14,6K подписчиков

5-я истребительная эскадрилья кайзера (03). «Золотой триумвират»

315 прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Как уже говорилось в предыдущей статье, почти половина из всех воздушных побед, одержанных пилотами Jasta-5 (43% от общего числа), приходится на долю трех самых выдающихся асов этой эскадрильи - Фрица Румей, Отто Кённекке и Йозефа Маи, прозванных «золотым триумвиратом». Общий счет этой троицы составил 108 побед; все они были одержаны уже на заключительном этапе войны - в течение второй половины 1917 и всего 1918 гг.

RUMEY Fritz (45 побед)

Как уже говорилось в предыдущей статье, почти половина из всех воздушных побед, одержанных пилотами Jasta-5 (43% от общего числа), приходится на долю трех самых выдающихся асов этой эскадрильи - Фрица-2

Пруссак Фриц Румей (1891-1918) начало войны встретил в составе пехотного полка; отправленный на Восточный фронт, он заслужил в боях Железный крест 2-го класса. В августе 1915 Фриц добровольно перевелся в авиацию, и после обучения в летной школе стал летчиком разведывательной авиации. В начале 1917 вице-фельдфебель Румей прошел переподготовку на пилота истребителя, после чего его направили в Jasta-2; но не прошло и месяца, как Фрица перевели в Jasta-5. В составе этой эскадрильи Румей и одержал первую воздушную победу, уничтожив 6 июля аэростат; в том же месяце Отто был произведен в офицеры.

К концу 1917 г на счету лейтенанта Румей числилось 5 побед: аэростат и 4 британских аэроплана. По меркам Антанты такая результативность давала право летчику именоваться асом, однако в германской авиации «планкой элиты» (которую немцы называли не асами, а «каноне») служили не 5, а 7 побед. Рубежа «каноне» Фриц достиг 28 января 1918, после уничтожения британского двухместного истребителя Bristol F.2b. Очень «урожайной» для новоиспеченного германского «каноне» (или, как обычно пишут в книгах, «аса») стала весна: к началу лета личный счет Фрица вырос до 21 победы! За июнь Румей сбил еще 6 истребителей; из этих побед самой значительной стала победа 26 июня: в тот день он уничтожил британского аса Э.Ч. Итона из 65-й эскадрильи, имевшего 5 побед. А в июле Фрицу не повезло: в первые дни он сбил еще 2 самолета, но затем получил ранение, и выбыл из строя почти на два месяца. Вернувшись в часть в конце августа, Румей освоил один из недавно полученных эскадрильей новых истребителей Fokker D.VII, на котором летчик добился самых впечатляющих успехов: с 3-го до 27-го сентября он сбил 16 аэропланов, доведя свой общий счет до 45 побед. Самым результативным для Фрица стал день 17 сентября, за который Румей «завалил» три британских истребителя. А вот день 27 сентября, когда Фриц сбил 45-й самолет, закончился для немца трагически. Подробности его гибели в разных источниках описываются по-разному. В одних говорится, что на маневрировании Румей столкнулся с самолетом капитана Г.Э.Б. Лоусона из 32-й эскадрильи; Фриц выпрыгнул из своего разрушившегося Фоккера, но его парашют не открылся. Другие источники утверждают, что Румей буквально «загонял» истребитель SE-5a британского аса, и Лоусон в маневрировании потерял управление, врезавшись в землю. Однако и Румей совершил ошибку: потеряв на виражах скорость, он слишком рано потянул свой «Фоккер» вверх. В результате немецкий аэроплан сорвался в штопор; Фриц выпрыгнул из потерявшего управление аэроплана, однако его парашют не успел раскрыться. При этом все источники сходятся на том, что Лоусон в этой передряге выжил!

До своей гибели лейтенант Румей за боевые успехи успел получить высшую военную награду кайзеровской Германии – голубой крест «Pour le Merite».

