Префронтальная кора или лобные доли – это участок мозга, который отвечает за откладывание вознаграждения, долгосрочное планирование и выбор более сложного, но правильного решения. Она посылает сигналы в другую область мозга, отвечающую за импульсивность и эмоциональность (лимбическая система). А также лобные доли отлично противостоят зову лимбической системы пуститься «во все тяжкие». Высоко дисциплинированные люди отличаются повышенным метаболизмом в префронтальной коре, а социопаты – пониженным. Повреди человеку лобную кору и мы получим гиперагрессивного, сексуально расторможенного социопата или проще говоря человека с «лобным синдромом».
В префронтальную кору поступают стимулирующие сигналы от «центра удовольствия» или вентральной области покрышки (она является началом мезокортикального и мезолимбического дофаминового пути) который вырабатывает нейромедиатор дофамин, так называемый «гормон счастья». Вот в нем то и кроется ответ на основной вопрос.
Нейробиологи провели исследование на выработку дофамина, в котором обезьяна, чтобы получить лакомство должна нажать на рычаг определенное количество раз после того, как загорится лампочка. Эксперимент показал, что уровень дофамина повышался у примата не вот момент, когда он получал награду, а перед нажатием на рычаг поле сигнала лампы. Таким образом «гормон счастья» вырабатывается не в ответ на награду, а в предвкушении награды.
Ученые решили пойти дальше и усложнили задачу. Теперь награда выпадала не всякий раз, когда обезьяна справлялась с задачей, а лишь в 50% случаев. Что же произошло с уровнем дофамина? Он вырос! Чем выше неопределенность в получении награды, тем выше уровень дофамина в мозге и тем счастливее испытуемый.
Человеком, вновь и вновь дергающим за рычаг слот машины (игральный автомат), правит тот же механизм, что и приматом. Именно «в погоне за счастьем» люди широко раскрыв глаза проигрывают последние сбережения.
В отношениях примерно таже картина. Девушки «подкармливают» надеждой юношей, находящихся в их френд зоне, маленькими наградами в виде редких поцелуев щечку, обнимашек. Юноши «подкармливают» неопределенностью девушек, ждущих от них хоть строчки в сообщении или звоночка. Не даёт закончить такие отношения высокий уровень дофамина от неопределенности получения желаемой награды за свои старания.
У этого есть и обратная сторона. Предвкушение чего-то страшного и неприятного в разы увеличивает негатив. Мы оцениваем возможное наказание хуже, чем неизбежное. Такие терзания могут привести к страшным последствиям вплоть до лишения рассудка или суицида.
Вот такие вот вещи, сдобренные маринадом из гормональных и аффективных воздействий, творятся в нашей голове в предвкушении чуда.