ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (28–13 ВВ. ДО Н.Э.): III–VI ДИНАСТИИ.
Сформировавшаяся к 28 в. до н.э. социальная система представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял царь, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Гора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало. Материальной основой монархической власти являлось обширное царское хозяйство («дом царя»), состоявшее из огромных поместий, разбросанных по всей долине Нила. Само его имя было священным, и его запрещалось произносить; поэтому его называли фараоном – «пер-о» («великий дом»).
Ниже фараона находилась аристократия, в обязанность которой вменялось обслуживать фараона-бога (придворные), помогать ему управлять Египтом и исполнять его волю (чиновники), почитать его самого и его родственников-небожителей (жрецы). Как правило, представители знати одновременно исполняли все три функции. Принадлежность к высшему слою носила наследственный характер. В составе знати выделяются две основные группы – столичная сановная аристократия и правители номов (номархи), – между которыми не было четкой грани: часто номархи занимали должности в центральном аппарате, а высшие чиновники управляли отдельными областями. Вельможи имели крупные земельные владения, состоявшие из «личного дома» (земля и имущество, передававшиеся по наследству или приобретенные), и условного держания, предоставляемого фараоном на время исполнения ими определенных должностей. В качестве жрецов они получали контроль над обширными храмовыми хозяйствами. Поместья, принадлежавшие вельможам и храмам, облагались налогами и повинностями; в редких случаях фараон за особые заслуги освобождал от них сановника или храм.
Нижний слой состоял из крестьян-общинников (нисутиу, хентиуше) и работников поместий (мерет, хемуу). Нисутиу сидели на земле, обладали орудиями труда и личным имуществом, платили налоги и несли повинности в пользу государства. Хемуу исполняли различные работы в царских, храмовых или частных хозяйствах, используя орудия труда и сырье с господского двора и получая за свой труд одежду и пропитание; жили в «селениях» при поместьях. Хемуу были организованы в рабочие отряды, руководители которых считались государственными служащими. Рабочие отряды храмовых и частных хозяйств использовались также и для выполнения государственных повинностей (строительство пирамид, ирригационных сооружений, дорог, транспортировка грузов и т.д.). Положение хемуу мало отличалось от положения самой низкой социальной категории египетского общества – рабов (бак), состоявших в основном из военнопленных (государство отрицательно относилось к обращению в рабство коренных египтян). В этот период они еще не образовывали значительного социального слоя, и их роль в экономике и обществе была скромной.
Главная функция древнеегипетского государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. Она находилась в ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном. Центральную администрацию возглавлял верховный сановник (чати), направлявший деятельность исполнительных и судебных институтов; в то же время из сферы его ведения была изъята армия. Ему подчинялись различные ведомства: по надзору за ирригационной системой, скотом, ремесленниками, по организации общественных работ и сбору налогов, «шесть великих дворов» (судебные инстанции). Каждое из них делилось на два подразделения – для Верхнего и для Нижнего Египта. Особое военное ведомство («дом оружия») отвечало в случае необходимости за созыв общеегипетского ополчения и за систему крепостей, разбросанных по всей стране; армия состояла из отрядов египтян-пехотинцев, вооруженных луками и стрелами, и вспомогательных наемных отрядов («мирные нубийцы»). Номовая администрация, возглавлявшаяся номархами, копировала структуру центрального. Ей подчинялись советы (джаджат, кенбет), управлявшие поселениями-общинами; они следили за локальными ирригационными системами и вершили суд.
