В предыдущей статье мы остановились на том, что молодожены наконец-то оказались в доме жениха. Жених только-только перенёс невесту на руках через порог дома…
Если вы думаете, что вот сейчас-то точно «весёлым пирком», то опять ошибаетесь. Нет, за стол садились, но не все, а только мужчины. Давайте посчитаем – сколько их могло здесь быть? Отец жениха, крёстный жениха (тысяцкий), один или два дяди жениха (большие бояре), старший брат (братья) жениха (малые бояре), дружка (кто им был поговорим отдельно), ну и сам жених. Младших мужчин быть не могло. В лучшем случае, залезайте на печку или полати и оттуда смотрите. Мужчины усаживались за стол, жених за всеми ухаживал, наливал каждому рюмку, при этом сам не пил и не ел категорически!
Тот факт, что за стол усаживались только мужчины вовсе не говорит о какой-то их исключительности в русской семье. Просто их таким образом «изолировали» от происходящего в данный момент в доме. Как говорится, чтобы не путались у женщин под ногами. Пусть едят, пьют, даже пусть подсматривают и подслушивают, но только ни в коем случае не вмешиваются.
Кто же в избе был из женщин? Невеста, мать жениха, крестная мать жениха. Она могла быть свахой, но если «компетенции» в свадебных делах у крёстной не хватало, то это могла быть совершенно посторонняя, но сведущая в этих делах женщина. Тетки жениха, жены дядьёв, сёстры жениха (вот тут допускались все сёстры – и старшие и младшие). Вот интересно, жены дядьёв и жены старших братьев допускались, а вот мужья тёток и мужья сестер жениха – нет, завтра придёте. В общем, сегодня вечером здесь важнее именно женщины, а не мужчины.
Так чем же занимались женщины?
Первым делом, невеста растапливала печь. Даже если до этого печь весь день топилась, поскольку такую прорву народа все-таки нужно накормить, да и, когда столько людей весь день туда-сюда шастает, а на улице холодно и изба быстро выстужается, - в любом случае, к приезду молодоженов печь должна была быть погашенной и даже все угли и старая зола из неё вынута. И вот невеста растапливает печь, а вся женская банда жениха стоит и наблюдает – какие дрова она выбрала, да как они быстро разгорелись, да какое пламя – гудит или трещит. И наблюдали, и подзуживали, и подтрунивали, и оценивали. Зачем? Подумаешь, печь растопить, для деревенского человека это плёвое дело. Наверное, именно поэтому, многие этнографы, описывающие русскую свадьбу, факту растопки печи никогда не уделяют никакого внимания. А это очень важный момент. Посторонний человек печи в доме топит? Вы хоть раз видели, чтобы кто-нибудь из соседей пришел в дом печь топить? Нет, это делает всегда и только член этой семьи.
А, поскольку, печь – это всегда хозяйство домового, то для него и знак – эта девушка теперь наша, смотри, это член нашей семьи. Конечно, весь процесс растопки печи, то, что сейчас на свадьбах называют «зажжением семейного очага», тоже превращался в игру. Женщины, наблюдая за тем, как горят поленья, делали выводы – какая жизнь будет у молодоженов: ровной и спокойной или бурной и неистовой… Ну, и, конечно, не упускали возможности упрекнуть невесту в «криворукости». Вот только еще раз напоминаю, не для того, чтобы унизить невесту, а для того, чтобы обмануть ту самую скрытую диверсионную группу в лице разных злобных нечистей.
Далее требовалось время, чтобы поленья прогорели и превратились в угли. И в это время начинался один из важнейших женских свадебных обрядов. В разных местностях он назывался по-разному – обряд окручения, обряд повивания. Сейчас на свадьбах это называют «Обрядом снятия фаты».
Обряд этот настолько важен, что женщины закрываются от мужчин в бабьем куту, отгораживаясь занавеской. Если занавески нет, то мужчин могут и выгнать из избы, пусть на улице посидят, покурят. Но в любом случае, женщины находятся только в куту, не зря в предыдущей статье я удалила этому месту в избе такое внимание.
Трудно описать точную последовательность действий обряда, в зависимости от региона, она сильно отличалась. Но «набор» действий и их смысл – неизменен вне зависимости от «внешней картинки». Как говорится, от перестановки мест слагаемых…
Прежде всего, с невесты снимался «покров». Даже до тех пор, пока в русской свадебной культуре появилась фата в нашем привычном понимании, невеста всегда была под «покровом», т.е под накинутым на неё еще в родительским доме платком. Именно накинутым, а не повязанным, узлов не могло быть. Всегда любой узел в женской одежде означал какую-то преграду, препятствие к чему-либо. А теперь главное: слово «покров» и «покровительство» - созвучно, правда? Свекровь, снимая с невесты всего лишь платок, который накинула на невесту еще утром её мать, снимает это самое «покровительство» родительского дома. Снимает ту самую родительскую власть над дочерью.