KÖNNECKE Otto (в составе Jasta-5 - 33 из 35 побед)

Как уже говорилось в предыдущей статье, почти половина из всех воздушных побед, одержанных пилотами Jasta-5 (43% от общего числа), приходится на долю трех самых выдающихся асов этой эскадрильи - Фрица-3

Отто Кённекке (1892-1956) начало войны встретил в должности инструктора летной школы, и до декабря 1916 года он продолжал заниматься обучением новичков летному делу. Но в декабре Кённеке был направлен в Jasta-25, действовавшую на Македонском фронте. Там Отто 9 января 1917 года одержал воздушную победу, которую, впрочем, не смог подтвердить. Поэтому официальный счет его открылся только 5 февраля, после подтвержденного уничтожения сербского «Фармана».

А весной имевшего уже две победы Кённекке перевели на Западный фронт: германское командование постоянно переводило проявивших себя летчиков с второстепенных фронтов во Францию, где шли наиболее интенсивные и тяжелые воздушные бои. Так Отто в конце апреля 1917 оказался в Jasta-5, где он впоследствии выдвинулся в число наиболее результативных пилотов. Первую победу в составе Jasta-5 Отто Кённекке одержал 28 мая, а к началу осени он сбил еще 4 аэроплана. К тому времени летчик уже был произведен в офицеры – в июне он стал лейтенантом. Новый, 1918 год Отто встретил уже 11-победным асом. В отличие от многих других летчиков, без оглядки бросавшихся в «собачью свалку», быстро набиравших свои победные счета и так же быстро погибавших, Кённекке действовал неторопливо и методично. Осторожничая, и предпочитая внезапные атаки на зазевавшегося врага, Отто сбивал в месяц не более 2-3 вражеских самолетов; но постепенно его победный счет становился все более впечатляющим. Самым «урожайным» для Кённекке стал август, за который Отто сбил 9 аэропланов. И в результате осторожного поведения и внезапности атак лейтенант Кённекке дожил до конца войны, доведя свой счет до 35 побед. За эти успехи летчики и был награжден высшим военным орденом Германии – «Pour le Merite».

MAI Josef (30 побед)

Как уже говорилось в предыдущей статье, почти половина из всех воздушных побед, одержанных пилотами Jasta-5 (43% от общего числа), приходится на долю трех самых выдающихся асов этой эскадрильи - Фрица-4

Йозеф Маи (1887-1982) вступил в авиацию в мае 1915 г, но пилотом он стал только в июне 1916. Поначалу Йозеф водил бомбардировщик в составе Kasta-29 из KG-5, но затем его перевели в истребители. Завершив переподготовку в начале 1917 г, Маи в марте прибыл в Jasta-5. Здесь ему понадобилось участвовать в боевых вылетах почти полгода, чтобы набраться опыта, позволяющего начать одерживать воздушные победы. Первый самолет Йозеф сбил только 20 августа, а к концу 1917 г на его счету было 5 побед. Титула «каноне» Маи добился за январь 1918, уничтожив еще 2 британских истребителя. Такими же неторопливыми темпами Йозеф к началу лета довел свой счет до 13 побед. Затем последовали по две победы в июне и в июле. В августе Маи, ставший к тому времени офицером, сбил уже 6 самолетов, причем 8 августа он сделал «дубль», а 19 августа – «трио»: первые два «Бристоля» Йозеф «завалил» в течение всего одной минуты, а истребитель SE.5a он отправил на землю через 30 минут после этого. Но самым успешным для лейтенанта Маи стал сентябрь: за этот месяц летчик сбил 7 британских самолетов, доведя свой личный счет до 30 побед. Еще 15 заявленных им побед Йозеф не смог подтвердить, и эти заявки не были ему засчитаны (немецкая система подсчета была значительно строже британской, в которой вероятные победы прибавлялись к подтвержденным, создавая неоправданно огромные рейтинги асов). Однако и количества подтвержденных побед Маи оказалось достаточно для того, чтобы вместе с победами других «каноне» 5-й эскадрильи (в первую очередь в сложении с результатами самых успешных - Кённекке и Румей) вывести Jasta-5 на 3-е место среди всех немецких истребительных эскадрилий.

