Это значительно сокращенный вариант главы "Эффективность нацистской пропаганды" из книги "Колокол Люцифера. Нацистская пропаганда войны в 1938—1945 годах", написанной мной в 1999 году.
В эпоху интернета мало кто решается прочитать книгу объёмом больше пятисот страниц. Для удобства чтения на мобильных устройствах я опубликовал значительно сокращённый вариант.
Мне пришлось пойти на серьёзное сокращение текста и удалить, по большей части, многочисленные исторические примеры, цитаты и некоторые свои мысли.
25 февраля 2022 года я принял решение сделать книгу бесплатной для скачивания в книжных интернет-магазинах, а также разместил её в различных сетевых библиотеках.
Разрешаю свободное распространение текста книги и цитирование без каких-либо ограничений, при обязательном условии – указание источника и автора.
Также разрешаю свободное издание книги любым тиражом, в том числе с целью продажи, при условии сохранения авторского текста.
========================================================
Эффективность нацистской пропаганды
Помощник министра пропаганды Вильфрид фон Овен, составил из высказываний своего шефа, программных документов и внутренних инструкций министерства, из часто цитируемых Гёббельсом отрывков книги Адольфа Гитлера «Моя борьба», «десять заповедей» эффективной пропаганды :
- Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.
- Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идёт ни о чём другом, как о его бытии.
- Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.
- Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно, так как — по Мольтке — в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели.
- Пропаганда всегда обращена только к необразованным массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
- Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса, в сущности, имеет женский характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
- Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения политической цели. Развлечение является смертельным врагом её успеха.
- Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой её успеха.
- Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективной и односторонней.
- Пропаганда не имеет абсолютно ничего общего с правдой.
Никогда до нацистов пропаганда не была тотальной. Именно при нацистах пропаганда обрела особые свойства – она не просто манипулирует общественным мнением, а создаёт его, конструирует по точным лекалам идеологов, становясь чрезвычайно эффективным инструментом контроля над сознанием.
Сам Гёббельс в своём выступлении перед руководителями германских радиостанций 25 марта 1933 года высказался следующим образом: «Вот в чём состоит секрет пропаганды: того, кого хочешь подвергнуть пропаганде, надо насквозь пропитать идеей пропаганды так, чтобы он даже не заметил, что он ею пропитан».
В этом заключается главный секрет Гёббельса: подвергнутый пропагандистской обработке не замечает воздействия на своё сознание, он считает навязанные пропагандой мысли своими собственными, необходимые манипуляторам убеждения он ощущает как результат собственных исканий и размышлений, мораль, навязанная извне, становится неотъемлемой частью его личности, чаще всего важнейшей составляющей.
Гитлер в своей книге "Моя борьба" так описывал основной метод эффективной пропаганды: «...чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они всё еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно всё-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется».
Ложь, чтобы ей поверили, нужно повторять, повторять и ещё раз повторять. Об этом постоянно напоминал своим подчинённым рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии: «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чём секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся».
Позволю себе привести ещё несколько цитат рейхсминистра Гёббельса:
- Худший враг любой пропаганды - интеллектуализм.
- Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
- Мы добиваемся не правды, а эффекта.
- Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
Пропаганда национал-социализма в Третьем Рейхе достигла своей цели. Немцы впитали в себя весь пропагандистский яд. Они добровольно позволили изувечить своё сознание человеконенавистническими идеями, стали поклонниками нацистских политических культов войны, силы и ненависти.
Они не просто приветствовали введение военной формы для сугубо мирных профессий, а искренне любили появляться одетыми «по форме» вне службы, обожали маршировать по улицам под знамёнами со свастикой.
Не только в государственной и нацистской партийной атрибутике, но и в эмблемах общественных организаций, молодёжных и спортивных обществ, культурных объединений появились имперские орлы и свастика, предметы военного назначения — щиты, мечи, кинжалы. Свастика стала появляться везде, на посуде, зажигалках, женских украшениях. Никто не обязывал украшать свастикой или имперскими орлами одежду и предметы быта, различные фабричные и кустарные изделия утилитарного назначения. Все эти наглядные знаки восхищения нацистами немецкие производители размещали на своей продукции добровольно.
В Третьем Рейхе, как и в фашистской Италии, были очень популярны открытки, на которых изображены дети в военной форме. Немцы покупкой пропагандистских открыток не ограничивались и часто сами фотографировали для семейных альбомов собственных детей, в специально пошитой детской военной форме. Военную форму, в том числе детскую и женскую, можно было взять напрокат в каждом фотоателье.
