Итальянский дом моды Sorelle Fontana (что в переводе – «Сестры Фонтана»), был основан в Риме в 1943 году тремя молодыми итальянками – Зои, Миколь и Джованной.
Миколь прожила 102 года и умерла в 2015-ом, успев принять участие в съемках фильма о ней самой, её сестрах и её семье за несколько лет до своего ухода. Если вы, как и я, мало что знали о сестрах Фонтана, то как вам такая информация об их клиентах:
- В «Римских каникулах» Одри Хепберн была в платье Фонтана
- Ава Гарднер очень любила дом Фонтана и часто использовала их наряды и в фильмах, в которых снималась, и в жизни.
- Постоянными заказчиками сестер были Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Анита Экберг, Джоан Коллинз, Маргарет Труман, а также представители высшего света - королева Сорайя, инфанта Беатрис Испанская, Фредерика Ганноверская.
Неплохой список, правда?
🎬 Ателье Фонтана – сестры моды (2011)
Atelier Fontana - Le sorelle della moda
В фильме (из 2 серий, каждая примерно по 2 часа) уделено внимание всем сестрам, но акцент сделан на драматичной судьбе средней, Миколь, пережившей обеих сестер, и старшую, и младшую.
Тут сразу же уместно сказать, насколько мне понравились актрисы, воплотившие образы Фонтана в фильме. Чистый восторг, одна другой лучше, я просто любовалась, честное слово.
Старшая Зои (Анна Валле) (1911-1979) – умная и практичная, сдержанная и рассудительная, несколько консервативная во взглядах. В начале фильма видно, что именно Зои больше всего уделяет внимание мать, считая её самой благонадежной. Зои плохого не сделает. Зои умница. На Зои можно положиться. С Зои не пропадешь.
Еще в семейном ателье именно у Зои было больше всего клиентов, ей доверяли. Конечно, мама любит всех троих, дальше это будет видно, но поначалу даже как-то обидно за двух других дочерей, особенно за Миколь.
Средняя Миколь (Алессандра Мастронарди) (1913-2015) – самая эмоциональная и живая, мечтающая бунтарка, которая не боится смелых экспериментов, чем неизменно шокирует мать. Но не будь Миколь такой отчаянной, вряд ли мир вообще узнал бы о том, что где-то есть такая семья, как Фонтана.
Младшая Джованна (Федерика Де Кола) (1915-2004) – само спокойствие и уравновешенность. Такой баланс между старшей и средней сестрами. Джованна милая, добрая, отзывчивая и очень трудолюбивая.
Как вы поняли, сестры были очень разными, но главное, что их объединяло – несомненный талант, умение и желание работать, старательность, усердие и сила воли. Без труда не выловишь и рыбку из пруда – это про Фонтана.
Девочки Фонтана родились в провинциальном городке Траверсеколо недалеко от Пармы в полной и дружной семье, сумевшей научить дочерей главному в жизни – даже если упал, и упал очень больно - встань и иди дальше.
Шить сестры научились ещё в раннем детстве, ведь их мама была портнихой. В 1907 году она открыла собственное крошечное ателье, где стали работать Зои, Миколь и Джованна, когда подросли. В 1936 году, после того, как Зои вышла замуж, а Миколь рассталась с молодым человеком, которого очень любила, сестры с благословения родителей отправились покорять Рим. Без денег. Без связей.
Большой город сразил наповал и возможностями, и жестокостью. Джованна подшивала подолы платьев дома, Зои и Миколь трудились в тяжелых условиях в разных ателье и откладывали деньги на свое собственное.