Затем, под всякие там неспешные песнопения, волосы тщательно расчесываются и заплетаются в две косы. Больше никогда невеста одну косу себе заплести не могла. Заплетенные косы укладываются по кругу вокруг головы и закрываются тем головным убором замужней женщины, который принят именно в данной местности. Почему волосы заплетаются в две косы, думаю, пояснять не нужно? Жизнь женщины это отныне не только её собственная жизнь, но и её мужа. Еще две косы можно трактовать и как всё, что было до сих пор в семье невесты, - то, чему её в родительском доме научили, сегодня объединяется со всем, что будет в доме её мужа, в её новом доме.
У нас в Сибири в этом обряде был еще один момент: не смотря на тот головной убор, которым покрывали волосы невесты, свекровь накидывала на плечи невестки большой красивый платок. С одной стороны, это был подарок невесте (больше нигде в свадьбах других регионов России не встречала никакой информации о подарках невесте). С другой, – почему именно на плечи, а не на голову? Накиньте себе на плечи большой платок, свернутый треугольником, возьмите руками за уголки платка и разведите руки в стороны… Похоже на крылья? Очень красивый смысл, на мой взгляд: вот она твоя взрослая женская судьба…. Лети!!! И, кроме этого, помним, что платок – это покров. А покров созвучно с покровительством. Получается, что свекровь, сняв с невесты покровительство её родителей, накидывая подарочный платок, берет невестку под своё материнское покровительство…
И вот только сейчас, именно с этого момента невеста становится женой. Она ВОЗРОЖДАЕТСЯ в новом для себя статусе. И невестой её больше называть нельзя, больше к смерти она не имеет никакого отношения. Но мы будем называть её по-прежнему, чтобы не запутаться в персонажах свадебного действа.
Вы помните, что у нас печка топится, которую невеста растопила? Пока проходил обряд окручения, от поленьев остались угли и у невесты появилась следующая задача. На угли она ставит горшок из сырой (то есть необожжённой) глины. Где взяла? Еще когда молодожены отъехали из дома невесты по направлению в церковь, вместе с ними отъехала еще одна телега или сани, отправляющиеся прямиком к дому жениха. В этих санях-телеге сложено приданое невесты и разные там подарки будущим родственникам. И среди всего этого такого необходимого барахла должен быть какой-то горшок, крынка, миска из сырой необожжённой глины. Надо отметить, что даже там, где крестьяне сами не изготавливали глиняную посуду, покупали они её чаще всего из сырой глины, потому что так дешевле. А потом сами в печах её обжигали. Ну а те, кто изготавливали сами – тем более.
И вот этот горшок или что там невеста привезла из своего дома, она и ставила на угли обжигаться.
И вот тут тоже было по-разному. Если времени достаточно, то результат обжига «проверяли» еще «сегодня». Если по времени было совсем поздно, то оставляли «на завтра». Но в любом случае, этот обожженный горшок разбивали об пол. Разбивал жених. И вся родня смотрела – на какие осколки этот горшок разлетелся. Если крупные, то, значит, горшок обожжен хорошо, невеста молодец. Если рассыпался в пыль – криворукая неумёха. Но главное не это. Главное то самое «посуда бьется на счастье». Крупные осколки собирали и считали – сколько их, столько будет и детей. Что может быть важнее детей для человеческого счастья? Эти крупные осколки далее использовались двумя способами. Либо, когда обмазывалась печь, прилепляли к печи, как мозаику и потом к ним добавлялись все осколки разбившейся посуды. И тут всё зависело от художественного вкуса хозяев. В итоге, печь могла превратиться в произведение мозаичного искусства.
Мой отец рассказывал, что при каждой «генеральной уборке» избы, которая делалась, как правило, к Пасхе, бабушка обмазывала печь. И те осколки горшка, которые были от её свадебного горшка, аккуратно выковыривала и прилепляла заново. А осколки от всякой другой разбившейся посуды, выбрасывала. Посуда в доме бьется систематически, так что осколков для «обновления» мозаики всегда хватало. Мой отец был 40-го года рождения, его самая старшая сестра 28-го. Но до её рождения были еще два мальчика, умершие в младенчестве. Из этого мы делаем вывод, что дед с бабушкой поженились где-то в 1924-м году. Увы, бабушку мы не застали, а вот деда при его жизни у нас не хватило мозгов спросить – когда они женились. Пусть будет 1924-й. И до самой своей смерти в 1966-м году бабушка берегла эти осколки свадебного горшка, каждый раз снова и снова прилепляла их, обмазывая печь. 42 года!!!
