Найти в Дзене

Ишков и его время

В 90-е годы в Елабуге сменилось трое глав администрации. Первым главой был Герман Мелкумянц, его назначили в 1992 году, проработал он всего год. Ильшат Гафуров, пришедший к власти в 1998 году, пробыл на посту, напротив, необычно долго — 12 полных лет. Основное время его правления пришлось на «тучные» нулевые, когда экономика страны после затяжного падения наконец начала потихоньку расти. А на долю Ильдара Ишкова пришелся период с 1993 по 1998 год — большая часть тех самых паскудных лет. Поэтому 90-е в Елабуге можно назвать временем Ишкова. Глав администраций в Татарстане, как известно, назначает Президент республики. Если говорить формальным языком - рекомендует. Местные Советы рассматривают рекомендованную кандидатуру и соглашаются утвердить его главой. Хотя, опять-таки формально, могут и не согласиться. Такие случаи в истории Татарстана случались, как раз в Елабуге такое и произошло в начале 90-х, во время разгула местного самоуправства. Горсовет два раза отвергал кандидатуры, предло
В 90-е годы в Елабуге сменилось трое глав администрации. Первым главой был Герман Мелкумянц, его назначили в 1992 году, проработал он всего год. Ильшат Гафуров, пришедший к власти в 1998 году, пробыл на посту, напротив, необычно долго — 12 полных лет. Основное время его правления пришлось на «тучные» нулевые, когда экономика страны после затяжного падения наконец начала потихоньку расти. А на долю Ильдара Ишкова пришелся период с 1993 по 1998 год — большая часть тех самых паскудных лет. Поэтому 90-е в Елабуге можно назвать временем Ишкова.

Глав администраций в Татарстане, как известно, назначает Президент республики. Если говорить формальным языком - рекомендует. Местные Советы рассматривают рекомендованную кандидатуру и соглашаются утвердить его главой. Хотя, опять-таки формально, могут и не согласиться. Такие случаи в истории Татарстана случались, как раз в Елабуге такое и произошло в начале 90-х, во время разгула местного самоуправства. Горсовет два раза отвергал кандидатуры, предложенные Президентом Татарстана.

На третий раз Минтимер Шаймиев на должность главы администрации предложил Германа Мелкумянца — это была компромиссная фигура. С его кандидатурой был согласен президент и были согласны депутаты, не согласен был только сам Мелкумянц. Это вообще был последний человек в городе, хотевший стать руководителем Елабуги. В конце 80-х его уже пытались задвинуть на должность первого секретаря горкома, но тогда Герману Тиграновичу удалось отвертеться — сказался нездоровым. Однако в конце концов ему пришлось взвалить на себя это нежеланное бремя. Говорят, что его обещали сменить через полгода, когда найдется подходящая кандидатура. Но каденция затянулась на год, и за это время Мелкумянц три раза писал заявления с просьбой освободить его от этой должности.

Председатель совхоза "Елабужский" Герман Мелкумянц - будущий первый глава Елабуги
Председатель совхоза "Елабужский" Герман Мелкумянц - будущий первый глава Елабуги

Подбирать (не назначать!) нового главу приехал сам руководитель аппарата президента Татарстана Халяф Низамов, «серый кардинал», ближайший друг и соратник Шаймиева. Миссия Низамова в Елабуге несколько затянулась. Халяф Мирзамухаметович город знал, он когда-то жил здесь, учился в пединституте. Два дня он советовался с руководителями ведущих предприятий, разговаривал с общественниками, с коммунистами, с ТОЦ, с молодежью, расспрашивал обычных людей. Люди показывали на энергичного и деятельного первого заместителя Мелкумянца, который в последние полгода фактически заменял его на работе. Так на столе Шаймиева сначала оказалась папка с личным делом 35-летнего Ильдара Ишкова. А чуть позже перед ним предстал и сам кандидат.

Халяф Низамов (крайний справа)
Халяф Низамов (крайний справа)
- Слушай, я тебя не знаю, - нахмурился Минтимер Шарипович. - Я всегда, когда кого-нибудь назначаю, что-то знаю про человека. Знаю его отца, например. А тебя вообще не знаю, но вся Елабуга показывает на тебя. Как ты будешь работать, если я тебя назначу?
- Ну я ведь работаю. - Ишков замешкался, не зная, как себя отрекомендовать. - Я в школе хорошо учился, институт на отлично закончил. Мне всегда везло на учителей... Вы, наверное тоже хорошим учителем будете, - сподхалимничал будущий глава.
- Ну ладно, иди работай!

