Приключенческий фантастический боевик "Безумный Макс" (Mad Max) попал на большие экраны австралийских кинотеатров в середине апреля 1979 года и взорвав местный прокат, уверенно отправился покорять большие экраны всего мира и завоёвывать сердца и умы зрителей благодаря уникальному адреналиновому сеттингу жестоких разборок на дорогах антиутопического мира будущего, увлекательной бескомпромиссной истории мести и необычно качественным для своего времени трюкам и спецэффектам.
Звёзды сошлись так, что фильму суждено было стать великим открытием для зрителей: талант, энтузиазм, фантазия, удача, упорство. Снимали его в постоянных ограничениях из-за мизерного бюджета, используя реанимированные автомобили со свалки, которые восстанавливали своими силами для того, чтобы красиво уничтожить в кадре, и расплачиваясь со статистами пивом по их желанию, а монтировали отснятый материал практически на коленке - в собственных домах. И не смотря на общий незатейливый характер зрелища оно в итоге приковывало всё внимание своей адреналиновой уникальностью и бюджетной простотой вымышленного мира в который было так легко поверить: балом в нем правит грубая сила и жестокость, а транспортные средства с мощными двигателями стали неотъемлемой частью непростой жизни, сосредоточившейся вдоль пыльных автострад.
По голливудским меркам кино было снято за копейки группой энтузиастов, новичков в кинематографе, не желающих (или не имеющих возможности) снимать по правилам - и в буквальном смысле прогремело на весь мир распространившись по Америке и странам Европы. Фильм подарил зрителям всего мира не только любопытный жанр дорожного антиутопического боевика, но и творца в лице режиссёра Джорджа Миллера, и конечно он открыл молодого и чертовски перспективного актёра - Мэла Гибсона, который менее чем через десять лет станет одним из самых узнаваемых и высокооплачиваемых актёров Голливуда.
Поставил ленту режиссёр-дебютант Джордж Миллер снявший кроме четырех фильмов во вселенной "Безумного Макса" много отличных лент самых разных жанров "Иствикские ведьмы", "Масло Лоренцо", "Бэйб: Четвероногий малыш".
Главные роли исполнили: Мел Гибсон, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Джофф Парри, Джоэн Сэмюэл, Тим Барнс, Роджер Уорд, и Макс Фэрчайлд
Интересные факты:
1. Джордж Миллер задумался о съёмках полнометражного художественного фильма, заручившись поддержкой своего друга начинающего кинооператора и продюсера Байрона Кеннеди. В семидесятых товарищи работали в скорой помощи при городской больнице и видели множество нелицеприятных зрелищ, выезжая на вызовы, связанные с ДТП, что нашло прямое отражение в фильме. Кроме того товарищей вдохновили статьи журналиста Джеймса МакКаусланда, которые были посвящены особенностям австралийской автомобильной культуры и проблемам топливного кризиса 1973 года, который стал катализатором бытовых конфликтов на автозаправках. Журналист был обеспокоен обыденностью превышения скорости на дорогах, особенно в рядах молодых людей, и пытался рассматривать транспортные средства как единственный смысл жизни обезумевших гонщиков, которые запросто могли начать драку в очередях на заправках, чтобы наполнить свои баки в первых рядах.
2. Работая над первоначальной версией сценария Миллер хотел акцентировать внимание на проблематике дорожных аварий по косвенной вине бездействующего правительства, которое поощряло продажу гражданам высокоскоростных транспортных средств, при том что большинство австралийских дорог не были для них приспособлены. После того как он ознакомился с трудами МакКаусланда - журналисту предложили написать сценарий на основе его тезисов и даже предложили несколько будущих вариантов сюжета, которые бы он мог выбрать для работы над центральной идеей. Первый был драмой о молодёжи - тех самых молодых лихачах на быстрых автомобилях рассекающих по неприспособленным дорогам, что приводило к трагедии в семье дорожного полицейского. Второй вариант был простым боевичком о противостоянии дорожной полиции и банды байкеров, которые решили отомстить за погибшего во время полицейской погони члена банды. А в третьем варианте главным героем становился как раз один из лихачей-гонщиков. Кроме того Миллер хотел, чтобы действия развивались в мире недалёкого антиутопического будущего, в котором запасы нефти истощились настолько, что обезумевшие водители устраивают самые натуральные дорожные войны за бензин. МакКаусланд предпочёл замиксовать все три сюжета, сделав главного героя одновременно и блюстителем порядка и дорожным лихачом.