В правление III династии (28 в. до н.э.), основанной фараоном Джосером, происходит усиление государственной централизации и укрепление царской власти: создается единая ирригационная система, расширяется бюрократический аппарат, проводится активная внешняя политика, устанавливается особый культ фараона-бога (гигантские гробницы – пирамиды). Фараоны стремятся встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. Прежде всего они пытаются установить контроль над номовым управлением, ликвидировав наследственную власть номархов. Однако добиться этого удается только IV династии (28–27 вв. до н.э.), при которой фараоновский абсолютизм достигает своего пика, особенно в правление Снофру, Хуфу (Хеопса), Джедефра, Хафра (Хефрена) и Менкауры (Микерина): утверждается практика назначения номархов центральной властью и их постоянного перемещения из нома в ном, ведущие должности в центральном аппарате оказываются в руках представителей царствующего дома. Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизуются огромные трудовые и материальные ресурсы. Во внешней политике нарастает агрессивность; окончательно определяются три ее основных направления – южное (Нубия), северо-восточное (Синай, Палестина) и западное (Ливия). Как правило, походы носят грабительский характер (захват пленных и полезных ископаемых); в то же время Египет стремится установить систематический контроль над рядом территорий для их хозяйственного освоения (Синай, Нубия).
Строительство пирамид и внешнеполитическая экспансия приводят к перенапряжению сил египетского общества и к политическому кризису, в результате которого IV династию сменяет V (26–15 вв. до н.э.); ее основатель – фараон Усеркаф. Ее представители сокращают масштабы строительства пирамид и делают уступки столичной знати (высшие должности перестают быть монополией царствующего дома). В целях сплочения общества культу бога Ра придается общегосударственный характер (утверждается концепция происхождения фараонов от Ра). Стабилизация внутриполитического положения позволяет возобновить активную внешнюю политику: продолжаются грабительские походы в Азию и Ливию, на юге египтяне доходят до третьего порога, организуются экспедиции на юг Красного моря (Пунт) и в Финикию.
Внешнеполитическую агрессию продолжают и первые фараоны VI династии (25 – середина 23 в. до н.э.) – Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II. Однако при них возрастает могущество номовой знати, прежде всего в Верхнем Египте; должности номархов вновь становятся наследственными; представители ряда номарших родов занимают высокие посты в центральном аппарате управления и вступают в родственные отношения с правящим домом (номархи Тины). Номархов хоронят уже не подле царских усыпальниц, а в номах; их гробницы становятся все более роскошными. Центральная власть постепенно слабеет, ее экономические возможности сокращаются: распространяется практика иммунитетных пожалований, номархи постепенно устанавливают контроль над царскими хозяйствами. При последних фараонах VI династии царская власть приходит в полный упадок. Политический кризис середины 23 в. до н.э. приводит к ее падению и фактическому распаду государства на самостоятельные княжества.
ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (СЕРЕДИНА 23 – СЕРЕДИНА 21 ВВ.): VII–X ДИНАСТИИ.
В правление VII и VIII династий власть мемфисских фараонов была лишь номинальной; в Египте царила политическая анархия. Утрата государственного единства стала причиной развала общеегипетской ирригационной системы, вызвавшего экономический кризис и массовый голод; северные провинции периодически подвергались набегам азиатских кочевников и ливийцев. Неспособность номов собственными силами справиться с экономическими трудностями усилила объединительную тенденцию. Первым претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. Его правителям удалось подчинить Дельту и верхнеегипетскую область Тина, отразить вторжения кочевников и укрепить северные границы; начиная с Ахтоя (Хети), они претендовали на титул царей всего Египта (IX–X династии). Однако в своей борьбе за объединение Египта Гераклеопольское царство встретило соперника в лице образовавшегося на юге Фиванского царства, контролировавшего долину Нила от Абидоса до 1-го порога. Их конфронтация завершилась в конце XXI в. до н.э. победой Фив при фараоне Ментухотепе, основавшего XI династию. Целостность Египетского государства была восстановлено.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2005–1715 ДО Н.Э.): XI–XIII ДИНАСТИИ.
