На самом деле для Мухаммеда Шейбанихана музыка играла достаточно долго, почти до шестидесяти лет. Для позднего средневековья с его войнами, болезнями, интригами и задушевными друзьями, готовыми предать тебя и скушать за завтраком это довольно долгий срок жизни.
Можно предположить, что детство и часть юности Шахи-Бехта, так называл своего внука Мухаммеда Шейбанихана Абулхайр, хан кочевых узбеков, прошли в бесконечных переездах по Даштикипчаку и проживанию именно в таких жилищах. Это юрта, многие народы мира раннюю часть своей истории другого крова над головой не имели.
И в настоящее время это вполне привычное жильё для народов степей и полустепей, ведущих кочевой образ жизни. Отцом Шахи-Бехта был Шах-Будаг-султан, (1429 – 1458), старший сын Абулхайр-хана, а матерью Ак-Кози-бийим (Аккозы) из рода Алтан-хана. Ничего не предвещало трагедии, но в средневековье, да при кочевом образе жизни, можно было ожидать всего, чего угодно.
У кочевников, сохранивших элементы родового строя, осиротевших детей не бросали. Другое дело, что не всегда с ними обращались так же ласково, как родные мать и отец, но Шахи-Бехту и его братишке несказанно повезло — их забрал к себе воинственный и ещё молодой дедушка. Абулхайрхану в это время было всего сорок шесть лет. Для нас это не старый, но вполне зрелый мужчина, а у Абулхайрхана было 12 сыновей, несколько дочерей и куча внуков обоего пола. Почему о дочерях мало что известно? Простой ответ — общество ориентировано на мужчин, а о женщине упоминали лишь тогда, когда её выдавали замуж за очень нужного союзника и она была дочерью выдающегося полководца или хана. В источниках неоднократно упоминается Рабия-султан-беким, дочь Улугбека и мать будущих ханов династии Шейбанидов — Кучкунджихана и Суюнчихана.
Всё благополучие и стабильность исчезли из жизни Шахи-Бехта и его братишки Махмуда после смерти деда. Куда-то делось богатство. Шейх-Хайдар-хан (1429 – 1469), сын Абулхайр-хана, провозглашённый наследником, погибает в междоусобной борьбе с казахскими ханами — Гиреем и Джанибеком.
Мухаммеду в то время было всего восемнадцать лет и несмотря на то, что он был достаточно хорошо обученным воином, но по неопытности и в силу преданности встал в ряды воинов своего дяди.
Ма'суда бен Османи Кухистани так описывает смерть несчастного наследника повелителя степей: «[В это время] Айбек-хан вместе с Ахмед-ханом напал внезапно на Шейх-Хайдар-хана. Хотя он и [решил] сразиться и многих людей послал [за помощью] во все стороны и края к своим эмирам и бахадурам, это ничего не дало, люди и войско не собрались. После этого он учинил с малым числом воинов большое сражение. В конце концов люди из войска врага нанесли саблями и копьями на тело благословенного хакана многочисленные раны и предали его смерти».
Точного местонахождения этого сражения трудно назвать, но если взять среднее течение правобережья Сырдарьи, то это будет если не совсем в точку, то недалеко от неё. Карачин-бек, аталык (дядька, наставник) внуков Абулхайрхана, несмотря на врагов, которыми кишела спеть, довёз их до Хаджи-Тархана.
На этом закончилась беспечная юность молодого султана и началась кочевая жизнь, полная невзгод. С трудом можно представить себе группу, вернее кучку вечно рыскающих по степи людей, которые вынуждены были заниматься грабежами и разбоем. Этот процесс назывался «казакованием», а людей – казаками. Не буду говорить о том, что часть племён, отколовшихся от узбеков Абулхайрхана стала казахами, но факты говорят сами за себя.
Мухаммед Шейбани, его брат Махмуд-багадур, Карачин-бек и их немногочисленные сторонники не задержались в Хаджи-Тархане. Дядя Касым-хана, правителя Хаджи-Тархана и хан Большой орды Ахмад-хан, строго-настрого велел избавиться от непрошенных гостей, и выгнать их из города. Касым-хан вынужден был подчиниться. Но Потомки аштарханидов не забыли того, что когда-то на какое-то время приютили беглецов, и после захвата Астрахани войсками Ивана Грозного в 1556 году последние Аштарханиды бежали в Бухару под крылышко Шейбанидов.
Печально закончилась жизнь Ахмад-хана. Многие помнят «Стояние на реке Угре»
Спустя несколько месяцев заговорщики под руководством правителя Сибирского ханства Ибака и ногайского беклербека Мусы-бия, напали на ставку Ахмад-хана, застали его врасплох, ворвались в шатёр и убили хана. Множество сыновей ввязались в междоусобицу.
Всё это время Мухаммед Шейбани где только не побывал. У него была попытка стать ханом Ногайской орды, но старейшины мангытов выдвинули неприемлемые условия и Мухаммед отказался. Два года султан вместе с братом провёл в Бухаре, обучаясь в одном из медресе. Спустя какое-то время, видимо после 1475 года он заключает союз с тимуридом Ахмад мирзой, сыном Абу-саида, но что-то пошло не так, и союз распался. Далее Шейбани-султан откочёвывает в сторону Сыгнака, столицу его деда и основывается в среднем течении реки Сырдарьи.
