Найти в Дзене
Их не нашли

Месть Лиззи Борден

Лиззи Эндрю Борден родилась 19 июля 1860 года в небольшом городке Фолл-Ривер, Штат Массачусетс. Её отец, Эндрю Борден, был малым предпринимателем и занимался строительным бизнесом. Мать Лиззи, Сара Борден, по обычаям того времени, была домохозяйкой. Также у Лиззи была старшая сестра, Эмма.

Лиззи Борден
Лиззи Борден

Когда Лиззи было всего два года, её мать умерла. Обстоятельства смерти так и остались неизвестными. Эта трагедия сильно повлияла на главу семейства. Эндрю глубоко переживал утрату своей любимой и очень сильно тосковал по ней. Он остался один, с двумя маленькими детьми, за которыми надо было следить, а меж тем его финансовые показатели оставляли желать лучшего. Забота о дочерях и постоянное присутствие в доме напоминало вдовцу о его почившей супруге, что тяготило его. Чтобы отвлечься от этих страданий, Эндрю решил с головой уйти в работу. Дом и дети ушли на второй план. Большую часть своего времени Эндрю работал и расширял свой бизнес. Спустя год усердной работы состояние мужчины выросло, и он смог приобрести несколько текстильных предприятий в штате. Благодаря этому его активы резко начали расти и в скором времени состояние Эндрю Борден насчитывало около 300 тысяч долларов. Что в те времена были огромной суммой денег. Если пересчитать на сегодняшний день, то 300 тысяч долларов в 1863 году эквивалентно 9 630 000 долларов.

Эмма Борден (слева) и Сара Борден (справа)
Эмма Борден (слева) и Сара Борден (справа)

Но успех, с одной стороны, неминуемо означает проблемы в другой сфере. Эндрю очень сильно отдалился от своих дочерей. Деньги сильно повлияли на него. Имея такие богатства, он мог бы обеспечить дочерей всем, чего бы они не пожелали. Но вместо этого глава семейство стал экономить на всё. В их доме не было водопровода и электричества. Особенно на том, что касалось его дочерей. Он не покупал им новую одежду и девочкам приходилось ходить в старых лохмотьях, а Лиззи донашивать одежду старшей сестры. Отец не баловал их ни подарками, ни игрушками, ни поездками. Он даже экономил на еде.

Свои взгляды на жизнь Эндрю пытался донести и до дочерей. Он учил их экономить, быть бережливыми, никогда не выражать своё недовольство на людях и во всё его слушать. В общем, как бы сказали сейчас, Эндрю был абьюзером. Он воспитывал дочерей в строгости. Заставлял их посещать воскресную школу. Из-за чего в последствии Лиззи очень сильно прониклась в религиозность.

Эндрю и Эбби Борден
Эндрю и Эбби Борден

Спустя три года после смерти Сары, Эндрю встретил новую любовь – Эбби Грей, на которой он вскоре и женился. Лиззи и Эмма сразу не возлюбили свою мачеху, так как считали, что она вышла замуж за их отца исключительно из-за его финансового состояния. Как в скором времени оказалось, неприязнь между мачехой и падчерицами была взаимной. Эбби не проявляла большого интереса к детям мужа и не испытывала к ним тёплых чувств. В свидетельских показаниях горничной семьи Борден - Бриджит Салливан, указывается, что дочери редко обедали за одним столом со своими родителями, и старались как можно меньше времени проводить в компании своей мачехи.

Бриджит Салливан
Бриджит Салливан

Между тем, Эндрю, окрылённый вновь появившемся чувством любви, стал оказывать своей новой супруги повышенные знаки внимания. На ней он совершенно не экономил. Новые платья, украшения, подарки, даже недвижимость, и не только для неё, но и для её родственников. Всё это, скажем так, сильно удивило дочерей Эндрю, которые всё детство провели в нищете, донашивая старые платья и питаясь не самой вкусной пищей. На этой почве отношение дочерей с отцом начали усугубляться. Они отдалились друг от друга ещё дальше, чем после смерти Сары.

