Найти тему

Зачем в Крыму звонит мистическая «Клепсидра Жизни».

Странные вещи стали твориться в Крыму после возвращения в Россию. С октября 2020 года жители Крымского Малого Маяка, близлежащих Бондаренково, Чайки и даже «Санта-Барбары» при тихой погоде, каждый час днём стали слышать звон не особо ясного происхождения.

Неужели в этой башне на одном из отрогов Малого Ай-Тодора логово мистиков или сектантов?
Неужели в этой башне на одном из отрогов Малого Ай-Тодора логово мистиков или сектантов?

Первое время мнения и реакция на этот «шум» были разные:

«Безобразие, надо в полицию заявить!»

«В посёлке появилась секта»;

«О, стало красиво, как в Италии»;

… и прочие подобные варианты.

В пользу сектантской версии говорил внешний вид источника звука - уединенный домик с башенкой среди старинных виноградников, который не только издавал колокольный звон, но на фасаде которого в бордовом обруче с золотыми боками вращалось НЕЧТО зубастое, цветастое, да ещё и сплошь исписанное словами, прочитать которые можно было только обладая хорошим зрением и там было что-то про рождение, жизнь и смерть. В общем, если не сектанты, то мистики или язычники - однозначно .
Это некое подобие Солнца не просто «висит» на фасаде, оно ещё вертится и издает звуки. А ещё его можно «читать»)). Называется «Клепсидра Жизни». Также здесь должна была двигаться ещё одна фигура, но почему её пока нет,  расскажу позже.
Это некое подобие Солнца не просто «висит» на фасаде, оно ещё вертится и издает звуки. А ещё его можно «читать»)). Называется «Клепсидра Жизни». Также здесь должна была двигаться ещё одна фигура, но почему её пока нет, расскажу позже.

Однако, настоятель Маломаякского храма иконы Иверской Божией Матери, отец Дмитрий, уже знал, что это - не «бecoвское» логово и «рогатых» из домика, на одном из отрогов горы Малый Ай-Тодор, откуда шёл звон, изгонять не надо. Он давно освятил этот дом, поэтому охлаждал пыл некоторых жителей, которым не только эти куранты «спать мешали», но даже и новый церковный колокол:

«Во-первых, - говорил он, - колокольный звон это не только благолепие, но и бактерии в воздухе уничтожает, а во-вторых, не сектанты это, а - затея художника из Москвы, знаю его, в жизни храма участвует».

В целом, общественность быстро успокоилась, перестала удивляться и даже стала сверять время с часовым колоколом, который в Крыму, по морской традиции, называют СКЛЯНКОЙ.

Осталась лишь небольшая загадка: «Ладно, пусть себе крутится и звенит. Но что всё это значит🤔?».

И самый главный вопрос, который люди друг другу задавали: «А художник, что, каждый час залезает на башню и бьет в склянку🤯?».

Наверное, настало время от первого лица обстоятельно написать, что же значит эта, без ложной скромности, неординарная звуко-динамическая инсталляция в курортном крымском поселении, об истории и опыте ее создания.

* * *

Старые подписчики этого канала давно знают о моем маниакальном желании наполнить наш крымский дом, сад и общее пространство вокруг них разными «арт-объектами», таким, например:

Вращающаяся армиллярная сфера на балконе.
Вращающаяся армиллярная сфера на балконе.

… или таким:

Настенная роспись в «египетском» стиле.
Настенная роспись в «египетском» стиле.

…или таким:

Пирамида и скамья над обрывом.
Пирамида и скамья над обрывом.

Иногда, в комментариях, меня критикуют за «безвкусицу» (при этом эталон «вкуса» ни один критик ни разу не привёл в пример, даже в ответ на мои настоятельные просьбы), за хвастовство, тщеславие и «показушность». Да и вообще: «ПОНАЕХАЛ тут!»

Ну что же, подтвержу, что сия звучащая на всю округу и двигающаяся на стене домика установка - действительно призвана «показушно» украсить посёлок Малый Маяк, подарить ему уникальную достопримечательность, не копирующую, но отдалённо навевающую ассоциацию со знаменитыми астрономическими часами на Староместской площади в Праге.

И почему бы всем жителям бывшего Биюк-Ламбата не «хвастаться» ею перед жителями соседних сёл?