Реставрация сильного централизованного государства позволило восстановить единую ирригационную систему, обеспечить определенный экономический прогресс (более совершенный плуг, новая порода тонкорунных овец, первые бронзовые орудия, пастовое стекло), возобновить прерванные торговые контакты и начать освоение заболоченных территорий в Дельте и в Фаюмской котловине, которая превратилась в Фаюмский оазис. Периодом наибольшего расцвета Среднего царства стало правление XII династии (1963–1789 до н.э.). Ее основатель Аменемхет I (1963–1943 до н.э.) перенес столицу из Фив в построенный им на границе Нижнего и Верхнего Египта город Иттауи («Соединяющий две страны»), окончательно утвердив государственное единство. Однако в своей политике централизации Аменемхет I и его ближайшие преемники Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II и Сенусерт III столкнулись с противодействием наследственной номовой знати, значительно усилившейся в Первый переходный период; она тесно смыкалась с провинциальным жречеством и контролировала местные военные отряды и государственную собственность. Фараоны восстановили прежний аппарат управления, но экономическая база их власти была ограничена: по своим размерам царское хозяйство Среднего царства значительно уступало царскому хозяйству эпохи III–VI династий. В своей борьбе с номархами XII династия нашла опору в средних слоях («малых»), активно привлекая их представителей на государственную службу (из них, например, комплектовалась царская гвардия – «сопровождающие властителя») и вознаграждая их землей, рабами и имуществом. При поддержке «малых» Аменемхету III (1843–1798 до н.э.) удалось сломить могущество номовой аристократии, ликвидировав наследственную власть в номах; символом торжества над провинциальным сепаратизмом стал построенный при въезде в Фаюмский оазис Лабиринт – царский заупокойный храм, в котором были собраны статуи номовых богов.
Фараоны XII династии возобновили активную внешнюю политику правителей Древнего царства. Аменемхет I и Сенусерт I несколько раз вторгались в Нубию; она была окончательно покорена Сенусертом III, сделавшим южной границей Египта крепости Семне и Кумме у 2-го порога Нила. Периодически совершались походы в Ливию и Азию. Синайский п-в вновь стал египетской провинцией; в зависимость от Египта попали южная Палестина и часть Финикии.
Социальная система Среднего царства отличалась от предшествующего периода большей мобильностью и особой ролью средних слоев: государство облегчало переход с одних этажей социальной лестницы на другие. Значительно изменился состав элиты: рядом с потомственной столичной и номовой аристократией утвердился влиятельный слой служилой знати. Широко распространилось условное держание земли за службу. Ведущую роль в экономике стали играть средние поместья. Увеличилось и число мелких землевладельцев. Трудовое население («царские люди») было объектом политики государственного учета и регулирования рабочей силы: по достижении определенного возраста все «царские люди» переписывались, распределялись по профессиям (земледельцы, ремесленники, воины и т.д.) и посылались на работу как в царские и храмовые поместья, так и в поместья крупных и средних чиновников. Возросло количество рабов, главным источником которого оставались войны. Их использовали преимущественно в средних частновладельческих хозяйствах, собственники которых обычно мало выигрывали от централизованного распределения трудовых ресурсов.
Несмотря на укрепление царской власти при XII династии, в египетском обществе сохраняется социальная и политическая напряженность. Острые противоречия существуют внутри элиты, между центром и провинциями, углубляется недовольство «царских людей»; аристократия периодически организует заговоры против фараонов (от рук заговорщиков погибли Аменемхет I и Аменемхет II), номархи поднимают восстания (при Аменемхете I, Сенусерте I, Сенусерте II), свирепствует политический сыск. Первые симптомы ослабления центральной власти обнаруживаются уже при последних правителях XII династии (Аменемхете IV и царице Нефрусебек). Этот процесс усиливается при XIII династии, когда престол становится игрушкой в руках соперничавших группировок знати; тем не менее распада государства не происходит, административный аппарат продолжает функционировать, Египет удерживает под своим контролем Нубию. Политическая нестабильность и резко ухудшившееся экономическое положение, однако, приводят ок. 1715 до н.э. к социальному взрыву – восстанию низов: восставшие захватили и разрушили столицу, убили фараона, экспроприировали государственные запасы зерна, уничтожили податные списки и описи, подвергли преследованию чиновников и судей. Это движение, в конце концов подавленное, нанесло смертельный удар Среднему царству.