Найти в Дзене
Не боюсь ЕГЭ

НОВОЕ, СЛОЖНОЕ, 20

В этом году авторы-составители ЕГЭ по истории добавили новое задание. Необходимо сравнить 2 явления, элемента, категории. Найти сходства или отличия (по заданию) и сформулировать тезис. Задание оказалось для учащихся сложным.
В ходе работы родился алгоритм, который позволит выполнить задание максимально хорошо. Для примера возьмём задание из методических рекомендаций ФИПИ. С вами учитель, репетитор, активно готовящий к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет. Эксперт по проверке второй части более 10 лет. Знаю о ЕГЭ изнутри
ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАДАНИЕ.
Первое правило выполнения любого задания ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО. Это значит, что задание надо не только прочитать, но и определить, что от вас требуется. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(- им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторически

В этом году авторы-составители ЕГЭ по истории добавили новое задание. Необходимо сравнить 2 явления, элемента, категории. Найти сходства или отличия (по заданию) и сформулировать тезис. Задание оказалось для учащихся сложным.

В ходе работы родился алгоритм, который позволит выполнить задание максимально хорошо. Для примера возьмём задание из методических рекомендаций ФИПИ.

С вами учитель, репетитор, активно готовящий к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет. Эксперт по проверке второй части более 10 лет.
Знаю о ЕГЭ изнутри

ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАДАНИЕ.
Первое правило выполнения любого задания ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО. Это значит, что задание надо не только прочитать, но и определить, что от вас требуется.

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(- им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Исходя из задания нам необходимо сравнить ПОЛОЖЕНИЕ дворян (они являются сравниваемыми объектами) при разных императорах (здесь могут быть разные периоды и т.д.) и найти их РАЗЛИЧИЯ.

ПИШЕМ ОБОСНОВАНИЯ

Считаю, что задание лучше всего начинать выполнять именно с обоснований, а потом на их основе сформировать тезис.

Для правильных обоснований нам необходимо найти вопросы по которым мы будем сравнивать положение дворян. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, что бы на них можно было дать однозначный ответ. Но для этого определим, по каким критериям можно определить ПОЛОЖЕНИЕ сословия в обществе. К примеру возьмем привилегии, обязанности, службу, самостоятельность, налоги

В данном задании будем использовать следующие вопросы:

1. Была ли служба дворян обязательной?

2. Какие привилегии были у дворян?

3. Имели ли дворяне самостоятельность в решении вопросов управления?

4. Платили ли дворяне налоги?

5. Какие обязанности были у дворян?

Далее начинаем отвечать на вопросы, последовательно. Я специально предлагаю сформулировать больше вопросов. Часть из них в ответах повторится, а часть окажется ненужной.

Используя наш пример получаем ответы

1. При Петре I дворяне обязательно служили, а при Екатерине II нет

2. И при Петре I, и при Екатерине II дворянство официально имело право владения населёнными имениями

3. В период правления Петра I организации дворянского самоуправления отсутствовали, а в период правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания

4. И при Петре I, и при Екатерине II дворянство было освобождено от подушной подати

5. При Петре I дворяне обязательно служили, а при Екатерине II нет

Из ответов видно, что 1 и 5 совпадают, а 2 и 4 показывают схожие черты. Эти ответы мы исключаем и у нас остаются 2 обоснования.

ФОРМУЛИРУЕМ ТЕЗИС

Опираясь на полученые обоснования, сравниваем положение дворян.

1. При Петре I дворяне обязательно служили, а при Екатерине II нет - положение дворян при Петре I менее привилегированное

2. В период правления Петра I организации дворянского самоуправления отсутствовали, а в период правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания - положение дворян при Петре I менее привилегированное

На основании этого положения у нас получился сформулированный тезис "Положение дворян при Петре I было менее привилегированным, чем при Екатерине II".

ОФОРМЛЯЕМ ОТВЕТ

Выписываем полученный тезис, не забывая показать линию сравнения. Для этого можно использовать формулу "При _____ было больше _____, при ____ было меньше _____". Формулируя обоснования, обращаем внимание на то чтобы были указаны оба сравнимых объекта (в данном случае мы каждый раз прописываем положение дворян при Петре I и при Екатерине II).

Прочитываем все еще раз. И откладываем работу. Не торопитесь переписать на чистовик сразу. Приступите к решениям других заданий. Через какое-то время перечитайте задание и ваш ответ. Если вам больше нечего добавить, то переписывайте задание в бланк ответов. Старайтесь не сокращать ответ в надежде, что эксперт поймет. У него есть четкие указания - читать то, что написано и не домысливать за ученика.

Какие сложности при подготовке испытываете вы? Пишите. Будем разбираться вместе.

#небоюсьЕГЭ #ЕГЭистория #ЕГЭобществознание #подготовкаЕГЭ #курсы ЕГЭ

Переходи на страничку группы будем готовиться вместе https://vk.com/club170275968