Думаю, даже самый злостный мой критик не будет спорить с тем, что куранты с колокольным боем не в каждом крупном городе можно отыскать, а уж подобное «чудище» в виде вращающегося символического Солнца со сменяющимися при его повороте стихотворениями, каждое из которых посвящено определённому периоду жизни человека - тем более.

Однако, перед тем как написать, что всё это значит и как работает, отмечу, что эта установка на уличном фасаде дома, хотя и оригинальна, но всего лишь - механическое производное от того, что находится внутри моего дома.

И откуда «ноги растут» я сейчас расскажу.

А началось все с того, что на «изоляции» (помните такое слово и время?)) я решил написать серию философских картин (полиптих), объединенных одним смыслом, чтобы каждая из них являлась цветовым символом определенного периода в жизни человека и имела бы соответствующее стихотворное сопровождение.

Общая идея этого полиптиха в стихах в том, что жизнь каждого человека подобна водяным часам - клепсидре: из сосуда равномерно капая, вытекает в другой сосуд вода, некое подобие более известного всем древнего прибора для изменения промежутков времени - песочных часов. Но для меня символизм часов водяных был в том, что есть выражение «время капает», «время течёт», «время истекает», «время истекло».

Символически, несколько положений уровня воды в клепсидре, я изобразил золотистой мозаикой, набранной в отдельных небольших панно и разместил их в центре соответствующих полотен, изображающих минимальными цветовыми и художественными средствами:

Рождение

Детство

Юность

Средний возраст

Зрелость

Старость

Уход

Я неслучайно разбил жизнь на 7 периодов: это ассоциация с семью днями недели, за которые Господь сотворил мир. И я начал его с Воскресения, когда Бог сотворил Свет. Закончил же я Субботой, когда Он уже отдыхал: в моей седьмой картине жизнь человека, «прокапав» миллионами капелек-секунд из верхнего сосуда клепсидры, разлетается и становится звёздами на небе, а человек уходит в Вечность.

Стихотворный полиптих из семи панно-картин, ставший основой уличных курантов с динамическим устройством под общим названием «Клепсидра жизни». Так он выглядит в интерьере дома, на лестнице.
Стихотворный полиптих из семи панно-картин, ставший основой уличных курантов с динамическим устройством под общим названием «Клепсидра жизни». Так он выглядит в интерьере дома, на лестнице.

Итак, приглашаю каждого моего читателя в виртуальные «гости» ко мне в дом, чтобы пройтись со мной по лестнице и изучить смысл и символику каждой картины полиптиха.

Кстати, когда их развешивали на стене, произошёл курьёзный случай.
Попросил наших мастеров разместить картины в ступенчатом и равномерном порядке по ходу лестницы.
Ими был выверен каждый миллиметр, по лазерному уровню вкручены винты.
И вот сидят парни и спорят: а в каком порядке вешать панно? То есть снизу вверх или сверху вниз? Где разместить «Рождение» - наверху лестничного марша, то есть ты «наверху лестницы приходишь в этот мир, спускаешься по лестнице и проживаешь жизнь» , а внизу лестницы - «уходишь в вечность , умираешь», или «внизу лестницы рождаешься, поднимаешься и наверху лестницы умираешь»? Жизнь - это «спуск» или «подъем»?!

Это была реально дилемма! Я сам точно не знал как надо, решили голосованием ))).

В итоге, все-таки, спускаемся “сверху вниз”: человек, чистый как белый лист бумаги и с полной чашей отмеренного ему времени, приходит в этот мир и уходит в темноту наполненного звёздами неба, когда чаша его «Клепсидры жизни» вытекла и стала пустой, а за время жизни он этот «белый лист» сильно «запачкал» (хорошо, «изрисовал»).

Теперь к самим картинам.

1.Картина первая. Tempus coepit

Воскресенье 
Время пошло 

Рождение - то  белый лист бумаги: 

Цвета на нем  еще не явлены, 

Но из «клепсидры жизни»,  

из полной ещё чаши, 

Уже сорваться хочет 

капелька воды. 

Tempus coepit. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Tempus coepit. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий.

Жизнь только началась, это - чистый лист, который будет расцвечиваться одновременно со взрослением человека. Цифра «0» - цифровое обозначение момента рождения. Верхний сосуд символической клепсидры (водяных часов) ещё совсем полный, но первая капля уже «выглянула» и готовая упасть из отверстия.

