Странные вещи стали твориться в Крыму после возвращения в Россию. С октября 2020 года жители Крымского Малого Маяка, близлежащих Бондаренково, Чайки и даже «Санта-Барбары» при тихой погоде, каждый час днём стали слышать звон не особо ясного происхождения.
Первое время мнения и реакция на этот «шум» были разные:
«Безобразие, надо в полицию заявить!»
«В посёлке появилась секта»;
«О, стало красиво, как в Италии»;
… и прочие подобные варианты.
В пользу сектантской версии говорил внешний вид источника звука - уединенный домик с башенкой среди старинных виноградников, который не только издавал колокольный звон, но на фасаде которого в бордовом обруче с золотыми боками вращалось НЕЧТО зубастое, цветастое, да ещё и сплошь исписанное словами, прочитать которые можно было только обладая хорошим зрением и там было что-то про рождение, жизнь и смерть. В общем, если не сектанты, то мистики или язычники - однозначно .
Однако, настоятель Маломаякского храма иконы Иверской Божией Матери, отец Дмитрий, уже знал, что это - не «бecoвское» логово и «рогатых» из домика, на одном из отрогов горы Малый Ай-Тодор, откуда шёл звон, изгонять не надо. Он давно освятил этот дом, поэтому охлаждал пыл некоторых жителей, которым не только эти куранты «спать мешали», но даже и новый церковный колокол:
«Во-первых, - говорил он, - колокольный звон это не только благолепие, но и бактерии в воздухе уничтожает, а во-вторых, не сектанты это, а - затея художника из Москвы, знаю его, в жизни храма участвует».
В целом, общественность быстро успокоилась, перестала удивляться и даже стала сверять время с часовым колоколом, который в Крыму, по морской традиции, называют СКЛЯНКОЙ.
Осталась лишь небольшая загадка: «Ладно, пусть себе крутится и звенит. Но что всё это значит🤔?».
И самый главный вопрос, который люди друг другу задавали: «А художник, что, каждый час залезает на башню и бьет в склянку🤯?».
Наверное, настало время от первого лица обстоятельно написать, что же значит эта, без ложной скромности, неординарная звуко-динамическая инсталляция в курортном крымском поселении, об истории и опыте ее создания.
* * *
Старые подписчики этого канала давно знают о моем маниакальном желании наполнить наш крымский дом, сад и общее пространство вокруг них разными «арт-объектами», таким, например:
… или таким:
…или таким:
Иногда, в комментариях, меня критикуют за «безвкусицу» (при этом эталон «вкуса» ни один критик ни разу не привёл в пример, даже в ответ на мои настоятельные просьбы), за хвастовство, тщеславие и «показушность». Да и вообще: «ПОНАЕХАЛ тут!»
Ну что же, подтвержу, что сия звучащая на всю округу и двигающаяся на стене домика установка - действительно призвана «показушно» украсить посёлок Малый Маяк, подарить ему уникальную достопримечательность, не копирующую, но отдалённо навевающую ассоциацию со знаменитыми астрономическими часами на Староместской площади в Праге.
И почему бы всем жителям бывшего Биюк-Ламбата не «хвастаться» ею перед жителями соседних сёл?
Думаю, даже самый злостный мой критик не будет спорить с тем, что куранты с колокольным боем не в каждом крупном городе можно отыскать, а уж подобное «чудище» в виде вращающегося символического Солнца со сменяющимися при его повороте стихотворениями, каждое из которых посвящено определённому периоду жизни человека - тем более.
Однако, перед тем как написать, что всё это значит и как работает, отмечу, что эта установка на уличном фасаде дома, хотя и оригинальна, но всего лишь - механическое производное от того, что находится внутри моего дома.
И откуда «ноги растут» я сейчас расскажу.
А началось все с того, что на «изоляции» (помните такое слово и время?)) я решил написать серию философских картин (полиптих), объединенных одним смыслом, чтобы каждая из них являлась цветовым символом определенного периода в жизни человека и имела бы соответствующее стихотворное сопровождение.
Общая идея этого полиптиха в стихах в том, что жизнь каждого человека подобна водяным часам - клепсидре: из сосуда равномерно капая, вытекает в другой сосуд вода, некое подобие более известного всем древнего прибора для изменения промежутков времени - песочных часов. Но для меня символизм часов водяных был в том, что есть выражение «время капает», «время течёт», «время истекает», «время истекло».
Символически, несколько положений уровня воды в клепсидре, я изобразил золотистой мозаикой, набранной в отдельных небольших панно и разместил их в центре соответствующих полотен, изображающих минимальными цветовыми и художественными средствами:
Рождение
Детство
Юность
Средний возраст
Зрелость
Старость
Уход
Я неслучайно разбил жизнь на 7 периодов: это ассоциация с семью днями недели, за которые Господь сотворил мир. И я начал его с Воскресения, когда Бог сотворил Свет. Закончил же я Субботой, когда Он уже отдыхал: в моей седьмой картине жизнь человека, «прокапав» миллионами капелек-секунд из верхнего сосуда клепсидры, разлетается и становится звёздами на небе, а человек уходит в Вечность.