Но это не повлияло на характер девочек. Лиззи росла доброй и отзывчивой. Она занималась благотворительностью, обучала детей в воскресной школе, очень любила животных, увлекалась шитьём и часто дарила подарки своим друзьям. Эндрю такое поведение дочери не радовало. Он упрекал её в том, что она так и не нашла себе мужа и до сих пор сидит на его шеи и живёт за его счёт. Эндрю высмеивал интересы дочери и сравнивал её с более успешными дочерями своих знакомых.

После того, как Эндрю подарил дом сестре своей жены, Лиззи и Эмма решили напомнить и о себе. Сёстры напомнили отцу, что они до сих пор являются его дочерями, близкими родственниками, в отличии от сестры Эбби, но своей недвижимости они так и не получили. Девочки, в прямом смысле этого слова, потребовали от отца справедливости, и тот продал им старый дом, где семейство Борден жило до смерти Сары. Покупка обошлась дочерям в один доллар. В последствии девочки начли сдавать дом в аренду, откуда и получали деньги на жизнь.

В мае 1892 году напряжение между Лиззи и Эндрю дошло до пика. Лиззи построила небольшой домик для голубей, которые часто гостили на их придомовом участке. Эндрю это не нравилось, так как птицы привлекали внимание детей, и те начинали шуметь под окнами. Поэтому отец семейства решил проблему радикально. Он зарубил ТОПОРОМ всех голубей.

Эта выходка отца очень разозлила и расстроила Лиззи. Она рассказала всё сестре, и в скором времени обе дочери собрали вещи и уехали в Нью-Бедфорд, чтобы отдохнуть от семейных конфликтов.

Джон Морс
Джон Морс

Девушки вернулись в Фолл-Ривер спустя три недели. Лиззи не хотела возвращаться в дом отца, поэтому сняла комнату в аренду и некоторое время проживала там. Но вскоре она вернулась в отчий дом. Как оказалось, дома её ждал приятный сюрприз. К ним в гости собирался приехать их дядя, брат её почившей матери, Сары – Джон Морс. Он соскучился за племянницами и хотел увидеться с ними, а заодно и обсудить деловые вопросы с Эндрю.

Джон приехал вечером 3 августа и собирался погостить в доме Борден несколько дней. Утром 4 августа за завтраком присутствовали Эндрю, Эбби, Лиззи, Джон и их горничная, Бриджит Салливан. Эмми в это время уехала к своей подруге в другой город. После завтрака Эндрю и Джон отправились в гостиную, чтобы обсудить бизнес. Разговор длился около часа, после чего, в 8:48 Джон Морс уехал порешать какие-то бизнес-вопросы, а заодно и навестить Эмми. Через некоторое время, после 9 часов утра, на свою утреннюю прогулку отправился и Эндрю. В доме остались три человека: Лиззи, её мачеха Эбби и горничная Бриджит. Эндрю вернулся домой примерно в 10:30. Он чувствовал лёгкое недомогание и решил прилечь на диван в гостиной, чтобы отдохнуть. Бриджит тоже чувствовала себя плохо и тоже решила отдохнуть в своей комнате. Её покой прервал крик Лиззи. Когда служанка прибежала на зов, она увидела труп Эндрю, лежавший на диване в гостиной. Лиззи отправила горничную за доктором и тот диагностировал смерть от удара предметом похожим на топор. Через несколько минут на втором этаже был обнаружен труп Эбби, также от удара топором.

Дом семьи Борден
Дом семьи Борден

На место преступления приехала полиция и началось расследование. Пожалуй, самая странная часть всей этой истории. При осмотре тел погибших было установлено, что Эндрю нанесли порядка 11 ударов топором, в том числе и по голове. Эбби нанесли 17 ударов топором в область затылка.