По моему скромному мнению, нет ничего более ужасного и ничего более фашистского, чем фотография маленького ребёнка в военной форме или подростка с гитлерюгендовским кинжалом или мечом (в некоторых фотоателье предлагали небольшие детские картонные мечи), с подтёками краски – бутафорской еврейской крови.
У молодых девушек был популярен стиль «милитари»: одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. На одежде делались аппликации, вышивки с военной или нацистской символикой.
У всех возрастов были популярны значки с государственной и нацистской символикой. Использовалась бижутерия и ювелирные украшения с нацистскими символами, с портретом Адольфа Гитлера. Такие украшения были как у женщин в виде значков и брошей, перстней, так и у мужчин в виде булавок и зажимов на галстук, портсигаров, визитниц, карманных сигарных или перочинных ножей, настольных сигарных гильотин.
Государственная символика, более уместная на торжественных мероприятиях, национальных и государственных праздниках, в Третьем Рейхе была повсеместна. Такое увлечение госсимволикой уже походит больше на массовый психоз, чем на здоровый патриотизм.
Немцы слепо верили в собственную уникальность и правоту, в гениальность Адольфа Гитлера и в идеи национал-социализма.
С целью скорректировать собственную пропаганду, направленную на солдат вермахта, американское подразделение психологической войны (Division of Psychological Warfare) провело в конце войны письменный опрос немецких военнопленных для получения более точной картины морально-боевого духа немецких войск.
Были, в числе прочих, поставлены следующие вопросы:
- Доверяете ли вы Гитлеру?
- Считаете ли вы возможной победу Германии?
- Верите ли вы, что после войны немецкий народ понесёт ответственность за совершённое им в ходе войны?
- Верите ли вы, что Германия имеет секретное оружие, которое может решающим образом повлиять на исход войны?
Результаты опроса ошеломили американцев: в августе 1944 года более половины военнопленных верило в конечную победу Германии. По мере того как положение на фронте становилось всё хуже для вермахта, их число сокращалось, затем в ноябре снова поднялось до 50 %. В январе 1945 года количество уверенных в победе Германии составляло 40 %.
Число пленных, веривших в полководческий гений Гитлера составляло около 60 %, в ноябре 1944 года эта цифра увеличилась и затем снизилась до минимальной величины в феврале-марте 1945 года (примерно 30 % всех опрошенных).
В то, что Германия получит сверхмощное оружие и тем самым одержит победу, верила половина всех опрошенных пленных с ноября 1944 года по январь 1945 года.
Доверие пленных немцев к Гитлеру и вера в супероружие явно находились в противоречии с обстановкой на Западном фронте. Я полагаю, что на самом деле процент сторонников нацизма и верящих в полководческий гений фюрера было гораздо больше, т. к. нельзя признать достоверным опрос пленных, которые обоснованно опасались искренне высказываться администрации лагеря и сотрудникам социологической службы Армии США о своём положительном отношении к Гитлеру и нацизму. Если бы эти солдаты не находились в плену, а были свободными и если бы их жизни не зависели от воли американской администрации лагеря, то результат был иной. Полагаю, что гораздо больше солдат высказалось бы в поддержку нацизма и фюрера.
Большинство пленных верили в то, что между союзниками неизбежно произойдёт разрыв, а возможно и вооруженный конфликт, который непременно изменит политическую и военную ситуацию в пользу Германии. Они не верили, что англичане и американцы отдадут «большевистским варварам» Германию и всю Центральную Европу.
Не испытывали пленные немцы и страха перед местью американцев и англичан немецкому народу за войну, т. к. были уверены в порядочности и честности цивилизованных американцев и англичан, которые никогда не опустятся до мести целому народу. Они были уверены, что западные державы вскоре поймут, что немецкий народ принёс себя в жертву, защищая мир от большевистской угрозы.
Другой опрос немецких военнопленных, проведённый американцами, должен был установить, насколько результативной была контрпропаганда союзников. Результат сильно огорчил американцев – подавляющее большинство пленных высказалось о том, что пропаганда союзников на них совершенно не повлияла. О своей реакции на эту пропаганду заявили лишь около 5 % всех опрошенных. Таким образом, было доказано, что принцип «клин вышибается клином» не работал в случае контрпропаганды союзников, если ей противостояла предельно мощная нацистская тотальная пропаганда.