Боевые заслуги Йозефа Маи были вознаграждены Железными крестами 1-го и 2-го классов и Золотым крестом Военных заслуг. В сентябре командованию было отослало представление Маи к награждению высшей военной наградой Германии - орденом «Pour le Merite»; однако заветного «Голубого Макса» Йозеф почему-то так и не получил.

ПОСЛЕДНИЙ КОМАНДИР И АС JASTA-5

SCHMIDT Otto (в составе Jasta-5 – 9 из 19 побед)

Как уже говорилось в предыдущей статье, почти половина из всех воздушных побед, одержанных пилотами Jasta-5 (43% от общего числа), приходится на долю трех самых выдающихся асов этой эскадрильи - Фрица-5

Отто Шмидт (1885- ?) встретил начало войны офицером гусарского полка, однако позиционный характер 1-й мировой войны сделал из него пехотинца. Весной 1915 лейтенант Шмидт был ранен, а после излечения получил назначение в службу технического снабжения пехотной дивизии. Работа с техникой и натолкнула бывшего кавалериста на мысль о переводе в авиацию. Подав в марте 1916 рапорт, обер-лейтенант Шмидт уже в апреле стал стрелком-наблюдателем разведывательного самолета в FA-25. Именно как стрелок двухместного самолета Отто и одержал две первые победы: в июне он сбил вражеский аэроплан, и в июле – аэростат. Причем аэростат Шмидт уничтожил, совершая вылет на самолете, который вел лейтенант Ренатус Тайллер – тоже будущий ас Jasta-5.

В октябре 1916 Шмидт поступил в летную школу и, получив после обучения диплом пилота, в марте 1917 стал летчиком-истребителем в Jasta-7. В составе этой эскадрильи Отто сбил 2 самолета, после чего его назначили командиром Jasta-32b (32-й баварской эскадрильи), в которой Шмидт также дважды добился успеха. Однако в августе, спохватившись, что Шмидт не является баварцем, командование убрало его из баварской эскадрильи, переведя в прусскую Jasta-29. В 29-й эскадрилье Отто до октября довел свой счет до 10 побед; наиболее значительным в этот период стало уничтожение Шмидтом 11 сентября 1917 года истребителя «Ньюпор» капитана Л.Ф. Дженкина из 1-й британской эскадрильи, кавалера Военного креста, имевшего на своем счету 22 победы. Но 18 октября во время атаки на аэростат Отто был тяжело ранен огнем с земли, и надолго попал в госпиталь.

После выздоровления, в начале июля 1918 г., Шмидт принял под свое командование Jasta-5, во главе которой и оставался до конца войны. В период своей службы в 5-й эскадрилье Отто сбил еще 7 аэропланов и 2 аэростата, доведя свой общий счет до 19 побед (12 самолетов и 7 аэростатов). Еще 4 заявленные победы Шмидт не смог подтвердить, и эти заявки не были ему засчитаны. Боевая служба офицера была вознаграждена Железными крестами 2-го и 1-го класса, и Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами. В конце войны командованием Jagdgruppe-2, в которую входила Jasta-5, отослало правительству представление на обер-лейтенанта Шмидта к награждению орденом «Pour le Merite», однако в связи с наступлением перемирия Отто так эту награду и не получил.

5-я истребительная эскадрилья кайзера (01). История Jasta-5

5-я истребительная эскадрилья кайзера (02). Ранние асы Jasta-5

Источники:

Merrill G.K. Jasta 5. Albatros Productions, 2004.

Murawski M. Kaiser’s Aces. Lublin: Kagero, 2003.

Skulski P., Sankowski W. Asy wojny 1914-1918. Wroclaw: Ace publication, 1994

Van Wyngarden G. Early German Aces of World War 1. Osprey Publishing, 2003.

Боевое применение германских истребителей «Альбатрос» в Первой мировой войне. «Война в воздухе» № 75. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001 г.

Спик Майк. Истребители. Асы ХХ века М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Фрэнкс Н., Бейли Ф., Гест Р. Германские асы первой мировой войны. М.: ЭКСМО, 2006

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.