В рамках перехода государственной власти от скончавшегося монарха к наследнику престола, коронации имели большое значение для Российской империи.
Лучшие портные империи были призваны для создания уникальных коронационных костюмов, которые зачастую представляли собой настоящие произведения искусства.
Коронационное платье Екатерины I
Как вторая супруга Петра Великого, Екатерина I была коронована в Кремле в мае 1723 года. Подготовка была сделана заранее, древняя церемония была эффективно переосмыслена, чтобы соединить европейские и русские традиции. Под бой барабанов, звон колоколов и музыку гвардейских полков Петр с супругой проследовали из Дворца в Успенский собор. Император был одет в шелковый камзол, синие брюки-кюлоты, расшитые серебром, и шляпу с пером. Коронационное платье Екатерины I темно-малинового цвета, густо расшитое серебром, было сшито берлинскими мастерами по испанскому образцу.
Интересно, что платье привезли в Москву еще в разобранном виде, а затем подогнали по фигуре и тут же сшили. Причем сделано это было в спешке: за три дня до коронации наряд императрицы еще не был готов. Пять фрейлин несли роскошное платье. Во время церемонии Петр I собственноручно покрыл плечи Екатерины ризой из золотной парчи, расшитой императорскими гербами и подбитой горностаем, а затем водрузил ей на голову корону.
После смерти Петра Екатерина официально стала первой единолично правящей императрицей Российской империи.
Коронационное платье Петра II
Вряд ли 11-летний Петр II беспокоился о моде и стиле, когда восходил на престол. Ведь французские мастера изготовили для преемника Екатерины I кафтан, камзол и брюки-кюлоты из сверкающей шелковой парчи серебристого цвета, расшитой золотом.
Что касается короны, то парадный символ власти, освещенный свечами в Успенском соборе, должно быть, выглядел невероятно.
Было решено использовать корону жены Петра Великого, но для молодого царя изготовили новую корону, усыпанную бриллиантами, жемчугом, сапфирами и изумрудами, и новую золотую державу.
Парча для императрицы
Приготовления к коронации императрицы Анны велись в спешке.
После скоропостижной смерти Петра II племянница Петра Великого была вызвана в Москву из Курляндии. В феврале 1730 года наследница престола прибыла в Россию, и в конце апреля архиепископ Феофан Прокопович возложил на голову Анны драгоценную корону, украшенную многочисленными бриллиантами, рубинами и турмалинами.
За три месяца портной, которого она привезла с собой, сшил платье из узорчатой лионской парчи с треугольным шлейфом. Ей так понравилась ткань, что она заказала ее и для своих последующих платьев. К наряду императрица добавила ленту ордена Святого Андрея Первозванного.
Носите русское
Императрицу Елизавету можно назвать «иконой стиля». Историк Василий Ключецкий с иронией заметил, что после смерти она оставила 15 000 платьев, два сундука с шелковыми чулками, кучу неоплаченных счетов и недостроенный Зимний дворец. Ее увлечение модной одеждой было таково, что все последние парижские новинки всегда спешили к ней, чтобы она могла надеть их первой.
Но в преддверии своей коронации она заказала все ткани для церемонии исключительно российские. Это включало ее собственное платье: она получила императорские регалии в платье из шелковой парчи серебристого цвета, расшитом золотым кружевом. Императрица задавала моду на многие годы вперед. После ее правления все коронационные платья шили из подобной ткани.
Украшенный орлами
Самая роскошная и великолепная коронационная церемония в истории была, вероятно, церемонией коронации Екатерины Великой, которая появилась в парчовом платье, расшитом двуглавыми орлами и украшенном тончайшими фламандскими кружевами.
Коронационное платье Екатерины Великой.
Ни у кого ни до, ни после не было коронационного платья с такой символикой, подчеркивающей величие российского престола.
Под стать костюму были императорские регалии, которые придворные ювелиры изготовили специально для Екатерины: корона, держава и скипетр использовались на всех последующих коронациях.
Честь полка
Не только императрицы, но и цари также задавали особую моду на коронацию. Например, Павел I решил сделать церемонию еще более символичной и выбрал форму лейб-гвардии Преображенского полка. Строгий зеленый шерстяной мундир с воротником, обшитым малиновым бархатом, был украшен двумя звездами — орденом Андрея Первозванного и орденом Святого Александра Невского.
В ходе церемонии поверх военного кафтана Павла I на манер византийских императоров надевали бархатную тунику с длинными рукавами. На Пасху 1797 года был коронован не только император, но и его супруга. Это была первая двойная коронация в России. Все наследники престола отныне выбирали для церемонии военную форму.
Сарафанный фасон
При Николае II было решено реформировать придворную одежду: дамы должны были быть одеты по-русски, а мужчины — в парадном мундире. Те же принципы применялись и к церемонии коронации. Поэтому, когда началась подготовка к воцарению Николая II, работа началась серьезная. Платье в русском стиле из тяжелой серебряной парчи, изготовленное на фабрике братьев Сапожниковых, было сшито для императрицы Александры.
Ткань сначала была отправлена на раскрой в мастерскую Ольги Бульбенковой в Санкт-Петербурге, а затем отправлена в Московский Ивановский монастырь для вышивки серебряными нитями и жемчугом по мотивам фресок Новоспасского монастыря. И только после этого готовые детали возвращались на сборку.
Коронационные мантии Николая II
Конечный результат был ошеломляющим во всех смыслах этого слова. При всей своей невероятной красоте коронационное платье было необычайно тяжелым, весом 10 кг, к тому же оно сочеталось с таким же тяжелым одеянием из золотой парчи на подкладке из горностая. По традиции, сам Николай II присутствовал на церемонии в мундире полковника Преображенского полка, изготовленном в мастерской Николая Норденстрема, основного поставщика военного обмундирования для нескольких поколений российской императорской семьи.