2.Картина вторая. Pueritia

Понедельник 
Детство

Вот детство нежное, миндально-голубое,    Без всяческих сомнений и забот,

А жизнь вся впереди, и ты 

еще не слышишь, что 

из твоей «клепсидры»

уж вода течёт...

Pueritia. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Pueritia. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий.

Детство, условно обозначенное мною с 1 года до 15 лет - период жизни, который обычно ассоциируется с розовым или голубым цветом; также есть и белый цвет, цвет невинности. Обычно, в этом возрасте мы даже не задумывается, что жизнь когда-то кончится. Мы просто живем и не слышим отсчёт времени нашей жизни, которая уже идёт: верхняя чаша почти незаметно убавила свой уровень, она ещё совсем полная

3.Картина третья. Iuvenis

Вторник 
Юность

Младые годы зелены и дерзки, но то 

благое время для познаний и труда;  

«Клепсидра» убывает, но так 

воды в ней много, что 

кажется тебе: не 

кончится она. 

Iuvenis. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Iuvenis. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий.

Яркая, взрывная юность- время ещё незрелых метаний, поиска, глупых и дерзких поступков, но и самое лучшее время для серьёзной учебы, когда ум остр и реакция быстра, что отражают цвета и их «неустойчивое» расположение на картине. В эти годы формируются основы личности. И, конечно, мы уже отдаём себе отчёт о беге времени, о его утекании, но ведь ещё так долго даже до старости, не то что до смерти, мы смеёмся немного над стариками, потому что мы ещё чуть-чуть розово-голубые дети. Уровень воды в верхней чаши клепсидры заметно понизился но так несущественно, что можно этим пренебречь!

Однако… Юность проносится очень быстро, даже быстрее детства. Условно - с 16 до 22 лет.

4.Картина четвёртая. Equator

Средний возраст.
Среда
Экватор

В  расцвете  сил  и  опыта  набравшись, Увидеть жаждешь всё и успевать везде:

Но с радугой желаний раз наедине  оставшись, невольно ты 

поймешь, что чаша - 

на среде...

Equator. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Equator. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий

Конечно, самый бурный и яркий период нашей жизни. Условно - с 23 до 40 лет.И гормоны ещё играют, и сил навалом, и хочется все попробовать и, главное, - найти себя. Уже есть и опыт, и образование, и даже некая солидность, но нас ещё называют «молодой человек» или «девушка». И мы готовы лететь в разные стороны и испытывать весь спектр эмоций, будучи уверенными в том, что из любой ямы мы выберемся и, если что, можно всё начать заново, учтя свои ошибки!

Тем не менее, в этот период жизни наступает и ее середина, ее экватор: Солнце дошло до зенита и неизбежно идёт вниз, к закату и мы все чаще начинаем понимать, что время, отпущенное нам в истекающей чаше жизненной «клепсидры», уже на середине, а это уже нельзя ни не замечать, ни игнорировать. Ты начинаешь отчетливо слышать, как жизнь «капает», но…, все-таки, - это всего лишь СЕРЕДИНА!

5.Картина пятая. Maturitatem

Четверг. 
Зрелость 

И вот, плодов пурпур ты пожинаешь: 

И злато есть, и полон ты идей...

И всё бы хорошо, но мерный 

стук  мешает:  то  звук  

«клепсидры жизни»

стал еще слышней...

Maturitatem. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Maturitatem. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий.

Символизм этой картины также в ее цветах и в их «устойчивом» расположении. Период, обозначенный мною с 40 до 75 лет, самый длинный. Как правило, мы уже состоялись, мы добились в жизни - кто богатства, кто уважения, кто мудрости, кто всего вместе, - но при этом мы ещё сильны, чтобы идти к новым высотам, хотя и хочется уже устойчивости, спокойствия. К сожалению , при этом мы начинаем очень хорошо чувствовать неумолимый ход времени: часы тикают или капают громко и навязчиво, зачастую расстраивая нас. Символическая клепсидра уже вытекла больше, чем наполовину и самое неприятное то, что теперь бег времени и то, что его осталось у нас меньше, чем прошло, мы осознаем в полной мере…

6.Картина шестая. Senectus

Пятница
Старость

Итак, под стоны истекающей «клепсидры», Сидишь, на охристый закат с тоской 

смотря, боясь плеск капель  

слышать, хочешь еще жизни,

Но рок не обмануть: 

кончается вода.