Итак, приглашаю каждого моего читателя в виртуальные «гости» ко мне в дом, чтобы пройтись со мной по лестнице и изучить смысл и символику каждой картины полиптиха.
Кстати, когда их развешивали на стене, произошёл курьёзный случай.
Попросил наших мастеров разместить картины в ступенчатом и равномерном порядке по ходу лестницы.
Ими был выверен каждый миллиметр, по лазерному уровню вкручены винты.
И вот сидят парни и спорят: а в каком порядке вешать панно? То есть снизу вверх или сверху вниз? Где разместить «Рождение» - наверху лестничного марша, то есть ты «наверху лестницы приходишь в этот мир, спускаешься по лестнице и проживаешь жизнь» , а внизу лестницы - «уходишь в вечность , умираешь», или «внизу лестницы рождаешься, поднимаешься и наверху лестницы умираешь»? Жизнь - это «спуск» или «подъем»?!
Это была реально дилемма! Я сам точно не знал как надо, решили голосованием ))).
В итоге, все-таки, спускаемся “сверху вниз”: человек, чистый как белый лист бумаги и с полной чашей отмеренного ему времени, приходит в этот мир и уходит в темноту наполненного звёздами неба, когда чаша его «Клепсидры жизни» вытекла и стала пустой, а за время жизни он этот «белый лист» сильно «запачкал» (хорошо, «изрисовал»).
Теперь к самим картинам.
1.Картина первая. Tempus coepit
Воскресенье
Время пошло
Рождение - то белый лист бумаги:
Цвета на нем еще не явлены,
Но из «клепсидры жизни»,
из полной ещё чаши,
Уже сорваться хочет
капелька воды.
Комментарий.
Жизнь только началась, это - чистый лист, который будет расцвечиваться одновременно со взрослением человека. Цифра «0» - цифровое обозначение момента рождения. Верхний сосуд символической клепсидры (водяных часов) ещё совсем полный, но первая капля уже «выглянула» и готовая упасть из отверстия.
2.Картина вторая. Pueritia
Понедельник
Детство
Вот детство нежное, миндально-голубое, Без всяческих сомнений и забот,
А жизнь вся впереди, и ты
еще не слышишь, что
из твоей «клепсидры»
уж вода течёт...
Комментарий.
Детство, условно обозначенное мною с 1 года до 15 лет - период жизни, который обычно ассоциируется с розовым или голубым цветом; также есть и белый цвет, цвет невинности. Обычно, в этом возрасте мы даже не задумывается, что жизнь когда-то кончится. Мы просто живем и не слышим отсчёт времени нашей жизни, которая уже идёт: верхняя чаша почти незаметно убавила свой уровень, она ещё совсем полная
3.Картина третья. Iuvenis
Вторник
Юность
Младые годы зелены и дерзки, но то
благое время для познаний и труда;
«Клепсидра» убывает, но так
воды в ней много, что
кажется тебе: не
кончится она.
Комментарий.
Яркая, взрывная юность- время ещё незрелых метаний, поиска, глупых и дерзких поступков, но и самое лучшее время для серьёзной учебы, когда ум остр и реакция быстра, что отражают цвета и их «неустойчивое» расположение на картине. В эти годы формируются основы личности. И, конечно, мы уже отдаём себе отчёт о беге времени, о его утекании, но ведь ещё так долго даже до старости, не то что до смерти, мы смеёмся немного над стариками, потому что мы ещё чуть-чуть розово-голубые дети. Уровень воды в верхней чаши клепсидры заметно понизился но так несущественно, что можно этим пренебречь!
Однако… Юность проносится очень быстро, даже быстрее детства. Условно - с 16 до 22 лет.
4.Картина четвёртая. Equator
Средний возраст.
Среда
Экватор
В расцвете сил и опыта набравшись, Увидеть жаждешь всё и успевать везде:
Но с радугой желаний раз наедине оставшись, невольно ты
поймешь, что чаша -
на среде...
Комментарий
Конечно, самый бурный и яркий период нашей жизни. Условно - с 23 до 40 лет.И гормоны ещё играют, и сил навалом, и хочется все попробовать и, главное, - найти себя. Уже есть и опыт, и образование, и даже некая солидность, но нас ещё называют «молодой человек» или «девушка». И мы готовы лететь в разные стороны и испытывать весь спектр эмоций, будучи уверенными в том, что из любой ямы мы выберемся и, если что, можно всё начать заново, учтя свои ошибки!