Так началась пятилетняя эпоха правления Ишкова с 93 по 98 год - самая гуща всех невзгод того десятилетия. Про какое-то развитие тогда говорить и не приходилось. Россия еще не оправилась от развала, экономика страны продолжала падать, в стране бушевала инфляция. В Елабуге ситуация была едва ли лучше, чем по стране. ЕлАЗ — градообразующее предприятие, достроить так и не успели, его дальнейшее финансирование с каждым годом вызывает все больше вопросов. Есть еще нефтяники, но и они не в состоянии вытянуть город. Вдобавок ко всем бедам, в те годы градообразующие предприятия начали избавляться от непрофильных активов. Жилые дома, больницы, сады и школы, объекты культуры — все, что раньше висело на балансе предприятий, передавалось муниципалитету. Местный бюджет откровенно не справлялся со свалившейся нагрузкой, денег катастрофически не хватало даже на самые необходимые нужды.

-4

90-е годы - еще и время расцвета криминала. Милицейские сводки пестрели многочисленными фактами разборок, разбоя, грабежа, воровства. Ежедневно в городе и районе обкрадывали квартиры, частные дома, конторы, школы и даже детские сады. Первые этажи жилых домов были сплошь зарешечены, машины на ночь без присмотра никто не бросал. Ночные же прогулки считались делом вообще крайне рискованным для жизни. В каждом номере городской газеты печаталась заметки о розыске — это тоже примета времени. Они были двух видов: обнаружен неизвестный труп или же пропал человек. Редко когда номер выходил без этих зловещих статеек.

-5

В городе активно действовали молодежные группировки, но вот что удивительно. За пять лет руководства Ишкова в городе не было ни одного громкого заказного убийства. Ему каким-то образом все это время удавалось сохранять мирный баланс среди действующих авторитетов. Убийство Олега Музлова, Саида Гафиатуллина — произошло до. Убийства Айдара Исрафилова, Айрата Шакирова, Александра Вотякова — случились уже после вступления в должность Гафурова.

Лотерейный билет избирателя
Лотерейный билет избирателя

В 1995 году в республике состоялись выборы в Верховный Совет Татарстана, точнее уже в Государственный Совет. С этого момента вводилось новое правило. Теперь все главы администраций были обязаны быть народными депутатами Татарстана. Это был своеобразный экзамен для руководителей районов. Смог избраться в депутаты — значит, ты настоящий хозяин, контролируешь ситуацию на месте. Ильдар Ишков успешно прошел это испытание, победив в выборах в первом же туре. Вторым депутатом от Елабуги стал Герман Мелкумянц — одобренный и проверенный человек. Третьим депутатом от Елабуги неожиданно становится Ильшат Гафуров, известный в городе предприниматель, решивший стать государственником. С этого момента Гафуров - постоянный участник городских сессий, сессий Госсовета. С этого момента о нем пишут уже в официальной хронике.

Ильшат Гафуров. Из бизнеса во власть вместе с бизнесом.
Ильшат Гафуров. Из бизнеса во власть вместе с бизнесом.

Глядя сейчас на эти газетные публикации, задним умом понимаешь, что появление Гафурова на политическом горизонте не было случайным явлением. На заседаниях в горсовете и в Госсовете рядом с Ишковым сидел его прямой конкурент, и он, скорее всего уже тогда примерялся к креслу главы. Гафуров хоть и бизнесмен, но был в большей степени интегрирован в политическую систему Татарстана. Минтимер Шаймиев хорошо знал его отца, одно это обстоятельство в то время являлось решающим фактором в кадровой политике.

В апреле 1998 году Ильдар Ишков и Ильшат Гафуров поменялись местами. Ишков стал депутатом Госсовета на постоянной основе, а Гафуров главой администрации Елабуги. Разумеется, такая ротация произошла не просто так. Ей предшествовал один громкий инцидент, случившийся незадолго до отставки.

Покровская церковь
Покровская церковь

Случилось вот что. В Елабугу приехала съемочная группа телеканала «Культура» для производства очередного фильма про Елабугу. Ильдар Ишков выступил гидом и лично водил телевизионщиков по городу, показывал достопримечательности. Заехали в Покровскую церковь, тут глава хотел показать москвичам новые росписи, выполненные петербуржским художником Ю.В. Пугачевым. Глава лично курировал этот вопрос, это было предметом его гордости. Однако в церковь им не позволили зайти. Дьякон, находившийся в храме, запретил снимать без благословения настоятеля. Разразился скандал.

Через несколько дней Ильдар Ишков попытался через газету дать свое объяснение произошедшему. Корреспондент «Новой Камы» прямо его спросила об этом. Тогда газета еще позволяла себе задавать такие вопросы. Позже — нет.

