Тема античности не покидает наш блог, но на этот раз поговорим о ней в новой рубрике, посвящённой плохим книгам. Мы назвали эту рубрику "казематами" - этакой темницей, куда будут ссылаться всяческие негодные опусы :-)
Первым почётным ссыльным становится не раз уже упомянутая мной "Песнь Ахилла" Мадлен Миллер. Разберёмся, что не так с этой книгой.
Современные обработки древней мифологии стали крайне модными. Постоянно вижу в книжных магазинах то что-то про Одина, Локи и Рагнарёк, то про Аматэрасу и Цукуёми, то про несчастных древних греков с их извечными сюжетами. И конечно же, Троянский цикл будоражит фантазии разных авторш, и все они хотят запечатлеть себя в веках путём вольного перессказа всем известной истории.
– Я буду жонглировать. Поможешь?
– Я не умею.
– Тут нечего уметь. Я тебя научу.
– Ладно.
– Сколько шаров сможешь удержать?
– Не знаю.
– Покажи руку.
Пример "великолепного" диалога из очень коротких фраз, без вводных конструкций, читается просто отвратительно, о героях не даёт никакого представления, более того, разницы между ними не видно совсем, а беседуют, между прочим, Патрокл и Ахилл. И диалоги ВСЕ написаны в таком стиле.
Я не буду подробно останавливаться на героях "Песни Ахилла" - думаю, в представлениях они не нуждаются, и с их классической версией знаком любой школьник. Повествование в книге ведётся от первого лица, от лица Патрокла. Интересный выбор, учитывая, что этот герой стопроцентно умрёт, и совсем не в конце войны. У Мадлен Миллер персонаж этот начинается как затюканный, неинтересный мальчик, ненужный царский сын, которого за случайное убийство другого знатного юноши отправляют в изгнание во Фтию, к царю Пелею, отцу Ахилла. И вот там эта унылая серость, которую по ночам мучают кошмары и с которой никто-никто из ребят не хочет дружить, встречает другую такую же безликость под именем Ахилл. И совершенно необоснованно царевич вдруг выбирает себе в напарники этого заморыша без всяких отличительных особенностей:
Θεράπων – вот какое слово он выбрал. Соратник царского сына, связанный с ним кровной клятвой и любовью. В войну спутники становились ему почетной стражей, в мирное время были ему ближайшими советниками. Занять это место считалось наивысшей честью...
Вот так вот, ещё вчера один был недоступной вершиной картона, как Эверест до Эдмунда Хиллари, а другой - картонной же Марианской впадиной, и тут сегодня - ба-бах, дружба! Нет никакого сближения персонажей, никакого обоснования этому сближению, никаких черт характера в них не прописано, чтобы читатель немного переложил это всё на реальность и предположил - да, такое могло быть. Нет, не могло. Не верится, халтура.
Скорость событий огромна. Я понимаю, что краткость - сестра таланта, но явно не в этом случае. Выбор жениха для Елены, изгнание Патрокла, обучение во дворце Пелея, дружба с Ахиллом, взросление - и все это буквально за 80 страниц электронного текста из 520. Я лично ничем и никем не успела проникнуться в этом хороводе лиц; зато читать про детские похождения этих А и Пэ - невероятно скучно-о-о-о, меня отвлекало буквально всё, даже спящий на соседнем кресле кот.
Ну ладно, вот эти zwei Kameraden достигли подросткового возраста, и игры с мальчиками меняются на другие, так сказать, игры, уже с девочками. И вот тут-то в нашем мистере Грее (буду называть главгера так, эта серость Патроклом быть не может) впервые просыпается внутренняя феминистка:
Чувства, что пробуждались во мне по ночам, до странного не вязались у меня с девушками-прислужницами, с их покорностью и опущенными глазами. Я смотрел, как мальчишка лезет служанке под юбку, а та с потухшим взглядом наливает ему вина. Себе я такого не желал.
Ох-хо-хо, потухший взгляд рабыни, ага. На этом моменте я уже начала знатно веселиться, ибо поняла, к чему тут всё идёт. Повестка начала наваливаться здоровущими такими ложками, минуя тарелку, сразу на голову читателю. Итак, запомнили: а) у ахейцев времён Троянской войны было рабство (само по себе фу и неблагородно, и отсылки, конечно же, к другому рабству); б) несчастные женщины страдали и не могли бороться за свои права; в) мужчины иногда любили мужчин, и вот это - это уже благородно, прямо то, что надо, возвышенность, духовность, все дела*.
*Естественно, это сарказм. Книжная башня не пропагандирует ничего запрещённого, упаси Зевс и все олимпийцы.