Если женился самый младший сын, то осколки свадебного горшка еще раз обжигались, чтобы они не были острыми и использовались детьми старших братьев жениха, как счетный материал, например, или как аналог пазлов – опять же мозаика, только которую складывали дети. А все это – развитие мелкой моторики. А мелкая моторика – это развитие интеллекта.
Сейчас, когда молодожены на свадьбах бьют фужеры, то какой смысл в этой процедуре, кроме битого стекла, засоряющего город? Но я не обвиняю их. Видимо, что-то в головах людей осталось в родовой памяти: что-то нужно разбить. Когда исчезает, забывается ответ на вопрос «почему» невозможно ответить и на вопрос «зачем»….
Но это крупные осколки. Как символ большого счастья. А были ж еще и осколки мелкие, и глиняная пыль. И эта мелочь означала каждодневное маленькое супружеское счастье, незаметное постороннему взгляду. Это всё невеста заметала веником за печь и под веником этот сор оставался на ночь. Считалось, что именно под веником в мусоре спит домовой, вот ему и оставляли «беречь» это незаметное супружеское счастье.
У нас в Сибири ко всем этим праздничным «процедурам» добавлялась еще одна, о которой в других регионах я не слышала. Невесту усаживали на табурет и трижды качали, поднимая под самый потолок. Это означало то, что отныне у неё в доме мужа есть своё место и это место высокое и достойное. Но понятию «места» в доме и его значению я посвящу отдельную статью, уже несколько статей обещаю)))) Откуда эти «Проходите, присаживайтесь», «посидеть на дорожку» и «подсидеть кого-либо»…
Вот теперь, наконец-то, уже все гости могли сесть за стол. Невеста вручала подарки всей мужниной родне. Под каждый подарок жених снова наливал рюмку гостю – и мужчине, и женщине, но сами они с невестой опять ничего не пили и не ели.
Каждый раз, когда слышала от бабусек или из литературы про этот «голодный» день для жениха и невесты, я не могла понять – зачем нужно было так морить голодом? С самого утра – ни крошки во рту…Только перед сном им давали кусок отварной курицы. Причем, всегда и везде только курица! Но почему именно её – об этом позже.
Сначала – зачем морить молодоженов весь день голодом?
Ответ на этот вопрос мне дала мой гинеколог лет 20 назад, когда я очень серьезно занялась своим похудением и похудела на 30 кг. Тогда, придя на приём, я услышала от врача фразу: «Будь осторожна! Если не планируешь беременность, лучше поберечься. Когда голодаешь, организм воспринимает это как команду к спасению рода и способность забеременеть увеличивается…» Эти слова мне сказал врач, специалист с образованием и опытом 21-го века. А наши предки, видимо, что-то такое сами понимали без всяких «образованиев».
Теперь – почему именно курица? Вообще, главный продукт свадьбы – это курица и рыба. До сих пор все, кто хоть раз гуляли на втором дне свадьбы, вспомнят обязательную уху. С одной стороны, это можно объяснить относительной дешевизной этих продуктов. Свинину или говядину нужно год растить. Рыба вообще дармовая, если поблизости есть водоём. Но, я постоянно настаиваю в каждой своей статье – нашим предкам всегда и во всём нужен был смысл. А уж тем более, когда оптимизация и смысл так хорошо совпадают. Какой смысл в курятине? Корова вполне может жить в хлеву в одиночестве. Лошадь, тем более – если одна в хозяйстве есть и то уже счастье. Свинья тоже очень часто была в свинарнике одна, если семья не очень богата. А вот кур в курятнике всегда несколько. Всегда! Вот поэтому, накануне брачной ночи молодоженов и кормили только курицей – дешевое, диетическое мясо, да еще как пожелание большой семьи. Как пожелание никогда не остаться в одиночестве… Но есть и еще один смысл. Вы когда-нибудь были на поминках? Какое первое блюдо там всегда подаётся? Куриная лапша. И мы вспоминаем значение слова «невеста»… Дальше продолжать?...
Ну что ж, впереди у наших молодоженов первая брачная ночь и этому следует посвятить отдельную статью…
Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам
01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…
02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»
03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу
04. «Два лада»
05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!
06. "Берегиня".
07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...
08. Других посмотреть и себя показать…
09. Сваха правды не скажет…
10. Приданое к проданной...
11. Приданое, которое руками не потрогать…
12. Наконец-то о том самом приданом.
13. Ответ и предисловие для критиков.
14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...
15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»
16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.
17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи
18. Маршрут свадебного поезда.
19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?
20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???
21. Всё еще не до пира…
22. Танцуем от печки…
23. С чего посуда бьётся на счастье?
24. Первый раз никому не нравится…
25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...