В Высшей инжиниринговой школе мы много работаем с данными, используя для этого разные алгоритмы и разные устройства. Мы можем нажать кнопку на телефоне и к перемене вскипятить чайник. Можем получить сообщение от умной двери в телеграм, что преподаватель уже рядом.
Но давайте вернемся к самому началу. Сами по себе данные – что это такое?
Если мы их рассматриваем и говорим про них, что они «большие», или «небольшие», надо понимать, чем они отличаются. Есть информация, есть данные, есть знания.
Данные – это низшая ступень, которая у нас есть. Берем какую-нибудь СУБД, там лежит табличка с какой-нибудь информацией. Ну пусть о продажах. Вот пока эта табличка лежит, но мы в нее не смотрим, не анализируем – это все еще данные. Как только мы начинаем смотреть и интерпретировать – данные становятся информацией. То есть пока человек какие-то данные через некие аналитические инструменты не пропустит, данные не станут информацией.
Даже если мы говорим про автоматизацию, про визуализацию или другие средства переработки данных во что-то полезное, например, из таблички о продажах посчитать спрос, это будут все еще данные. До тех пор, пока на эту табличку кто-то не посмотрит.
То есть пока сознание не начинают работать с данными, это просто данные, по сути некие файлы, которые могут быть организованы как угодно или не организованы вообще, которые где-то хранятся. Как только мы начинаем с ними работать, то есть открывать, смотреть и анализировать, мы получаем информацию.
Сама по себе информация тоже не самоцель. После процесса получения информации должны быть приобретены знания.
Информация становится знанием, когда человек осознает информацию, но и это еще не все (спойлер).
Например, вы знаете что Волга впадает в Каспийское море. Это факт. Как только появятся какие-то связи с другими подобными фактами, тогда мы будем знать, и что такое Волга, и где Каспийское море. У нас в голове будет эта информация. Когда в каких-нибудь нейрончиках, участках мозга будут лежать факты, между которыми есть связь, это уже становится знанием. То есть сама по себе информация, если она не связана с другими какими-то фактами, другого типа информацией, знанием не становится.
Но и это не все.
Вот мы знаем, что у нас есть Волга, есть Каспийское море, одно в другое впадает. Когда мы эти связи начинаем эксплуатировать для решения каких-то задач, мы можем говорить о понимании.
Допустим, вы занимаетесь геологией. Вот вы проанализировали минеральный слой и обнаружили, что есть вот такое море Каспийское, которое отступает и наступает, есть слой, в котором присутствует вода и скорее всего это признаки реки, записали свои выводы в отчет и сдали в научный институт.
Пока этот отчет лежит, это все еще данные. Его кто-то прочитал – он стал информацией. Дальше его кто-то не просто прочитал, а сделал связку –оказывается эта река не просто река, а та самая Волга, и если мы поплывем определенным маршрутом, то в нее рано или поздно упремся. Это уже становится похожим на знания, но мы эти знания пока еще не можем эксплуатировать. Дальше, когда мы осознаем тот факт, что есть река Волга, она впадает в Каспийское море, мы начинаем понимать, что мы можем в Каспийское море добраться по воде определенным путем, который можем специально проложить, начиная хоть от Москвы-реки, это уже понимание. Мы можем этот факт эксплуатировать, он связан с другими фактами, и мы его можем применить для решения конкретной задачи.
Это тоже еще не все.
Если у нас есть данные, информация, знания и понимание, мы рано или поздно достигаем мудрости. Не всегда, конечно…
По материалам вводной лекции к курсу В.С. Кирева "Большие данные. Машинное и глубокое обучение"
#bigdata #технологии #цифровизация #наука и техника #it-технологии
Магистратура ВИШ МИФИ готовит специалистов в области цифровой трансформации жизни, цифровой трансформации экономики, цифровой трансформации технологии и индустрии