Найти в Дзене
Сторонник Платошкина

Платошкин: почему правительство игнорирует советы экономиста Глазьева

Оглавление

Сергей Глазьев — доктор экономических наук, который регулярно советует правительству изменить экономическую политику. Нужно понимать, что это не просто известный экономист, а в прошлом советник президента, который в данный момент занимает должность министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.

Николай Платошкин
Николай Платошкин

О советах Глазьева

Николай Платошкин сказал, что советы Сергей Глазьева — это прежде всего протекционистские меры. О чем идёт речь? Ограничение вывоза капитала, контроль правительства над Центробанком, развитие промышленности и сельского хозяйства, в том числе поддержка этих сфера со стороны государства.

Можно сказать, что советы Сергея Глазьева не лишены смысла, ведь в действительности если правительство будет считать советы Сергея Глазьева руководством к действию, то, не исключает Николай Платошкин, будет рост экономики.

Вот только проблема в том, что Сергей Глазьев подобное советует еще с нулевых годов. И в то же время с нулевых годов экономист Сергей Глазьев верит в некий левый поворот. Левый поворот — это смена экономического курса, переход от неолиберальной модели в экономике к протекционизму. Но главная проблема Глазьева, уверен Николай Платошкин, заключается в том, что он игнорирует практику и продолжает верить в том, что рыночники однажды «полевеют».

Сергей Глазьев
Сергей Глазьев

Что происходит на практике

Николай Платошкин сказал, что на деле советы Сергея Глазьева игнорируются. Причем это можно было бы еще как-то понять, если бы ситуация продолжалась несколько месяцев, год, но все продолжается уже лет 20, и никакого движения к экономической модели Глазьева нет.

Не помогло Глазьеву и то, что он был советником президента по экономике, так как на деле советы Глазьева скорее использовались как лозунги. Например, очевидно, что советы Глазьева были в стратегии-2020. Только проблема в том, что эта стратегия на практике не была реализована, никто не понес за это ответственности.

Но Глазьев, видя неудачи, продолжает что-то советовать правительству, продолжает настаивать на том, что переход к протекционизму — это рост экономики. Это понятно и без Глазьева, подчеркивает Николай Платошкин, но как-то неразумно предлагать что-то людям, которые не собираются этого реализовывать изначально.

Какая реакция у правительства на предложения Глазьева? Негативная. Финансово-экономический блок правительства (Силуанов, Решетников и др.) выступают за то, чтоб в стране была рыночная экономика, чтоб за рост экономики отвечал частный бизнес, а не государство. Поэтому финансово-экономический блок даже в условиях 2023 года предлагает продолжить приватизацию, сохранить бюджетное правило и другие неолиберальные меры в экономике. И вот что важно: их советы правительство не игнорирует, в прошлом и экономические советы Кудрина правительство не игнорировало. А почему же игнорируют Глазьева? Все просто: Кудрин, Силуанов и ко — единомышленники для правящего класса, а Глазьев — это человек с другими взглядами.

Антон Силуанов
Антон Силуанов

Позиция Глазьева

Николай Платошкин подчеркивает, что в позиции Сергей Глазьева главное противоречие то, что нет даже попытки изменить ситуацию другим образом. Ведь если он считает, что в стране проводят неправильную экономическую политику, то как это можно изменить?

С точки зрения Глазьева, если мы говорим о практике, нужно просто что-то предлагать правительству и ждать, когда правительство решит реализовывать это на деле. Ждать можно хоть год, хоть 20 лет.

А какая есть альтернатива? Николай Платошкин убеждён, что единственная альтернатива в таких условиях — это стать частью оппозицию, то есть если правительство и президент не хотят реализовывать такую программу, то нужно поддерживать другой курс уже в рамках каких-то политических партий, которые придерживаются аналогичных убеждёний.

Экономист Глазьев
Экономист Глазьев

Ведь предлагать Силуанову или Набиуллиной левый поворот — это как предлагать что-то в пустоту. А вот если объединиться с оппозицией, предложить конкретную экономическую программу перемен, то не исключено, что это усилит оппозицию и не исключено, что благодаря этому как раз в обществе обратят внимание на такие советы.

А так на практике получается, что советы Глазьева не имеют никакого веса, потому что представители финансово-экономического блока правительства — это идеологические противники Сергея Глазьева, они не станут руководствоваться его рекомендациями. И Глазьеву это известно.