Найти тему

Магия цифр или как советские пилоты успешно сели на кукурузное поле

В китайской культуре число "8" считается счастливым. Неизвестно что в этой истории сыграло решающую роль: удача или навыки экипажа, но число 8 здесь фигурирует повсеметно.

Итак, вечером 8.08.1970 года Ан-10А Аэрофлота (регистрационный номер 11188) выполнял рейс №888 из Винницы в Симферополь. На борту находилось 107 пассажиров и 7 членов экипажа.

Примерно через десять минут после вылета лайнер занял высоту 5400 метров. Вдруг пилоты увидели в кабине дым и почувствовали запах горящей изоляции. Бортмеханик отправился в салон и доложил командиру что дым идёт из щелей панели на потолке. Командир приказал перейти на аварийное электропитание, снизить скорость и уменьшить мощность двигателей. Затем он выпустил шасси и приступил к экстренному снижению.

Ан-10
Ан-10

На высоте 4000 метров второй пилот выключил отбор воздуха ото всех четырёх двигателей и разгерметизировал самолёт. После этого дым идти перестал. Командир решил лететь в ближайший аэропорт - Кишинёв. Для этого экипаж убрал шасси, но продолжил снижаться до высоты 2400 метров.

Внезапно раздался резкий хлопок, после чего второй пилот и бортмеханик увидели сигнализацию о пожаре в двигателе № 4 (крайний правый). Командир приказал зафлюгировать его воздушный винт и активировать систему пожаротушения. В это же время он начал поворачивать самолёт к ровной местности, которая подходила для вынужденной посадки. Однако, через три минуты, на высоте около 1000 метров, пожар в двигателе прекратился, поэтому командир решил всё-таки попытаться дотянуть до Кишинёва.

Когда до аэропорта оставалось менее 80 километров, бортмеханик доложил о неполадках в гидросистеме. Они могли привести к самопроизвольному выходу воздушного винта двигателя № 4 из режима флюгера и перевести его в режим авторотации. Это случилось когда до кишинёвского аэропорта оставалось 55 километров, а высота составляла 720—730 метров.

Из-за резкого увеличения аэродинамического сопротивления появился правый крен и самолёт начал разворачиваться. Пилоты полностью отклонили рули влево и увеличили режим оставшихся трёх двигателей до взлётного. Однако из-за того, что на правом крыле работал один двигатель, а на левом - два, разворачивающий момент парировать не удавалось и режим работы двигателя №1 был снижен. Экипажу удалось сохранить курс, но самолёт начал снижаться со скоростью 2-3 м/с.

Осознав, что долететь до полосы в этих обстоятельствах невозможно, командир решил совершить вынужденную посадку. В сумерках он обнаружил, на первый взгляд, ровное кукурузное поле. Однако, он не догадывался, что двухметровые стебли скрывали ложбину, которая шла перпендикулярно направлению посадки.

Ан-10 садился "на брюхо". Пробороздив землю, лайнер перескочил ложбину, после чего ударился о её противоположный склон и продолжил движение. Через 275 метров от места первого касания самолёт развернуло и он остановился. Самолёт получил серьёзные повреждения. Экипаж провёл эвакуацию примерно за 15 минут. 4 пассажира получили тяжёлые ранения и 22 человека – лёгкие. На месте катастрофы никто не погиб, но по пути в больницу скончалась одна тяжелораненая пассажирка.

-2

Катастрофа произошла из-за отказа двигателя №4 и пожара в нём. Причиной отказа двигателя стало разрушение роликоподшипника турбины из-за масляного голодания, вследствие перекрытия жиклерных отверстий форсуночного кольца продуктами разложения масла (коксом). Таким образом, виновником происшествия посчитали предприятие - производитель двигателей, допустившее конструктивную недоработку двигателя АИ-20К и не принявшее мер к предупреждению конструктивного дефекта - коксования масла в узле роликоподшипника турбины.

Как отмечали специалисты, Ан-10 был весьма чувствительным к балансу тяги. Отказ первого или четвёртого двигателя приводил к серьезным проблемам с поперечной устойчивостью. А на первых Ан-10 при отказе двух двигателей на одной стороне «ощущение было такое как будто самолет крыло потерял». Удержать можно было только полным вывертом штурвала в обратную сторону. После полного флюгирования происходило все наоборот - если экипаж не успевал на 12 секунде поставить штурвал в нейтральное положение самолет резко входил в обратный крен.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/