Зои забеременела. К Миколь приехал её Энрико Ланди, чтобы начать все с начала. Ох и гад же был этот Энрико! И мудрая Зои, и мама с самого начала понимали, что такие люди не меняются. Но Миколь в очередной раз доверилась ему, эгоисту, любителю красивой жизни, который только и делал, что тратил деньги. Последней каплей стало то, что однажды Энрико для того чтобы угостить друзей в ресторане, взял все накопленные сестрами деньги. Беременная Миколь выставила его чемодан за дверь. В следующий раз они увиделись, когда он попытался забрать у неё дочь. Ещё раз – через много лет при очень трагичных обстоятельствах.
Ох, как много всего было в жизни Миколь. Несчастная любовь, предательство мужа, невозможность расторгнуть церковный брак и самое главное – дочь. Не буду рассказывать детально, смотрите сами. Меня тронуло до слёз.
«Сердце у меня в тот день колотилось! Хотя, если подумать, вся моя жизнь прошла как один удар сердца».
Миколь Фонтана
Поэтому от личного перейду к профессиональному. Молодые матери Зои и Миколь вынуждены опаздывать на работу, бегать время от времени к грудным дочкам, за которыми присматривает Джованна, работающая дома. Они не высыпаются, берут недоделанную работу домой и находятся на грани. Истощение моральное и физическое.
Все меняется, когда однажды Зои возвращается с работы с сообщением о том, что её уволили, а Миколь не может смириться с деспотизмом и несправедливым отношением своего шефа, который использует её талант и выдает за свой перед знаменитыми римскими клиентками.
Идет война, но сестры решают, что пора открывать своё ателье. Когда, если не сейчас? И в 1943 году делают это.
Настоящий успех пришел к Фонтана, когда актриса Линда Кристиан после случайного знакомства с Миколь в 1949 году заказывает у неё платье для собственной свадьбы не с кем-нибудь, а с одним из самых желанных мужчин тех лет, кумиром многих женщин и завидным холостяком, голливудским актером Тайроном Пауэром. (К слову, их старшая дочь та самая Ромина Пауэр, будущая певица и жена Аль Бано).
С тех пор о доме Фонтана заговорили. Все хотели свадебное платье от Фонтана. Или вечернее платье от Фонтана. Или какое угодно платье от Фонтана. Сестры становятся знамениты, но слава дело проходящее. Для того, чтобы «успех был успешным» требуется колоссальный труд. А трудиться девушки умели.
И вот уже готова самая элегантная униформа для стюардесс международных полетов Alitalia, организован показ в Голливуде, и 1960-х годах на американском рынке появляется линия прет-а-порте от сестер Фонтана. Уникальные платья, стиль которых не похож ни на Диор, ни на какой-либо другой известный дом мод. О Фонтана узнал весь мир. Одной из самых известных их работ стало весьма необычное платье-сутана, которое, тем не менее, было одобрено самим Ватиканом ещё до его выпуска.
Если честно, я от фильма в восторге. Чтобы подытожить, попробую коротко объяснить, почему:
- Превратности судьбы сестер. Просто не оторваться. Я переживала, замирала, смеялась и плакала. Любовь между сестрами, любовь женщины к мужчине, любовь родителей к детям, любовь к профессии.
- Дань эпохе. Какое же это удовольствие - рассматривать костюмы и платья, прически и туфли, нити жемчуга, серьги и броши. Визуально фильм очень красивый. Сестры Фонтана – просто сама элегантность и изящество.
- Возможность понаблюдать за рабочим процессом от идеи до воплощения, со всеми трудностями, которые возникают на пути. Это большой и сложноустроенный мир творческих людей, куда на несколько часов нам приоткрыли дверь.
- Это и мир Италии – и шумного Рима, и провинциального городка. Колоритно, самобытно. С мелодиями уличного шарманщика, консервативными семейными традициями и национальными блюдами наподобие таглиателли.
- Это история о сильных и талантливых женщинах, которых не сломили удары судьбы. И этим нельзя не восхищаться. Обязательно буду пересматривать фильм.
Умей поставить в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело.
И только воля говорит: «Иди!»
Редьярд Киплинг
Спасибо за ваше внимание, друзья.