- В связи с чем вы появились с оператором телевидения в Покровской церкви?
- Елабуга, как вы знаете, вошла в число малых городов России, на восстановление которых в бюджет России будут заложены средства. Но для этого надо показать наш город как можно лучше, что мы и хотим сделать, пригласив сюда группу российского телевидения канала "Культура". Вместе с оператором мы побывали на Елабужском (Чертовом) городище, сняли Спасский собор, Казанско-Богородицкий женский монастырь, все музеи города, особенно краеведческий, только в Ананьино не были. Словом, хотели показать все, где оставила след ее величество история, и что необходимо сохранить.
Рассчитывали показать и то, что уже сделано елабужанами. С этой целью пошли в Покровскую церковь. К сожалению, непонимание со стороны отца Николая привело к тому, что он стал выталкивать оператора из церкви, не захотев выслушать нас.
Я обращаюсь к отцу Сергию, ко всем христианам: возможно мы что-то сделали неправильно с точки зрения религии, но наша конечная цель благая - показать исторические здания Елабуги, в том числе религиозные - в России и получить средства на их реставрацию, в том числе Спасского собора. Создали фонд по реставрации Спасского собора и лично контролирую там ход работ. Пользуюсь 130-летием Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря, обращаюсь к Президенту Республики Татарстан Шаймиеву, к Мухаметшину с просьбой о реставрации монастыря.
***
Хочу обратиться через газету к отцу Сергию (я его приглашал - он не пришел и по телефону не отвечает) и ко всем христианам. Сегодня администрация делает все, чтобы возродить религию в Елабуге - христианство и мусульманство. Чтобы через религию люди стали добрее, красивее во всех отношениях и лучше относились друг к другу. Поэтому стоит ли закрывать двери церкви перед кем бы то ни было? Показывать красоту Елабуги и через красоту воспитывать народы Татарстана, России - это ведь не противное Богу дело. Мы, люди, можем ошибаться, неправильно себя вести. Красота же останется.
Новая Кама, 18 апреля 1998

Церковная сторона своих комментариев давать не стала, зато изложило претензию к Ишкову в коллективном письме Минтимеру Шаймиеву. Впрочем, даже если бы отец Сергий и захотел бы выступить в газете, то он этого не смог бы сделать. Через два дня после выхода этого номера в редакции «Новой Камы» случился сильный пожар, сильно выгорел второй этаж, и газета просто перестала выходить. В городе образовался информационный вакуум — подходящая обстановка для смены власти.

Следующий номер газеты вышел только через 10 дней. Материал на передовице сообщал о прошедшей накануне внеочередной сессии 29 апреля 1998 года. Было объявлено, что Президент РТ подписал приказ об освобождении от занимаемой должности главы администрации И. Ишкова (согласно его заявлению) в связи с переходом на работу в Госсовет на постоянной основе. На сессии депутаты единогласно, при одном воздержавшемся, утвердили Ильшата Гафурова главой администрации.

-9

Между тем, инцидент, случившийся в Покровской церкви, вряд ли стал поводом для отставки. Руководитель аппарата Президента Халяф Низамов заверил Ильдара Ишкова, что к нему претензий нет, работает он хорошо. Просто назрели кадровые вопросы, надо написать заявление. Ну надо, так надо.

Могущественный Халяф Низамов сам приехал представлять нового главу. Знал ли он тогда, что и ему работать на этом посту оставалось совсем немного? Ровно через месяц он организует в Казани «дворцовый переворот», получивший позже известность как «бунт глав». Вопреки воле Шаймиева, на пост председателя Госсовета он попытается протащить своего кандидата — мэра Челнов Рафгата Алтынбаева. Но интрига не удалась, Минтимеру Шаймиеву стало известно о предстоящем заговоре, и он ловко переиграл своего старого соратника. На пост председателя был избран «системный» Мухаметшин, а «несистемный» Алтынбаев ушел в опалу. И «всесильный Халяф», как его тогда называли, был изгнан с татарстанского олимпа. Ушел в отставку, замешанный в «бунте глав» министр МВД. Потихоньку уволили и тех глав-депутатов, которые посмели голосовать за Алтынбаева, разумеется «ушли» и самого Алтынбаева.

Рафгат Алтынбаев
Рафгат Алтынбаев

В Елабуге тоже наступают великие перемены. Вместе со сменой главы здесь скоро поменяется и вся властная верхушка. В администрацию придут совершенно новые люди. Да что там Елабуга и Казань! Через полтора года сменится власть в России, старый Президент простится с «дорогими россиянами» накануне нового года, а на его место придет совсем безвестный человек, который в будущем перевернет ход мировой истории. Так наступал 21-й век.