3. Получившийся сценарий состоял из 214 страниц, и его пришлось значительно сократить из-за банальной нехватки финансирования. Многие идеи для первого фильма Миллер реализовал в последующих продолжениях. За свою работу МакКаусланд получил всего 3500 долларов и ему приходилось писать сценарий дома по вечерам, после того как он приходил с основной работы.
4. Фильм снят за двенадцать недель при скудном бюджете в 350 тыс. долларов в Мельбурне и его окрестностях. Из-за ограниченного бюджета в ленте было задействовано множество непрофессиональных актёров - например банда байкеров которых зритель может лицезреть в фильме это настоящие байкеры, которые ответили на занятный призыв сняться в художественном фильме и приехали в Мельбурн со всех концов Австралии, своим ходом. С большинством статистов, задействованных в эпизодических ролях расплачивались в основном пивом - ящик пива за съёмочный день, либо сумма эквивалентная его стоимости.
5. На съёмках использовались списанные полицейские автомобили, и автомобили такси, которые вывезли со свалки и ненадолго реанимировали (починили) для того, чтобы эффектно уничтожить на камеру. Большинство мотоциклов - демонстрационные образцы последних моделей - Kawasaki Z1000, которые официально были предоставлены компанией Kawasaki, в качестве своеобразной рекламной кампании для выхода на австралийский рынок. Многие из байкеров смогли сохранить мотоциклы, которые так или иначе пострадали на съёмках фильма и получить их в собственность. Из десяти предоставленных единиц, только три были возвращены назад компании в полной комплектации.
6. Джордж Миллер свою работу- "партизанщиной" потому что в большинстве съёмок тех или иных сцен, дубли делали не получая никаких разрешений от местных властей и не уведомляя их. Съемочная группа закрывала дороги без разрешения на съемку, они не использовали рации, потому что их частота совпадала с полицейским радио, а после окончания рабочего дня Миллер и Байрон Кеннеди даже подметали дороги, устраняя все следы своего былого присутствия. Кроме всего прочего большинство трюков были реально опасными для жизни и здоровья окружающих и их просто не разрешили бы снимать. Например для одного дубля оператор держал камеру, будучи пассажиром мотоцикла, двигавшегося со скоростью 170 км в час. Удача была на стороне творцов-энтузиастов, и никто не пострадал. Конечно местные полицейские узнали, что в окрестностях города снимают кино, но они не мешали процессу, и лояльно относились к перекрытию пустынных трасс, и к странно одетым людям угрожающей наружности.
7. У синего фургона, который был разбит во время погони в начале фильма, был снят двигатель, и помощники за кадром толкнули его на путь встречных автомобилей. Недостаток веса двигателя заставил фургон неконтролируемо вращаться, что сделало аварию ещё эффектней. Ведра на крыше были наполнены молоком.
8. Профессиональные кинокритики после просмотра фильма жаловались на уровень насилия в фильме. Но если внимательно фильм, то становится понятно, что самое ужасное практически всегда происходит за кадром, и зритель зачастую видит лишь последствия, воссоздавая случившееся в своей голове благодаря силе воображения. По оценке самого Миллера, в "Безумном Максе" не более пятидесяти жёстких кадров - всё остальное лишь подразумевается. Миллер был первопроходцем в некоторых приёмах австралийского кинопроизводства - например для создания эффекта погружения в события он устанавливал видеокамеры прямо на автомобили. Сам он описывал своё творение как смесь жанров автомобильного боевика, фильма ужасов, и вестерна "в модном прикиде".
9. Первым выбором на главную роль Макса Рокатански был эмигрировавший в Австралию ирландец - Джеймс Хили. Он профессионально изучал актерское мастерство и регулярно мелькал на телевидении в гостевых ролях разнообразных сериалов, в основном детективных полицейских процедуралов, зарабатывая на жизнь работая на скотобойне Мельбурна. Прочитав предоставленный ему сценарий Хили ответил отказом, посчитав немногословие главного героя непривлекательным для своего дебюта в кино. Он так и остался сериальным актёром - не упускайте редких шансов, друзья мои...