В современном мире сильно недооценивают эффективность пропаганды и её значение.
Ушёл в небытие Гитлер и пропагандист Гёббельс, потерпела крах военная машина Третьего Рейха, уничтожено было само государство, но одурманенные нацистской пропагандой десятки миллионов немцев никуда не делись.
Невозможно было излечить от нравственной болезни целую нацию ни за год, ни за два, ни за десять лет. Даже через тридцать лет остались миллионы немцев, так и не освободившихся от дурмана национал-социалистической идеологии, от влияния на их сознание речей Гитлера и Гёббельса.
Пропаганда – страшное оружие, самое ужасное среди всех известных человечеству. Даже после ядерной войны можно восстановить города и заводы, а человеконенавистнические идеи могут жить в обществе десятилетиями, может даже веками, передаваясь как заразная болезнь от старшего поколения младшему.
17 июня 1953 года в ГДР произошли массовые выступления немецких рабочих в Восточном Берлине, переросшие в политическую забастовку против правительства ГДР и его грандиозного плана «Планомерного строительства социализма». Началось народное восстание, в котором приняло участие более одного миллиона немцев. Восстание было быстро подавлено при участии советских войск. Рабочих расстреливали на улицах и давили танками.
В разгар происходивших в ГДР событий в Западной Германии провели опрос среди жителей Мюнхена, Дюссельдорфа, нескольких других крупных городов и в сельских районах. Результат не был неожиданным, скорее прогнозируемым.
На фоне восстания восточных немцев их западные соотечественники высказали свое однозначно отрицательное отношение к коммунистической идеологии, советскому режиму и просоветскому правительству ГДР.
Кроме отношения к сталинизму западногерманских немцев спрашивали об их отношении к нацизму и Второй мировой войне. Оказалось, что по прошествии 8 лет с окончания войны, большое количество немцев в Западной Германии всё ещё положительно относились Гитлеру и нацистам, они считали военное поражение доказательством мирового заговора против Германии.
Результаты опроса, показывающие, что население Западной Германии находилось под влиянием гёббельсовской пропаганды, опубликовать не решились. Об этом факте стало известно намного позже, когда стало возможным критиковать старшее поколение за их поклонение идеям нацизма и восхваление Гитлера.
Немцы, которые ещё хорошо помнили выступления Гитлера и Гёббельса, в обоснование своих нацистских убеждений приводили рабское положение граждан соседней ГДР, ситуацию с правами человека в странах соцлагеря, бедственную экономическую ситуацию, которая ставила людей на грань выживания и жестокие политические репрессии.
Об ужасах «социалистического рая» рассказывали сотни тысяч бежавших в Западную Германию граждан ГДР. Беглецы часто имели нацистские убеждения. Если у старшего поколения нацистская идеология просто не выветрилась из головы, то у молодых немцев такие убеждения сформировались за время жизни в ГДР.
Ненависть к Советскому Союзу, к СЕПГ и коммунистическому правительству ГДР, у части западногерманских немцев закономерно приводили к одобрению идеи «крестового похода нацистов против большевизма» и сожалению о несостоявшейся в 1941 году победе национал-социалистической Германии над Советским Союзом.
В Западной Германии долгие годы после окончания Второй мировой войны миллионы немцев продолжали верить в нацистские идеи. Те же, кто не был поклонником Гитлера, попросту не хотели ворошить прошлое и обсуждать недавнее мрачное прошлое Германии, тем самым раскалывать общество.
Немцам, кто активно участвуя и тем, кто просто своим молчаливым одобрением, а фактически собственным малодушием, которое они считали разумным невмешательством в политику, поддерживал национал-социалистов, было трудно признать очевидное – коллективную вину всего немецкого народа в убийствах, пытках и депортациях. Никому не хотелось признавать себя виновными, пусть даже косвенно, в преступлениях, совершённых спецподразделениями SS, гестапо и вермахтом.
Когда в 1963 году во Франкфурте-на-Майне начался суд над 22 сотрудниками концлагеря Аушвиц, 57 процентов немцев были против проведения этого суда и вообще любых судов над нацистскими преступниками.
Ситуация изменилась к началу 1970-х годов. Началась публичная дискуссия о роли старшего поколения в создании чудовищной государственной машины Третьего Рейха, вины в ужасных злодеяниях гитлеровского политического режима. Общее отношение к преступлениям нацизма в немецком обществе сменилось с полного отрицания вины, на её тихое признание и желание не вспоминать о ней, забыть и вычеркнуть из своей памяти, постараться чтобы о ней поменьше вспоминало молодое поколение немцев.