Статья о происшествии в местной газете
Статья о происшествии в местной газете

Первый показания Лиззи свидетельствовали о том, что она услышала стон и скрипящий звук, после чего зашла в гостиную, где и обнаружила труп отца. Но спустя два часа, во время второго допроса её показания изменились. Она путалась в хронологии событий и постоянно меняла информацию о своём местоположение во время убийства. Многие офицеры полиции также были озадачены её спокойствием и хладнокровием. Но подозревать её в первый день никто не стал. Её одежду не осмотрели на наличие пятен крови, а в комнате провели беглый осмотр, после чего оставили девушку в покое. В подвале дома полиция обнаружила два топора и ещё один со сломанным топорищем. Линия излома выглядела свежей, тогда как сам обух и лезвие было покрыто пылью и пеплом, да так, что он выделялся на фоне двух других топоров. Как будто его испачкали специально, чтобы придать вид давно не использовавшегося инструмента. Но не один из топоров так и не был изъят из дома как улика.

Предполагаемое орудие убийства
Предполагаемое орудие убийства

В убийстве подозревали третий лиц. Поэтому в ночь с 4 на 5 августа у дома расставили дежурить несколько полицейских. Подруга Лиззи – Элис Рассел, решила остаться на ночь вместе с Лиззи, чтобы успокоить девушку. Также в доме остался на ночь и Джон Морс, который по менявшимся показаниям свидетелей спал либо в гостевой комнате на чердаке, либо на диване, где был убит Эндрю утром этого же дня. Один из полицейских, дежуривший в ту ночь, видел, как Лиззи и Элис спускались в подвал с керосиновой лампой и помойным ведром. После чего Лиззи вернулась на кухню и, вроде как, отмывала от чего-то свои руки. Но так как было темно, подтвердить показания полицейский не смог.

Через два дня, 6 августа, полиция поняла, что не имеет каких-либо улик и зацепок, поэтому решила провести ещё один обыск в доме. Они осмотрели одежду каждого жильца и изъяли топор. Вечером этого же дня к Лиззи пришли офицер полиции вместе с мэром города и сообщили ей о том, что её обвиняют в убийстве. На следующее утро, подруга Лиззи, Элис, заметила, как Лиззи рвёт и сжигает одно из своих платьев. На вопрос Элис, зачем она это делает, Лиззи ответила, что испачкала платье в краске. Полиции так и не удалось установить, было ли то платье на девушке в момент убийства или нет.

Слушания по делу Лиззи Борден
Слушания по делу Лиззи Борден

8 августа начались слушания по делу. Лиззи очень сильно волновалась и её постоянно успокаивали небольшими дозами морфия, что в конечном итоге повлияло на её показания, девушка путалась и терялась в последовательности событий, отказывалась отвечать на некоторые вопросы. Лиззи уверяла что в то время, когда отец вернулся с прогулки, она находилась на кухне, где читала журнал, затем изменила показания, и сказала, что в это время гладила вещи в столовой. И ещё через несколько минут заявила, что спускалась по лестнице со второго этажа, когда увидела в дверях отца. Лиззи сообщила, что помогла отцу снять ботинки, и надела на него тапочки. Но на фотографии трупа Эндрю видно, что он находится в ботинках.

Путаница в показаниях только усугубляли положение Лиззи и 11 августа её арестовали, и заключили под стражу. Пока Лиззи находилась в тюрьме полиция продолжала расследование. В это время об убийстве узнала общественность. Весь город был уверен в невиновности Лиззи, так как девушка имела безупречную репутацию и никогда не была замечена в чём-то противозаконном.

Слушание дела Лиззи Борден было назначено на 5 июня 1893 года. За пять дней до него в городе произошло ещё одно убийство с помощью топора. Сходство со случаем в доме Борден было поразительным, чем и оперировала сторона защиты.