10. Мэл Гибсон участвовал в кастинге, еще будучи студентом драматического факультета. Он появился на прослушивании, поддавшись на уговоры своего друга и соседа по комнате Стива Бисли, который сделал это ранее и получил роль Джима "Гуся" - напарника главного героя. Гибсону заплатили 10 000 долларов после того как утвердили на роль Макса. Создание автомобиля "Перехватчик" обошлось в три раза дороже. Есть легенда, что Гибсон ходил на прослушивание два раза - первый раз после драки в баре он был немного помятым и ему смогли предложить роль второго справа в пятом ряду подонка на мотоцикле, а когда пришёл на кастинг через две недели, его никто не узнал и Гибсон уверенно забрал главную роль, всех там удивив своими талантами и симпатичной наружностью.
11. Наиболее именитым актёром среди всех участвовавших в производстве картины лицедеев был Хью Кияс-Бёрн, исполнивший роль центрального антагониста по кличке Пальцерез (Токаттер / Toecutter). Австралийский актёр с классическим театральным образованием, который мог позволить себе импровизировать на съёмочной площадке. По словам Кияс-Бёрна он смоделировал исполнение роли Пальцереза ориентируясь на исторические записи о Чингисхане, а чтобы его персонаж казался по-настоящему безумным актёр от сцены к сцене менял свой акцент в диалогах. Токаттер - это австралийский жаргон, этим словом обычно негласно обозначали детективов полиции внутренних расследований, который расследовали дела против своих коллег.
12. Главный специалист по спецэффектам - Крис Мюррей намазывал шины автомобильным маслом, чтобы они эффектно дымились при съёмках скоростных автомобильных погонь.
13. Несмотря на то, что обрез является частью неотъемлемой атрибутики героя Макса, персонаж почти не использовал его для убийства врагов, а больше применял как орудие устрашение. Обрез - его инструмент угрозы.
14. Постпродакшн фильма (монтаж отснятого материала и сведение звука) производился прямо в спальне дома продюсера Байрона Кеннеди на самодельном монтажном оборудовании сконструированным его отцом, инженером. Фильм собирался своими создателями около года.
15. Перед тем, как фильм был выпущен в США и Канаде, дистрибьютор перезаписал (переозвучил) все голоса актеров. На момент выхода фильма у американской аудитории практически не было опыта диалогов с австралийским акцентом, а потому среднестатистическому неподготовленному зрителю было очень трудно его понять. Переозвучание было необходимостью, которая помогла свести к минимуму риск кассового провала. Голос Робины Чаффи, певицы ночного клуба "Sugartown", был единственным голосом, не дублированным в оригинальном американском прокате этого фильма.
16. "Безумный Макс" считается фильмом, который открыл мировой рынок для австралийского кинематографа и даже несколько популяризовал его. При своем скудном бюджете (350 тысяч) ленте удалось в мировом прокате, в течение нескольких лет, собрать 100 миллионов долларов, и попасть в книгу Рекордов Гиннеса как самый прибыльный фильм по соотношению бюджета и кассовых сборов, удерживая этот рекорд двадцать лет, до выхода ужастика "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света".
Лично я познакомился с "Безумным Максом" слишком поздно, чтобы он оставил неизгладимый след протекторов в моих киноманских воспоминаниях. Так бывает. Посмотрел впервые, буквально заставил себя - когда трилогия уже давным давно стала классикой жанра, а четвёртый фильм только готовился к выходу, так скажем - для общего ознакомления с этим феноменом. Я не могу оценить его беспристрастно, но каждый раз когда я хочу ругать что-то или кого-то в данной ленте я сразу же вспоминаю про его бюджет, и сразу хочется хвалить его за любопытный и богатый зрительский опыт.
Не смотря на простоту и дешевизну зрелище получилось атмосферным и многослойным, пряча за банальной историей о мести и крутых автомобильных трюках с эффектными авариями - целый антиутопический альтернативный мир со своими законами, в который хочется возвращаться.
Вот и всё на сегодня ребята! Если подборка вам понравилась - оцените её лайком и подпишитесь на канал. За взаимодействие с рекламой на странице - плюсик в карму.
Три последние подборки если вы готовы остаться:
Не оставляйте без внимания уютные убежища в Telegram и Одноклассниках. Смотрите разное, но всегда отличное кино.