В 1970 году канцлер Германии Вилли Бранд приехал в Польшу, где посетил мемориал погибшим в Варшавском гетто. Впервые немецкий политик такого высокого уровня посетил памятник жертвам нацизма . Раньше это было просто немыслимо, немцы бы его просто не поняли.
Подойдя к памятнику, Вилли Бранд опустился на колени попросил прощения у убитых и замученных в гетто, у всех тех, кто попал в концлагеря, кто так, или иначе пострадал от нацистов. Половина немцев была возмущена поступком Бранда и лишь 41 процент одобрили действия канцлера, тем самым посчитали необходимым признать вину всего немецкого народа за совершенные тридцать лет назад преступления против человечности.
Отношение к совершённым немцами во время Второй мировой войны преступлениям стала коренным образом меняться с середины 1970-х годов. Стало возможным совершенно открыто обсуждать события, происходившие в Третьем Рейхе, не боясь затронуть чьи-то чувства, оскорбить стариков. Но даже в это время ещё был жив миф о том, что пытали, убивали и калечили лишь бойцы зондеркоманд, сотрудники концлагерей, отдельные садисты оккупационных администраций, а солдаты вермахта вели себя благородно, не трогая мирное население. Немцы не хотели верить, что солдаты вермахта совершали преступления, совершали безжалостно, с особой жестокостью и цинизмом.
Не хотели поверить немцы в бессмысленные массовые убийства мирного населения оккупированных территорий, осуществляемые, и по плану, и спонтанно, в бомбёжки мирных городов, миллионы голодных смертей в лагерях советских военнопленных, внесудебные казни гестапо по малейшему подозрению в нелояльности, практику взятия и последующие убийства заложников и случайных людей в порядке мести, уничтожение целых деревень, включая женщин, стариков и грудных детей.
Судьи Международного военного трибунала в Нюрнберге постановили, что вина Кейтеля, Гёринга и Редера и других военных руководителей, виновных в развязывании войны, в издании бесчеловечных преступных приказов, не распространяется на воинские формирования, которые они возглавляли, на подчинённых, которые служили под их руководством.
SS и гестапо были названы «преступными организациями», военными преступниками был названы отдельные военнослужащие, непосредственно участвовавшие в массовых убийствах, депортациях, жестоком обращении с мирным населением и военнопленными, тогда как о преступных действиях вермахта как в целом преступной военной структуры даже не упоминалось.
Огромный вклад в реабилитацию вермахта внесли бывшие военные руководители Третего рейха. В своих послевоенных мемуарах генералы в один голос обвиняли лично Гитлера во всех военных неудачах на Восточном фронте, якобы фюрер, задержав наступление на Москву, фактически отобрал у военных победу и за каждым следующим поражением стояла мрачная фигура сумасшедшего фюрера.
На книжных полках появилось множество мемуаров бывших генералов германского военного руководства Рейха: Гальдера, Гудериана, Манштейна. Эти воспоминания, моментально ставшие бестселлерами, романтически описывающие немецких военных, честно сражавшихся за родину, содержали главную «правду» о войне – вермахт был побеждён не солдатами Красной Армии, а лишь потому, что Адольф Гитлер, не считаясь с мнением военных, отдавал безумные приказы. Любые обвинения в совершении германской армией военных преступлений генералы решительно отрицали, почти дословно повторяя фразу генерала в поезде из известного советского фильма – «Жгли и убивали SS, а мы сражались».
Генералы своими мемуарами пытались убедить весь мир в том, что вермахт вёл совершенно обычные для того времени военные действия, которые не были по-садистки жестокой войной на истребление, ведущейся в нарушение норм международного права, вразрез обычных представлений о гуманизме и сострадании.
Лишь через 50 лет после окончания войны, во второй половине 1990-х годов в Германии прошли выставки, рассказывающие о преступлениях вермахта.
