Найти тему

Дедовы байки

540 прочитали

Охотничьи рассказы (окончание).

Что отличает заядлого охотника? Страсть к этому делу. Он готов с удовольствием рассказывать о трофеях, о том, как их выследил и добыл, вдаваясь в бесконечные подробности своих охотничьих приключений. Михал Иваныч же всегда воспринимал охоту как необходимость, как занятие, без которого просто не выжить в маленькой сибирской деревеньке, а не как захватывающее хобби. Подозреваю ещё, что ему было элементарно жалко лесных зверей и птиц и не нравилось их убивать. Но он с удовольствием рассказывал о случаях, приключившихся с другими деревенскими охотниками.
Фото автора. Картина В. Зайцева. Галерея г. Казань
Фото автора. Картина В. Зайцева. Галерея г. Казань

Лето в Прибайкалье - время короткое и горячее во всех смыслах: и погоды стоят жаркие, и работы у деревенских выше крыши. За считанное время надобно столько всего успеть! И на поле колхозном потрудиться, и на своём участке много чего посадить да вырастить, дом и хозяйственные постройки обиходить, дров на зиму заготовить, рыбы наловить, накоптить-навялить... Да мало ли что ещё! Были и такие работы, которые требовали усилий всей деревенской общины. К примеру, на покос отправлялись все дееспособные мужики. А самая сочная и густая трава росла на островах, и, чтобы не тратить время на дорогу, мужики грузились на лодки и отправлялись туда на несколько дней с ночёвками.

В деревне оставались женщины, старики и мужики-калеки. Таких было немного, но и для них находилась работа: за стадом колхозным приглядеть или в случае чего весточку из деревни привезти. Но иногда им выпадала сложная и по-настоящему опасная задача...

В один такой знойный летний день, когда все отправились на покосы, прямо на глазах у всей деревни из тайги вышел медведь и напал на колхозное стадо коров. Очевидцы рассказывали, что косолапый, не скрываясь, выскочил на опушку и погнался за ближайшей тёлкой. Он на полном ходу ударил её сзади и выдрал когтищами огромный кусок мяса. Корова пробежала по инерции ещё несколько десятков метров и упала замертво, а хищник ретировался в лес лакомиться говядиной.

Появление медведя вблизи человеческого жилья само по себе было из ряда вон выходящим событием. А уж нападение на домашний скот и вовсе криминалом: теперь этот зверь никуда не уйдёт, пока не перережет всё стадо. К тому же, раз уж он отважился выйти к людям, с ним явно какой-то непорядок: он либо стар, либо ранен, либо привык охотиться на домашних животных, а значит не боится людей. Это со всех сторон плохо. Такую проблему необходимо решать по горячим следам.

А в деревне, как назло, не осталось ни одного стоящего охотника, только "битый да грабленный": Витька Косой и Ванька Хромой. Какие из них охотники на медведей? Но делать неча - снарядили и их на охоту, больше некого. Взяли они ружьишки, подтащили останки коровы к ближайшему дереву и кое-как соорудили на его ветвях ла́баз - настил, с которого удобно было выследить и пристрелить медведя, когда он снова выйдет к своей жертве. А он обязательно выйдет - голод не тётка.

Ещё засветло охотники вернулись к дереву и заняли своё место на ла́базе. Очередной жаркий день заканчивался, солнце неспеша укатилось за верхушки деревьев и вскоре наступила непроглядная ночная темнота. Как на грех, случилось новолуние, и, кроме мерцающих звёзд, ничто больше не освещало поле предстоящей битвы. Витька с Ванькой с непривыки быстро устали напряжённо вглядываться в этот чернильный мрак, поэтому непрестанно елозили, меняли положение тела, расправляя затекшие конечности, и курили, чтобы отогнать накатывавшую дремоту. Только это им не помогло и незаметно для себя они крепко заснули.

Судя по всему, медведь уже давно наблюдал из своего укрытия за двумя людьми. Он их не боялся, но знал, что они могут представлять опасность, поэтому выжидал и не подходил к трупу коровы, хотя уже здорово проголодался. Наконец возня на дереве стихла, слышалось лишь мерное дыхание людей. Воспользовавшись этим, хищник неслышно, как умеют только хищники, подкрался к дереву и то ли из любопытства, то ли разозлившись на этих двух, так долго мешавших его трапезе, полез вверх на ла́баз.

Кто знает, чем бы кончилась эта охота для двух горе-охотников, но к счастью в этот момент Витька во сне выпустил ружьё из рук, и оно, прошуршав по ветвям, ударилось о землю и выстрелило. А Ванька спросонья нажал на курок своего ружья. Раздался второй выстрел. Медведь взревел в двух метрах от охотников и, напуганный, ломанулся в тайгу. А Ванька с Витькой провели остаток ночи не сомкнув глаз и трясясь от страха с одним заряженным ружьём на двоих. За вторым до самого рассвета они не посмели спуститься.

Наутро охотники вернулись в деревню и рассказали всё, как было, добавив, что больше ни за какие коврижки на ла́баз не полезут. Пришлось отряжать гонца на острова за настоящим охотником - дело-то принимало серьёзный оборот. Раз медведь не только не испугался людей, но даже вскарабкался на дерево с явным намерением ими поживиться, значит он был смертельно опасен для всех. Его следовало непременно выследить, даже если хищник сильно испугался и ушёл в тайгу.

Опытных следопытов в деревне хватало, и один из них к полудню прибыл с островов, не мешкая отправившись по следам зверя. К своему удивлению охотник обнаружил, что оказывается медведь ранен! Видимо шальная пуля удивительным образом достала его: за зверем тянулся отчётливый кровавый след. Однако немного погодя охотник сообразил, в чём дело. Обилие и расположение пятен крови о многом ему рассказали, и дальше он шёл уже практически не скрываясь, уверенный, что вот-вот обнаружит бездыханную медвежью тушу.

- Вот так, километрах в полутора от ла́база я и нашёл косолапого, - рассказывал потом охотник в деревне. - Лежал он в буреломе мертвее мёртвого, а вокруг кровишши порядошно напачкано. Витька с Ванькой, конешно, стре́льнули. Не без этого. Но шиш куда попали, понятно дело. Шкуру, стал быть, мишке не попортили. Как говорится, нет худа без добра. А бедолага своей смертью загнулся. От испуга кровавым поносом изошёл. Медвежья болезнь с ним приключилась. Ясно дело, не позавидуешь ему, ан неча было нашу скотину трогать!

Тем же летом, но уже ближе к концу произошла такая же трагедия - медведь снова зарезал корову. Её отсутствие в стаде обнаружили лишь к вечеру, поэтому подготовить ла́баз времени не было. Но это не остановило двух заядлых медвежатников - братьев Николаевых. Они быстро прихватили оружие и забрались на ближайшее к лежащему трупу коровы дерево. Наступившая ночь была также безлунна, и охотники тоже не видели ни зги. Зато они прекрасно услышали, что медведь пришёл и теперь трапезничает, громко чавкая и шумно вздыхая. Братья, не сговариваясь, прицелились на слух и выстрелили почти одновременно. Раненый медведь яростно заревел от боли и неожиданности, а охотники, не дав ему опомниться, спрыгнули с дерева и закончили дело, заколов его охотничьими ножами.

Как говорится, сценарии похожие, но насколько разная драматургия!