Основной уликой стороны обвинения был топор со сломанным топорищем. По показаниям одного из полицейских, рядом с топором была найдена и рукоять, которая через несколько дней исчезла. Другой офицер полиции опроверг это и сказал, что не видел никакой рукояти рядом с топором в день убийства.

Официальные зарисовки процесса суда
Официальные зарисовки процесса суда

Как установило следствие, первой была убита мачеха Лиззи – Эбби. Убийца нанёс ей удар топором в область головы, из-за чего женщина упала на пол вниз лицом. После чего ей было нанесено ещё 17 ударов в область затылка. Это произошло в период с 9:00 по 10:30 утра. Отец Лиззи – Эндрю, был убит в период с 10:58 по 11:10. Ему нанесли 11 ударов в область головы. На суде Лиззи рассказала, что примерно после того, как отец отправился отдыхать, она на 20 минут ушла в сарай. Несколько свидетелей подтвердили, что видели, как Лиззи выходила из сарая примерно в 11:03.

Головы Эндрю и Эбби были удалены от тел и представлены в суде в качестве вещественных доказательств. Эта картина шокировала Лиззи, и она упала в обморок.

Одним из основных факторов невиновности Лиззи послужили доводы её адвоката, Джорджа Робинсона. Который по совместительству был ещё и бывшим губернатором штата Массачусетс.

Джордж Робинсон
Джордж Робинсон

Присяжные обсуждали обстоятельства дела на протяжении полутора часов, и в итоге вынесли оправдательный вердикт.

После оправдательного приговора и даже по сей день ходит много слухов о том, что же произошло на самом деле в доме Борден утром 3 августа 1893 года. По одной из версий оправдательный приговор был вынесен только благодаря адвокату Лиззи. Имея большие связи, он смог повлиять на ход следствия и показания некоторых свидетелей, а также был лично знаком с несколькими присяжными.

Присяжные заседатели по делу Лиззи Борден
Присяжные заседатели по делу Лиззи Борден

Причинами убийства могли послужить несколько факторов. По слухам, Эндрю не только морально воздействовал на Лиззи, но и применял к ней физическое насилие, в том числе и сексуальное. На этой почве, по одной из версии, Лиззи и прикончила отца.

Другая версия гласит, что Эбби застала Лиззи и Бриджит во время интимной близости и осудила их, пообещав рассказать об увиденным всем. Лиззи решила действовать радикально и убила мачеху. После чего рассказала о своей связи со служанкой отцу и, не получив от него одобрения, расправилась и с ним. В подтверждение этой версии, якобы на смертном одре Бриджит призналась, что изменила показания в суде, чтобы прикрыть Лиззи. Но официального подтверждения этих слов нет. Также в убийстве обвиняли и Джона Морса, у которого якобы было слишком идеальное алиби. Обвиняли и служанку Бриджет, которая якобы расправилась с хозяевами за то, что те заставляли её мыть окна в жаркие дни. В общем теорий и предположений много. Но что же произошло в тот день на самом деле так и не было установлено.

Зал суда
Зал суда

После суда, сёстры Борден в наследство получили все деньги и имущество своего отца. Они сразу же продали дом, в котором произошло убийство и купили новый, в этом же городе. В 1905 году сестры сильно поссорились, и Эмма съехала от Лиззи, после чего они никогда не виделись.

Лиззи Борден умерла от пневмонии 1 июня 1927 года в Фолл-Ривер. А спустя девять дней умерла и Эмма от хронического болезни почек. Обе сестры были похоронены на кладбище в Фолл-Ривер, рядом со своим отцом, матерью и мачехой.

Лиззи Борден в старости
Лиззи Борден в старости

Своё состояние, а это около 250 тысяч долларов, что эквивалентно на сегодняшний день 5 200 000 долларов, по завещанию Лиззи распределила между своими родственниками и друзьями. 30 тысяч долларов она пожертвовала обществу по защите животных Фолл-Ривер, и 500 долларов похоронной компании, на пожизненный уход могилы её отца.