Первой такой экспозицией, самой крупной и получившей наибольший резонанс в обществе и прессе, стала организованная в 1995 году гамбургским Институтом социальных исследований выставка, названная «Война на уничтожение. Преступления вермахта в 1941—1944 годах». В экспозиции, демонстрировавшейся с 1995 года, на 34 выставочных площадках использовались фотографии, сделанные на оккупированных территориях, документы, подтверждающие уничтожение солдатами вермахта евреев, гибель от голода миллионов советских военнопленных, депортация на принудительную работу в Германию, уничтожение целых деревень и расстрелы заложников в процессе борьбы с партизанами, сведения, получаемые командованием воинских подразделений об изнасилованиях женщин и детей, совершаемых солдатами, о ничем не спровоцированных убийствах мирного населения, о грабежах.
Выставка наглядно показала, что война на Востоке была «войной на полное уничтожение». Против Франции, Норвегии или Дании война на уничтожение не велась. На Восточном фронте целью было не просто аннексировать территории, а уничтожить проживающие на захваченных землях народы. Речь шла не просто о завоевании и подчинении, а о разрушении, уничтожении целых наций, которых завоеватели считали "недолюдьми". Вермахт вёл преступную по своему характеру войну.
Накануне вторжения в Советский Союз военное руководство издало бесчеловечные, нарушающие международное гуманитарное право директивы, которым затем на оккупированных территориях следовали солдаты вермахта.
То, что было всегда очевидно гражданам СССР, Польши, Чехословакии и других оккупированных во время войны стран Восточной Европы, стало откровением для немцев лишь через полвека после окончания войны.
Выставка имела настолько ошеломляющий эффект, что о ней начали говорить, критиковать. Впервые глубочайшее молчание, царившее до сих пор, было нарушено.
Было показано, что одновременно с вермахтом на чужую территорию входили айнзацгруппы SS и подразделения полиции безопасности. Эти айнзацгруппы и полицейские части были с воодушевлением приняты вермахтом, который полностью содействовал деятельности «отрядов смерти», обеспечивая охрану и снабжение. Только на оккупированных территориях Советского Союза при непосредственном содействии вермахта айнзацгруппами было убито три миллиона евреев. До 1995 года в Германии мало кто об этом знал.
Холокост в сознании немцев ассоциировался лишь с депортацией европейских евреев в концлагеря, последующим уничтожением их в газовых камерах, но не с убийствами под открытым небом при помощи пулемётов.
За холокост был ответственны лишь тысячи конкретных эсэсовцев, а к преступлениям вермахта были причастны многие миллионы немецких солдат. Десять миллионов военнослужащих вермахта на Восточном фронте убили более 26 миллионов советских граждан.
Буквально в каждой немецкой семье был кто-то из родственников, воевавших на Востоке. Большинство немцев, даже по прошествии полувека, были готовы принять правду лишь о тех преступлениях, в которых были замешаны тысячи незнакомые им соотечественники в концлагерях, но не те, в которых замешаны миллионы престарелых родственников.
Против этой выставки были массовые протесты по всей Германии. На имя мэра Мюнхена, где была показана самая первая экспозиция, стали поступать письма протеста от объединений ветеранов, угрозы от праворадикальных группировок. Неонацистская Национал-демократическая партия Германии открыто объявила выставке войну и организовала многотысячную демонстрацию неонацистов, ставшую самым крупным митингом правых экстремистов в Мюнхене с 1930-х годов.
Противодействие не привело к закрытию, а наоборот подогрело интерес к выставке, к разочарованию её противников. Посмотреть экспозицию пришли сотни тысяч людей. Выставка даже стала темой обсуждения в бундестаге.
Несмотря на эксцессы, эта и аналогичные выставки запустили в стране многочисленные жёсткие и бескомпромиссные дискуссии в прессе и на телевидении, результатом которых стало осознание того, что преступления совершали не только подразделения SS, но и солдаты вермахта, т. е. обычные граждане – немецкие крестьяне, рабочие, парикмахеры, булочники и школьные учителя, по приказу Гитлера одетые в военную форму и отправленные на Восток, завоёвывать для немецкой нации «жизненное пространство».
Убивали и насиловали местное население массово, делали это многие немецкие солдаты, даже те, кто относился к идеям национал-социализма безразлично.
Отрицая уничтожение евреев и советского гражданского населения, бесчеловечное обращение с советскими военнопленными и другие преступления вермахта, противники выставки называли типичное поведение солдат нормальным, продиктованным ведущимися боевыми действиями, а возникавшие «единичные инциденты», объясняли тем, что «…война в принципе понижает нравственный уровень и упомянутые преступления совершались не только вермахтом, но и армиями всех воюющих стран». «Цель выставки в том, чтобы оскорбить честь миллионов немцев» - писал в своей статье член ХДС Ф. Штурмфалль.