Да, факты а, б и в - историческая реальность, но мы же понимаем, что дело в интерпретации этой реальности и её подаче в художественном произведении. Тащить американское леволиберальное мировоззрение и присущие ему лозунги в сеттинг Древней Греции, более того, в узнаваемый мир Троянской войны, более того, концентрировать это всё в одном персонаже практически в чистом, неизменённом виде - ну это сотый уровень мастерства, ящщитаю. После пары глав, посвящённах любовным страданиям мистера Грея по мистеру А, становится совершенно ясно, что книженция - дерьмо ещё то. Самое забавное, что даже эти страдашки скучны до невероятия, перелистывала это всё, мужественно преодолевая сон. Написано всё в том же рубленом стиле, тык, дык, точка. Если Мадлен нашей Миллер хотелось славы Чака Паланика, то "не получилось, не фартануло". Словосочетания вроде "зернь его губ" выносили меня в глубокий нокаут. Интересно, это автор намудрил, переводчик или редактор? Все трое представляют себе, что такое зернь? А после этого - "зернь губ"? Я представила и поняла, что побоялась бы увидеть лицо такого персонажа :-D вдруг там "басма его щёк", "литьё его бровей" и "канфаренье его лба". Звездец просто.
И вот эту книгу хвалили книжные блогеры? Вот этому произведению пелись невероятные оды? У вот этого опуса оценка 4,4 из 5 на Лайвлибе и сплошь положительные рецензии? Очередное разочарование в некоторой части книжного мирочка.
Что ж, пытаемся проплыть дальше по мутным водам Скамандра этого шедевра современной литературы. Двое юнцов попадают к Хирону, начинают обучение - основам безопасности жизнедеяльности))) и всё это опять невыносимо скучно и пафосно. Опять ни с фига мистера Грея ой как невзлюбила Фетида, мать Ахилла. Является ему бесконечно и то предсказывает смерть, то требует покинуть её сына. С чего, почему, зачем? Кстати, я так и не разобралась, что с мифилогической составляющей мира, созданного Мадлен Миллер. Судя по всему происходящему, боги, кентавры, нимфы и прочие тут вполне реальны, осязаемы, осознаваемы и действуют не как некие силы, а именно как воплощённые персонажи. При этом авторша не выходит за рамки того, что уже было придумано до неё: Хирон - чувак с конским торсом, Фетида - морская нифма, etc. Да, это проще, понятнее, зачем давать здесь какую-то трактовку, пытаться объяснить теогонию и космогонию, когда главное - это отношения мистера Грея и А. Вот там - да, абзацы и абзацы посвящаются этой неземной страсти, а фоном - начало войны. И вот тут вкрадывается в повествование нечто новенькое: оказывается, именно мистер Грей "повязан с этой войной" и ему надо отчаливать в Трою, а вот Ахилла в списках военкомата нет, повестку ему не вручат, ехать никуда он не хочет и соглашается исключительно ради мистера Грея. Вот так, лучший воин и храбрейший ахейский муж.
Потом несколько мучительных глав авторша заставляет читателя погружаться в нелепый любовный треугольник мистер Грей - мистер А - Деидамия. Какая-то беготня по дворцу на Скиросе, какие-то слезливые разборки: "Она отказала мне. Сказала, что любит тебя, думает, что любит тебя! - Да она не может любить меня! - Да я люблю тебяяяя!". После заламывания рук и причитаний наконец-то приплывает Одиссей и спасает меня от этого сопливо-ванильного кошмара. Пробегаемся по основному сюжету, мистер А в женском хитоне, хитроумный Одиссей, если поплывёшь в Трою - добудешь славу, но помрёшь молодым, и ах да, нельзя трогать Гектора, Гектора - ни-ни. А то будет бо-бо, и умрёшь. Собираемся, отчаливаем в Авлиду. Там почему-то все уже в восторге от Ахилла, он уже известен, как Майкл Джексон, хотя буквально главу назад его вылавливали в женском хитоне на Скиросе. Откуда эта слава, чем заработана - за кадром. Жертвоприношение Ифигении, и - кто бы мог подумать? - феминистка мистер Грей снова в деле. В ярости мчится к Одиссею выяснять отношения. Как вы могли убить эту девушку, бла-бла-бла, вы все прокляты, бла-бла-бла. Замечу, себя проклятым в этот момент он не посчитал.
Наконец, на 290й странице, герои отплывают к берегам Троады, алюминь! Несчастный Ахилл мучается, что ему приходится участвовать в набегах на земли Трои и убивать безоружных крестьян. Что тогда такое война для "лучшего из ахейцев" - непонятно. Патроклу попадается Брисеида, "неграмотная анатолийская крестьянка", и тут начинается самая мякотка. Наш мистер Грей - воплощённая доброта и сочувствие. К пленницам в воинском лагере где-то девятого века до нашей эры. Ещё раз: воинский лагерь, набеги, рабыни. Надо что-то ещё добавлять? Пожалуй, лучше вместо этого процитировать его диалог со свежеотобранной у Агамемнона крестьянкой Брисеидой:
– Постой! – крикнул я.
Она застыла. На ней был мой старый хитон, свисавший ниже колен, и от этого она казалась совсем девочкой. Я даже не знал, сколько ей лет.
Я подошел к ней:
– Здравствуй.