Senectus. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,
Senectus. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600,

Комментарий.

Пожалуй, самая печальная картина… На момент написания полиптиха лично я по возрасту находился ещё (или уже) в «четверге». Здесь два цвета - печальный серый, как море после захода Солнца и красивый, но тоже печальный оранжевый, как символ прожитой прекрасной жизни, но уже подходящей к «закату» (посмотрите на заглавное фото: это и есть «пятница»). Мне сложновато представить, что я буду чувствовать после условного окончания «четверга», но в любом случае, если человек живет в «пятницу», он понимает , что даже биологически конец жизни не так далеко и «пятница» едва ли будет длиннее «четверга». Мы готовимся к уходу в вечность, но ведь так хочется, чтобы «пятница» не кончалась…

Звон капель пустеющей «клепсидры» скорее всего, будет невыносим до самой «субботы».

7.Картина седьмая. Usque temporis

Шабат
Время вышло

На небе звезды - то твоей судьбы крупицы, 

упавшие во тьму из «водяных часов»: 

Они, пройдя сквозь Вечность, в 

белый лист сомкнутся, чтобы 

из чьей-то чаши  вдруг

закапать вновь... 

Usque temporis. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600
Usque temporis. Victor Fecit. 2020. Холст, масло, мозаика, дерево. 400х600

Комментарий.

Этот момент и самый короткий и самый длинный, бесконечный. Смерть - мгновение, а путешествие в вечность будет длиться вечно и нет у вечности единицы измерения. Но наши прожитые секунды, минуты, часы, года - это заряженные нашим опытом, знаниями, нашей энергией частицы, которые неминуемо сольются в белый свет озарения, чистый лист рождения новой жизни, наполнив снова чашу водой. И все повторится, но на новом уровне.

Это должна была бы быть самая печальная картина, но она - даже оптимистичнее первой, «Рождения»: здесь есть Надежда и Вера в то, что так или иначе каждый человек вернётся в этот мир, сотканный из крупиц знаний и опыта прежних цивилизаций, живых организмов и их душ, а наши благие труды не пропадут даром!

Понимаю, что я несколько противоречу христианскому учению, но уж вот таково моё вИдение мира.

Отмечу, что ни один цвет от картины к картине не повторяется, кроме чёрного и белого.

Пожалуй, прервусь на этом, чтобы не перегружать статью информацией, а во второй части моим читателям будет подробно описано устройство, его смысл и значение «рисунка» мелодии, отбиваемой колоколом перед каждым часом.
Сюда можно подняться по специальной лестнице, ударить в колокол и даже с комфортом посидеть, обозревая окрестности.
Сюда можно подняться по специальной лестнице, ударить в колокол и даже с комфортом посидеть, обозревая окрестности.

Поэтому, кому интересно, залезаю ли я сам каждый час на башню или кого-то нанял, чтобы ударять в колокол, что за устройство в итоге было сделано на основе описанных выше картин (тем более, что разные компоненты этого арт-объекта делались в разных городах России и даже в разных странах, но только в Крыму они были собраны воедино), тот прочитает об этом в следующей статье на моем канале;

также я поделюсь опытом создания, установки и размещения на доме своих курантов, кому это может быть интересно.

Увидеть и услышать эту «Клепсидру жизни» может каждый житель и гость не только Малого Маяка, но и Крыма.

В планах было размещение на фасаде ещё одной движущейся «диковины» в виде огромной ящерицы и она уже была сделана, но почему она не была установлена, я тоже расскажу следом.

Рабочий экземпляр  динамической фигуры (с изнанки), которую планировалось  установить на фасаде дома. Ящерица «ползёт» по стене и «отбивает» хвостом часы под бой курантов.
Рабочий экземпляр динамической фигуры (с изнанки), которую планировалось установить на фасаде дома. Ящерица «ползёт» по стене и «отбивает» хвостом часы под бой курантов.

Конечно, было бы интересно узнать мнение читателей, стоит ли вообще «выносить» свои «затеи» за пределы дома и сада, делая их достоянием общественности. И если Вам мои идеи нравятся или не нравятся, пожалуйста, смело это пишите в комментариях или ставьте 👍)).