Никто из историков ничего не говорит о его личной жизни но, судя по всему, именно в это время у него рождается сын, названный Мухаммедом Тимуром (XV-1514 год) Никто не рискнул назвать точную дату рождения, но есть интересный факт. Бурундук-хан, правитель Великой степи, завязал более близкие родственные отношения с семьей Шейбани-хана. Он выдал за него, его сына и брата трёх своих дочерей. Это событие относится к 1495 году. У некоторых историков есть предположение, что вместо брата был племянник Шейбанихана. Племянник Убайдулла, сын Махмуд-багатура родился в 1487 году. Возможно, сын Шейбанихана был немного старше.
Мухаммед Шейбани, (1451 – 1510) по прозвищу Шахи-Бехт, Шейбанихан, старший сын Шах-Будаг-султана.
Его жёны
Махр Нигар Ханум, дочь моголистанского правителя Юнус-хана.
Дочь Худай-Берди-мирзы, сына Аббас-бека, развёлся с ней.
Дочь Хаванзаде, термезского Сейида
Султаним-бегим. Дочь Султан Ахмад-мирзы, правителя Самарканда. Ахмад-мирза (1469-1492) — тимурид, сын Султан Абу-Са'ид-мирзы
Ханзаде Бегим, дочь Умаршейха, отца Захириддина Бабура. Умаршейх — Тимурид р. 1456 ум. 9 июнь 1494
Его дети:
Мухаммед-Тимур (XV – 17 марта 1514 г.) Умер в области Хутталан. Тело его отвезли в Самарканд и похоронили в медресе Шейбани-хана
Хуррам, родился от Ханзаде Бегим
Абд ал-Шах-султан — от дочери Юнус-хана
Суйич-Мухаммед
Как пишет историк Абдурахман Толе, в 1501—1502 г. произошло двухстепенное соединение планет, что означало конец эпохи Чагатая и наступление эпохи узбеков.
В 1503 году Шейбани-хан совершил поход в казахские степи, против напавших на Туркестан казахских родов.
В 1505 году после многомесячной осады Шейбани-хан овладел Ургенчем.
В 1505 году в ответ на новый набег казахских родов Шейбани-хан совершил свой второй успешный поход против них.
В 1506 году Шейбани-хан овладел Балхом.
28 мая 1507 года Шейбани-хан занял Герат и власть Тимуридов была свергнута. Ему удалось захватить большую часть Мавераннахра и Хорасан и создать единое государство.
В Герате художник Бехзод нарисовал его портрет, который сохранился до наших дней.
В 1508-1509 годах Шейбани-хан подчинил себе другие города Хорасана: Дамган, Астрабад, Мешхед и другие города.
К 1508 г. Шейбани-хан сделался верховным правителем обширной территории, простиравшейся от берегов Сырдарьи на севере до Кандагара на юге и от Каспийского моря на западе до пределов Китая на востоке.
В 1509 году Шейбани-хан вынужден был третий раз пойти с походом на северо-восточные границы, так как до этого казахский Джаниш-султан совершил грабительский поход на Бухару и Самарканд и захватил много людей в плен. Битва более чем 40 тысячного войска Шейбани-хана против 30 тысяч Джаниш султана закончилась полным разгромом Джаниш султана и его улуса.
Готовясь к войне с сефевидским шахом Исмаилом I Шейбани-хан решил обезопасить свои северо-восточные границы и зимой 1510 года совершил четвертый поход против Бурундук-хана и Касым султана. Этот поход закончился неудачей.
В 1510 году Шейбани-хан ввязался в тяжелую войну с хезарейцами на территории современного Афганистана и не смог одержать решительной победы. В конечном итоге эти неудачи способствовали его поражению и гибели в ноябре 1510 года.
После разгрома Шейбани-хана под Махмудабадом шах Исмаил прибыл в Мерв. Состоятельные горожане во главе с Ходжа Камал-ад-Дином, визирем Шейбанихана, перешедшим на сторону Исмаила Сефеви, торжественно встретили его, причем у встречавших в руках были чаши, наполненные золотом
Шах Исмаил, как и многие другие феодалы этой эпохи, отличался жестокостью, любил сооружать башни из отрубленных голов противников. После одержанной победы он приказал обезглавить труп Шейбани-хана и отрубить ему руки. Кожа, содранная с ханской головы, была набита соломой и отправлена турецкому султану Баязиду II. Череп хана был позолочен и стал чашей, из которой шах пил вино. Правая рука была отправлена правителю Мазендарана Ага Руз Афзуну, который поддерживал Шейбани-хана, левая рука — Захир-ад-Дину Бабуру, которому было велено передать следующие слова шаха: «Шахи-бек лишил тебя Самарканда, а я его лишил всего мира».
Обезглавленное тело отбили войска пришедших на помощь, но они опоздали. Тело перевезли в Самарканд, где похоронили. Надгробье было перевезено в Ленинград, где хранится в Эрмитаже.
И это всё непонятно. Голова непонятно где, надгробье в Эрмитаже, портрет в Нью-Йорке, дахма в неухоженном состоянии.
В 1510 году в такой дахме был погребен основатель династии Шейбанихан. Затем в этом же месте были похоронены и другие Шейбаниды. Дахма несколько раз переносилась, заняв современное положение только в XX в.
Источники:
Украшающая мир история Сефевидов. Алам Ара-и Сефеви. Анонимный автор
Масуд бен Османи Кухистани История Абулхайрхана.
Камал-ад-дин Али Бинаи Шайбани-наме