Она уставилась на меня своими огромными глазами. Волосы она зачесала назад, обнажив изящные скулы. Она была очень красива.
– Выспалась?
Сам не знаю, почему я с ней говорил. Наверное, думал ее подбодрить.
Выспалась? Выспалась, вашу за ногу?! Кофе и апельсиновый сок ей предложи ещё, а то у меня острая нехватка типичного утра из голливудских фильмов в крови! Выспалась, пленная девушка в лагере врагов, ага. Премия за самый имбицильный вопрос в истории уходит этой сцене.
И дальше - сошествие во ад погружение в повесточные глубины. Мистер Грей, значит, учит свою крестьяночку (ар-р-р-р, просто отдельный кринж) греческому:
Оказалось, она немного знала греческий. Ее отец, услышав о приближении нашего войска, выучил несколько слов и научил им дочь. «Пощадите», например. А еще «да», «прошу вас» и «что вам угодно?». Отец учил дочь быть рабыней.
Да, мы поняли, мистер Грей, очень плохой отец, совершенно ничего не знает о женских правах. И тут Мадлен Миллер решила ударить меня лопатой по лицу: феминистка всея Ахайи Патрокл рьяно взялся за правое дело: посылал Ахилла выкупать рабынь, чтобы кучковать их в лагере мирмидонян, чтобы учить их греческому и защищать от поползновений прочих мужских мерзких харь. Вот так вот. Анклав феминизма под предводительством мистера Грея в воинском лагере задолго до нашей эры. Мммммм, вот где мифология, вот где сказка)))) от этого оправиться я уже не смогла, и всю оставшуюся часть книги ржала в голос аки Букефал.
После война идёт только фоном, чё-то там где-то там кто-то там. Читатель же должен любоваться на умилительные картины жизни в лагере мирмидонян: мистер Грей и мистер А в полном согласии, все женщины грамотные, одетые-обутые и накормленные, насилие искоренено, все воины женятся (!) на рабынях, плодят детишек, и всё у них радостно, чисто, красиво. Брисеиду по-полной накрывает стокгольмский синдром, она влюбляется в мистера Грея, но потом печально и всепонимающе качает головой, больше не навязывается и продолжает любить его на расстоянии. И - идиллия.
Конечно, как в любом "мыле", покой не длится вечно, и вот уже отвратительный мужлан Агамемнон забирает Брисеиду. Мистер Грей в ужасе и негодовании, требует от мистера А немедленно отбить свою крестьяночку, но мистеру А, видите ли, важнее его честь. "Ты что, не знаешь, что с ней сделают в шатре Агамемнона?". Но мистер А холоден и отчуждён, и тогда решительный феминист кидается и сам спасает Брисеиду.
Меня тошнит - от смеха и от этих любовных истерик. Читать после страницы 300 просто невыносимо. Как можно было так изуродовать несчастных древних греков, кто-нибудь, сотрите это из моей памяти.
На странице 450 мистера Грея, наконец, выписывают из живых копьём в бочину. Ахилл в шоке и рыдает, Брисеида в шоке и рыдает, они цапаются над телом Патрокла, "зачем ты отпустил его в бой, зная, что он не умеет воевать?". Серьёзно? Не умеет? Как интересно, видимо, Хирон только игре на лире научил, а с какого конца брать в руки меч - это во время других игр постигалось, ну или я не знаю, что несёт Мадлен Миллер? Слова её персонажей выпадают даже из их собственного тошнотного мирочка, ну как так можно писать??? Мистер А идёт всех крошить, и тут нас снова перекидывает к фокалу мистера Грея. Он становится кем-то типа призрака и следует всюду за Ахиллом. Скорость повествования вновь приближается к третьей космической, и все оставшиеся события упаковываются в 50 страниц. Ахилла убивают, его хоронят в одной гробнице с Патроклом, Патрокл обретает покой и растворяется в вечности. Вот так, на любовные страдашки 150 страниц, а на события всей войны - 50, ну а хрена ли, кому это интересно. Любофффф же.
Во тьме две тени тянутся друг к другу сквозь безысходный, тяжелый мрак. Их руки встречаются, и свет изливается потоком - будто солнце рассыпало сотню золотых фиалов.
Вот и мы с вами, любимые наши читатели, отмучились, и золотые фиалы рассыпались в моей душе после того, как я стёрла этот шедевр со своей читалки на веки вечные. Пожалуйста, выкиньте этот кусок повестки, облитый сахарной глазурью, и никогда о нём не вспоминайте. Отвратительная книга, полнейшая бездарность, отборное дилетантство во всём, от истории и мифологии до писательского мастерства. Опасайтесь людей, которые вам это советуют - они явно задумали недоброе :-)))))
Ну а я пока пойду открою Гомера. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, ну и мой заодно, от нечестивых авторш горящий.
#рецензииянакнигу #обзорнакнигу #мадленмиллер #песньахилла #троянскаявойна #античность #мифология #отнины