Вступивший на открытии директор Гамбургского института социальных исследований Ян Филипп Реемтсма так определил смысл выставки, который пытались донести до зрителей организаторы: «Военные преступления вермахта на Востоке были не нарушением границ дозволенного, а самим лицом этой войны».
Так, через почти 50 лет был разрушен миф о том, что солдаты вермахта не совершали преступлений.
Выставки имели ещё один «побочный эффект» – внезапно пришло осознание того, что даже те солдаты вермахта, которые не принимали непосредственно активного участия в преступлениях, своей службой поддерживали преступный режим, а не защищали отечество.
Среди молодого поколения стало распространённым мнение о том, что настоящие героями были не те, кто шёл на фронт, а те, кто отказывался идти воевать в чужую страну, убивать поляков, украинцев, русских, отправляясь в наказание за свой отказ служить в вермахте в тюрьмы и концлагеря.
В печах лагерных крематориев закончили свою жизнь тысячи членов религиозной организации «Свидетели Иеговы», отказывавшихся служить в армии и брать в руки оружие из религиозных убеждений, баптистов, католиков, евангелистов, убеждённых пацифистов других конфессий, коммунистов, социалистов, анархистов и прочих политических противников гитлеровского политического режима, просто несогласных с нацистами, отказывающихся убивать и умирать за фюрера и его амбиции.
Разные мнения о выставке были у стариков, прошедших через ужасы Восточного фронта.
Примерно половина ветеранов, высказавших своё отношение к теме выставки, полностью отрицала сами факты военных преступлений, утверждая, что немецкий солдат, будучи европейцем и представителем «высшей расы», никогда бы не совершил ничего подобного по отношению к мирному населению и военнопленным.
Чуть меньше тридцати процентов опрошенных считало, что преступления, совершённые солдатами, действительно имели место, но были единичными, тогда как основная ответственность лежала на SS, гестапо и вспомогательной полиции, состоящей из местных жителей. При этом военные преступления, совершённые эсэсовцами и полицией, оправдывались в основном ветеранами войск SS (die Waffen-SS), считавшими бессудные казни лишь ответом на бесчеловечные действия партизан в отношении немецких солдат.
Только пятая часть признавала преступления и раскаивалась в содеянном. Отношение этой категории бывших солдат к выставке хорошо характеризует высказывание 76-летнего ветерана: «Я сочувствую всем солдатам, которые должны были принимать участие в карательных акциях. Отказ принимать в них участи означал лишь одно – смерть». Эти ветераны воспринимали себя не как соучастников преступной войны, а как жертв гитлеризма, отказываясь признавать вину.
Тех, кто признавал факты убийств и жестокого отношения солдат к пленным и населению оккупированных территорий и при этом полностью оправдывая эти преступления, были считаные единицы. Эти ветераны не отрицали преступный характер войны на Восточном фронте, однако не усматривали в этом ничего исключительного. Один такой ветеран высказался следующим образом: «Война на Востоке была преступлением, это бесспорно, но ещё ни одна война не была гуманной. Каждая война имеет свои собственные законы, и они всегда бесчеловечны».
Приведённые выше мнения участников войны возникли лишь через годы или даже через десятилетия после её окончания. В своих письмах родным с фронта, в своих военных дневниках, которые позднее станут объектом исследования историков, немецкие солдаты были другого мнения о войне и о народах, подвергшихся агрессии Третьего Рейха.
Если сейчас ветераны называют себя просто солдатами, добросовестно исполнявшими свой воинский долг или в крайнем случае жертвами нацистского режима, принудившего их совершать преступления, на которые не были способны в мирное время, то в 1939-1945 годах они считали себя повелителями других народов. Эти «другие народы» солдаты вермахта воспринимали лишь грязью, человеческим мусором, недостойным сострадания и гуманного отношения.
Я уверен, что если бы не нацистская пропаганда, отношение немецких солдат к населению Восточной Европы было бы куда гуманнее.
Чем злее пропаганда, чем на более глубоком уровне человеческой психологии она работает, чем более глубинные страхи и предубеждения она использует, тем большее действие она оказывает на людей.
Убеждением и страхом воздействовать на человека гораздо проще и удобнее, чем простым убеждением. Чем ужасней нарисованные пропагандистами картинки, чем в более ужасном виде представляются враги, тем податливей сознание жертвы пропаганды.
Не случайно в пропаганде используется тема военных преступлений, совершаемых противником.