Тем не менее, в этот период жизни наступает и ее середина, ее экватор: Солнце дошло до зенита и неизбежно идёт вниз, к закату и мы все чаще начинаем понимать, что время, отпущенное нам в истекающей чаше жизненной «клепсидры», уже на середине, а это уже нельзя ни не замечать, ни игнорировать. Ты начинаешь отчетливо слышать, как жизнь «капает», но…, все-таки, - это всего лишь СЕРЕДИНА!
5.Картина пятая. Maturitatem
Четверг.
Зрелость
И вот, плодов пурпур ты пожинаешь:
И злато есть, и полон ты идей...
И всё бы хорошо, но мерный
стук мешает: то звук
«клепсидры жизни»
стал еще слышней...
Комментарий.
Символизм этой картины также в ее цветах и в их «устойчивом» расположении. Период, обозначенный мною с 40 до 75 лет, самый длинный. Как правило, мы уже состоялись, мы добились в жизни - кто богатства, кто уважения, кто мудрости, кто всего вместе, - но при этом мы ещё сильны, чтобы идти к новым высотам, хотя и хочется уже устойчивости, спокойствия. К сожалению , при этом мы начинаем очень хорошо чувствовать неумолимый ход времени: часы тикают или капают громко и навязчиво, зачастую расстраивая нас. Символическая клепсидра уже вытекла больше, чем наполовину и самое неприятное то, что теперь бег времени и то, что его осталось у нас меньше, чем прошло, мы осознаем в полной мере…
6.Картина шестая. Senectus
Пятница
Старость
Итак, под стоны истекающей «клепсидры», Сидишь, на охристый закат с тоской
смотря, боясь плеск капель
слышать, хочешь еще жизни,
Но рок не обмануть:
кончается вода.
Комментарий.
Пожалуй, самая печальная картина… На момент написания полиптиха лично я по возрасту находился ещё (или уже) в «четверге». Здесь два цвета - печальный серый, как море после захода Солнца и красивый, но тоже печальный оранжевый, как символ прожитой прекрасной жизни, но уже подходящей к «закату» (посмотрите на заглавное фото: это и есть «пятница»). Мне сложновато представить, что я буду чувствовать после условного окончания «четверга», но в любом случае, если человек живет в «пятницу», он понимает , что даже биологически конец жизни не так далеко и «пятница» едва ли будет длиннее «четверга». Мы готовимся к уходу в вечность, но ведь так хочется, чтобы «пятница» не кончалась…
Звон капель пустеющей «клепсидры» скорее всего, будет невыносим до самой «субботы».
7.Картина седьмая. Usque temporis
Шабат
Время вышло
На небе звезды - то твоей судьбы крупицы,
упавшие во тьму из «водяных часов»:
Они, пройдя сквозь Вечность, в
белый лист сомкнутся, чтобы
из чьей-то чаши вдруг
закапать вновь...
Комментарий.
Этот момент и самый короткий и самый длинный, бесконечный. Смерть - мгновение, а путешествие в вечность будет длиться вечно и нет у вечности единицы измерения. Но наши прожитые секунды, минуты, часы, года - это заряженные нашим опытом, знаниями, нашей энергией частицы, которые неминуемо сольются в белый свет озарения, чистый лист рождения новой жизни, наполнив снова чашу водой. И все повторится, но на новом уровне.
Это должна была бы быть самая печальная картина, но она - даже оптимистичнее первой, «Рождения»: здесь есть Надежда и Вера в то, что так или иначе каждый человек вернётся в этот мир, сотканный из крупиц знаний и опыта прежних цивилизаций, живых организмов и их душ, а наши благие труды не пропадут даром!
Понимаю, что я несколько противоречу христианскому учению, но уж вот таково моё вИдение мира.
Отмечу, что ни один цвет от картины к картине не повторяется, кроме чёрного и белого.
Пожалуй, прервусь на этом, чтобы не перегружать статью информацией, а во второй части моим читателям будет подробно описано устройство, его смысл и значение «рисунка» мелодии, отбиваемой колоколом перед каждым часом.
Поэтому, кому интересно, залезаю ли я сам каждый час на башню или кого-то нанял, чтобы ударять в колокол, что за устройство в итоге было сделано на основе описанных выше картин (тем более, что разные компоненты этого арт-объекта делались в разных городах России и даже в разных странах, но только в Крыму они были собраны воедино), тот прочитает об этом в следующей статье на моем канале;
также я поделюсь опытом создания, установки и размещения на доме своих курантов, кому это может быть интересно.
Увидеть и услышать эту «Клепсидру жизни» может каждый житель и гость не только Малого Маяка, но и Крыма.
В планах было размещение на фасаде ещё одной движущейся «диковины» в виде огромной ящерицы и она уже была сделана, но почему она не была установлена, я тоже расскажу следом.
Конечно, было бы интересно узнать мнение читателей, стоит ли вообще «выносить» свои «затеи» за пределы дома и сада, делая их достоянием общественности. И если Вам мои идеи нравятся или не нравятся, пожалуйста, смело это пишите в комментариях или ставьте 👍)).