорядки и придите к мирному диалогу, иначе все это может привести к многочисленным жертвам среди мирного населения и потере суверенитета страны.
Я предложил позвать аксакалов либо выйти лидерам или же создать народный совет, которые вступят в диалог с представителями власти, затронув социальные проблемы, в числе которых списание кредитов, решение вопроса с утильсбором, повышение зарплат.
Меня многие услышали и поддержали, после чего я увёл 500 человек от нападения на резиденцию. Я и добровольцы спасли четырёх сотрудников, которых окружила толпа, и они в тот момент находились в салоне машины. Но некоторые представители ДВК, видя, что митингующие поддерживают меня и соглашаются с моими доводами, начали кричать, чтобы меня не слушали, что я работаю на КНБ и человек Назарбаева.
Целью этих людей была дискредитация меня перед народом. Они хотели помешать мирному диалогу. Так как, по моему мнению, провокаторы хотели свергнуть действующую власть. Из-за этого на тот момент у меня возник конфликт с этими людьми, когда я сказал, чтобы народ не слушал ДВК и Аблязова, потому что он настоящий «к…с» (мужской половой орган на казахском языке – Прим. ред.). После чего митингующие разделились, из которых большая часть меня поддержала, и они попросили, чтобы приехали представители власти.
После этого я позвонил Руслану Искакову и спросил, могут ли выйти сотрудники акимата к митингующим. Я заявил, что гарантирую их безопасность. Я посчитал, что таким образом можно было мирно урегулировать этот конфликт и остановить массовые беспорядки, которые творились в Алматы. Искаков на это мне ответил, что никто не придёт, все боятся за свою жизнь, никто не хотел брать на себя ответственность.
После чего я уехал с площади в гостиницу «Ритц-Карлтон». Хочу обратить внимание на тот факт, что Искаков пояснил, что просьба исходила не от него лично, а от всего руководства АГОШ. Я думаю, что если бы на меня не было покушения со стороны провокаторов и представителей партии ДВК, я бы сумел объединить митингующих и остановить беспорядки. Можно было избежать многочисленных жертв среди мирного населения и ввода в страну войск ОДКБ для подавления беспорядков, что само собой является унижением для всех силовых структур страны. И в итоге это привело к Кровавому январю.
Привлекался ли Дикий Арман для защиты больниц? Сдавал ли людей КНБ? Где и как его задержали? И кто, по мнению самого известного бунтовщика Казахстана, стоял за январскими беспорядками? На эти и другие вопросы он ответил нам сам в эксклюзивном интервью.