Заниматься эстрадой я начала весьма спонтанно, не планируя создавать под это отдельный канал и прочее. Всё начиналось весьма спонтанно. В 2017 году я начал танцевать танго, слушал музыку, изучал исполнителей. И в процессе на втором году занятий познакомился с музыкой русского танго. Первой мелодией стало "Чёрные глаза" Оскара Строка в исполнении Петра Лещенко. Потом я нашел книгу воспоминаний певца и нашёл там ещё новые имена. Но кто были все эти забытые исполнители: Морфесси, Плевицкая, Кремер, Сокольский, Дулькевич? Так я начал собирать сведения, чем занимаюсь уже три года. И мои поиски уже перешли за грани просто музыки и танцев. Проще говоря, я изучаю эстраду во всём её многообразии.
Основные источники, конечно, текстовые. Чаще это книги воспоминаний артистов эстрады разных жанров: комики (Аркадий Райкин, Рина Зеленая), популярные певцы (Вертинский, Козин, Утёсов), оперные классики (Шаляпин, Лемешев), куплетисты (Илья Набатов), театральные деятели (Борис Филлиппов, Наталья Сац, Алексей Алексеев). Дополняю всё по материалам прессы, дореволюционной, советской, русского зарубежья. Весь этот объём я охватываю из-за малого количества профессиональной литературы в области изучения эстрады. История нашей массовой музыки часто тонет в мифах, слухах, легендах и домыслах. Конечно, есть книги Елизаветы Уваровой - самой известной исследовательницы, автора словаря "Эстрада России. ХХ век", а также ряда монографий. Проблема в том, что часть её работ, например трехтомник "Русская советская эстрада", выходили при советской цензуре. Поэтому они страдают от недосказанности. Дополняют их книги Глеба Скороходова и Бориса Савченко. Но всё же при этом нету какой-то стройной картины истории эстрады. Лучше всех это постарался сделать Лев Мархасёв в исследовании "ХХ век в лёгком жанре", но это именно хронограф, раскладывающий изменения эстрады в России. При этом в стороне оказывается музыка русского зарубежья, которая является отдельным пластом. Хорошую работу сделал Михаил Близнюк, в книге "Замечательная Маруся Сава" он собрал информацию по исполнителям Русской Америки. А ведь были исполнители в Германии и Франции, Латвии и Польше, Румынии и Югославии.
Кстати, корпус музыки Европы 1920-30-х тоже очень интересен, особенно когда узнаешь внезапно при прослушивании знакомые мелодии. Вместе с этим можно понять эпоху разных стран. У нас привыкли судить по эпохе в первую очередь по литературе, откидывая назад музыкальный фон. А ведь музыка на пластинках дошла с самого начала ХХ века и по ним можно составить музыкальную картину той же России. Грустные романсы времён Николая II, бойкие фокстроты эпохи НЭПа, бодрые марши эпохи пятилеток 1930-х, военная лирика или советские аранжировки испанских песен Хрущёвской оттепели.
Но еще самое главное, почему я изучаю старую эстраду - в её звучании. Для многих в современном веке кажется, что музыка первой половины ХХ века уже старомодна и неактуальна. Но вот я танцую танго как раз под музыку этого периода. Почему тогда не может быть интересна остальная? В жанре танго, как показали мои поиски, отметились чуть ли не все европейские страны от Франции до Швеции, и даже часть азиатских, как Китай и Япония. Объём собранной мною музыки на данный момент в электронном объёме составляет почти 30 Гб. И всё это занятные меодии, не уступающие современным. А основная проблема современных исполнителей в том, что многие из них добавляют очень много лишнего - в музыке ненужный бит, а голос переходит с вопля на хрип, свист и шёпот. Всего этого не найдёшь у эстрадников прошлого. За это их приятно слушать.
Собранные материалы вскоре я начал превращать в маршруты для экскурсий. Свой дипломный проект - "Эстрадная Тверская. От кабаре до мюзик-холлов" я разработал в 2021-м и с тех пор также открываю для себя родной город с разных сторон. В этом дополнительный плюс эстрады - она окружает нас повсюду, просто мы её не замечаем.
Григорий Кириллов, 12.02.2023