Не было и никогда не будет войн, на которых бы военные не совершали преступлений. Нет, не было и не будет армии, солдаты которой не совершали в прошлом или не будут в будущем совершать преступления.
Несмотря на то, что военные преступления совершаются всегда с обеих сторон, значительно бо́льшая часть вины всегда лежит на агрессоре, т. к. если бы он не начал войну, не было преступлений ни со стороны нападавших, ни со стороны защищающихся.
Как только где-то возникает разговор о необходимости превентивного нападения на соседнюю страну, вне зависимости от контекста, там являет свой лик фашизм. Он может быть любой – левый, правый, красно-коричневый или серо-буро-малиновый.
Только за один призыв к «превентивному военному удару», по моему мнению, следует сразу отправлять в тюрьму.
Насильников и убийц осуждают на пожизненное лишение свободы, а в некоторых странах их приговаривают к смерти. Редко в современном мире пропагандисты, спровоцировавшие войны или массовые убийства, получают большие сроки заключения, чаще всего они отделываются символическим наказанием.
Если вдуматься, то насильники и убийцы менее опасны для общества, чем пропагандирующие ненависть политики, журналисты, писатели или другие публичные люди.
Самый плохой поступок в жизни человека, убившего в гневе или из мести другого, либо поддавшегося внезапно возникшему искушению отнять чужое или отдавшегося целиком своей непомерной похоти, не совладавшего со своим животным инстинктом, не всегда отражает внутреннюю сущность преступника.
Может так случиться, что этот ужасный поступок вообще был единственным злодеянием, которое человек совершил в своей жизни и о котором он искренне раскаивается.
Другое дело люди, совершающие преступление сознательно, в течение длительного времени, часто годами, прекрасно осознающие последствия своего поведения. К таким преступникам относятся идеологи, создающие фашистские доктрины и пропагандисты, формирующие у своих читателей, слушателей и зрителей искажённое представление об окружающем мире, заражающие сознание миллионов людей ненавистью.
Даже самый кровавый маньяк может убить максимум десятки человек, а пропагандист способен сподвигнуть миллионы одних людей на убийства миллионов других.
Даже один умелый манипулятор массовым сознанием способен вдохновить на убийства несколько поколений, спровоцировать возникновение через долгие годы новой волны ненависти.
Пропагандист Гёббельс намного ужаснее и опаснее Гитлера, отдававшего приказы. Если бы не было Гёббельса, то эти распоряжения просто бы никто не стал выполнять.
Немцы, несомненно, нация дисциплинированная и законопослушная, но даже они не стали бы покорно исполнять бесчеловечные приказы, не будучи уверены в своей правоте, в своей исключительности и высокой исторической миссии немецкого народа.
Государственный террор, безусловно, оказывал своё устрашающее воздействие на население, но одним лишь террором невозможно заставить миллионы людей в едином порыве поддерживать гитлеровский режим. Страхом можно добиться пассивности, непротивления злу, но не никак не энтузиазма, с которым немцы претворяли в жизнь имперские мечты своего фюрера и политическую программу его партии.
Гёббельс и его подручные отняли жизнь у 60 миллионов. Не сомневающиеся ни на минуту в своих действиях солдаты вермахта, лётчики люфтваффе, палачи айнзацгруп и охранники концлагерей были орудием в руках нацистских идеологов-теоретиков и пропагандистов, которые несли идеи национал-социалистов в массы.
По моему предельно скромному мнению, место военных преступников в тюрьме, пожизненно, а пропагандистов – на виселице.
На Нюрнбергском процессе Ганс Маркс, адвокат главного редактора антисемитской и антикоммунистической газеты «Штурмовик» (Der Stürmer) Юлиуса Штрейхера пытался доказать судьям, что никто в Германии не воспринимал газету всерьёз, якобы все над этой газетой насмехались, а фанатизм его подзащитного был следствием больной психики.
Одержимость Штрейхера навязчивыми идеями действительно впечатлила судей, они признали, что подсудимый был одержим своими безумными идеями и был психопатом, но посчитали, что содеянное не было невинной фантазией сумасшедшего газетного редактора.
Суд признал Юлиуса Штрейхера, не участвовавшего непосредственно в военных преступлениях и преступлениях против человечности, не принимавшего никаких решений о начале войны, не участвовавшем в геноциде, виновным исключительно за печатную пропаганду и приговорил его к смертной казни.